Вот, казалось бы, 24-летнего Евгения ждал невероятный успех после его блистательной дебютной роли в драме Юлия Райзмана "Коммунист". До сих пор многие актёры восхищаются его мужественным Василием Губановым, особенно отмечая пронзительную сцену с рубкой огромных, упорно не желающих падать, деревьев.
Но только спустя два года, этого крайне востребованного артиста, приглашают в эпическую постановку Михаила Калатозова "Неотправленное письмо". А в 1961-м Григорий Чухрай доверил Евгению главную роль "лётчика-испытателя" в своей картине "Чистое небо". И многие любители советского кино до сих пор задаются вопросом - как такой невероятный, диковинно одарённый фактурой и талантом артист, сыграл так мало в нашем кино?
А всё дело в бесконечных сомнениях Урбанского в своих актёрских способностях. Причём, его даже не смогли убедить - ни истинное восхищение критиков, ни верная любовь зрителей. Возможно, довольно сильно на его ранимой душе сказалось и нежданное расставание с прекрасной Татьяной Лавровой. Не понятно, однако, зачем Евгению было сознаваться своей излишне впечатлительной пассии о "неудачной поездке" в Ленинград, после чего молодая актриса уже не смогла больше встречаться со своим возлюбленным.
А в 1964 году Урбанский снялся в своей последней знаменитой драме "Большая руда", где его отважный герой, к сожалению, погибает. Жаль, а ведь начиная с 1958 года этот уникальный, так никем и не превзойдённый актёр, мог бы сыграть множество монументальных ролей, но ... он так и прожил эти важные годы... в странных сомнениях... .
Другое дело - прекрасный с середины 70-х, могучий и интересный Валентин Гафт. Кстати, а вам не кажется несколько странным, что две его первых жены были, соответственно - манекенщицей и балериной?
Да и его необычная для того времени привычка "накачивать торс", тоже намекает на некоторые неожиданные комплексы. К тому же, в отличие от потрясающего дебюта Урбанского в "Коммунисте", первое появление 21-летнего Валентина на экране в фильме Михаила Ромма "Убийство на улице Данте" не могло не произвести на начинающего артиста весьма удручающего впечатления. И действительно, в этой откровенно слабой картине Гафт просто ... .
Но ещё один скандальный эпизод, который мог сильно воздействовать на взрывную психику артиста, было внезапное отлучение Плучеком его от роли графа Альмавивы в спектакле "Безумный день или Женитьба Фигаро". На одной из репетиций режиссёр при всех назвал Гафта "солдафоном" и тот вскоре подал заявление об уходе. Добавило обиды ещё и то обстоятельство, что именно Валентин в большей степени поспособствовал появлению в театре Сатиры... этой великолепной постановки. Но ... .
Мне кажется, что реальный талант столь впечатляющего мужчины стал заметен лишь начиная с телеспектакля Анатолия Эфроса "Таня" 1974 года. Но окончательно закрепила успех, уже и 40-летнего Валентина Иосифовича, великолепная роль лукавого дворецкого Брассета в чудесной комедии "Здравствуйте, я Ваша тётя".
Но, конечно, лучшей работой в кино у артиста навсегда останется его интересный "жених Игорь" в одной из самой чудесной советской мелодраме, "Дневной поезд" 1976 года. Неизвестно, как с его сомнениями справлялась великая Инесса Селезнёва, но в этой роли Гафт поистине великолепен.
Трудно понять, как бы смотрелся в комедии Рязанова "Гараж" прекрасный Олег Басилашвили, приглашённый Эльдаром Александровичем сыграть, кстати, "ветеринара НИИ" Валентина Сидорина, но представить кого-то лучше Гафта, ловко уворачивающегося от "глубоководной рыбины", практически невозможно. Но, конечно же, вечно сомневающийся артист" поначалу отказывался и от этой выигрышной роли. А ещё, я уверен, что несколько лет спустя после выхода на экраны популярного фильма "Чародеи", именно Валентин Иосифович не хотел вспоминать о своём участии в этом ... .
Конечно, сегодня видя на экране двух этих уникальных актёров, вряд ли у кого может возникнуть мысли о том, что эти реальные советские мачо могли быть столь трепетными и сомневающимися. Но это, как ни странно, было именно так. И хорошо, когда у режиссёров был запас вечно дефицитной плёнки, дабы бесконечно переснимать дубли с перманентно недовольным собой... Гафтом... .