Все знают, что "Перестройка" была периодом, который длился с 1980 по 1991 год, направленным на преобразования в жизни светского общества, что привело к распаду СССР и отказу от социалистического пути развития страны.
В 1985 году Михаил Сергеевич Горбачёв был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. Он, в свою очередь, был сторонником новых идей и считал, что за прошедшие десятилетия от людей скрывалось много информации, что ограждало их от настоящего и прошлого и, следовательно, не позволяло строить будущее. 23 апреля того же года была провозглашена необходимость улучшения экономической системы СССР — то есть был взят курс на "Перестройку". Однако эти меры касались только экономического направления. Реформа, которая начала затрагивать такую сферу, как средства массовой информации, была установлена лишь в январе 1987 года. Именно тогда на пленуме ЦК КПСС "Перестройка" была провозглашена новой государственной идеологией. В том же году была опубликована книга Горбачёва "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Основная её идея заключается в признании целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости его составляющих государств. Впервые независимое мнение, отличное от других и от мнения государства, перестало считаться преступлением.
М.С. Горбачёв объявил все предыдущие десятилетия периодом застоя. И с помощью Перестройки он собирался демократизировать страну. Система СМИ, по мнению партии, должна была помочь народу изменить своё мировоззрение, понять прошлое и настоящее и развить новое мышление. То есть требовался механизм, который позволял бы контролировать народ в процессе перестройки государства. Поэтому в этот период появилась политика гласности, что означало открытость любой информации.
12 июня 1990 года Верховный Совет СССР принял Закон "О печати и других средствах массовой информации". В первых строчках закона говорилось: "Печать и другие средства массовой информации свободны. Цензура отменяется". КПСС имела монополию на права на прессу. Хотя пресса всё ещё считалась оружием влияния, благодаря гласности она наносила удары по основам тоталитаризма, что привело к его краху.
Структура СМИ развивалась в целом. Тиражи газет, журналов и книг росли. При этом в новостях начали освещаться более политические события, в том числе международные новости.
СМИ получили большую свободу слова о существующих реалиях, о всевозможных "безобразиях, слабостях и пробелах", о которых ранее было запрещено говорить. Таким образом, люди перестали доверять своему правительству, начали поддерживать СМИ и выступать против государственной власти. В результате СССР потерял рычаг управления Перестройкой. Стране понравилась свобода, и люди захотели большего.
Появились новые издания: "Неизвестная газета", "Куранты", "Совершенно секретно". Еженедельник "Куранты" стал первой попыткой освещать новости независимо от политической партии. Журнал "Огонёк" пользовался большой популярностью. В 1986 году по просьбе Михаила Горбачёва и Александра Яковлева главным редактором "Огонька" стал Виталий Коротич. С его приходом журнал радикально изменил стиль подачи материала. Журналистика "Огонька" стала школой демократии в стране, жаждущей свободы. Разоблачения стали основным смыслом всей журналистики. Именно "Огонёк" начал эту идею. В то время журнал был известен не только в стране, но и во всём мире. С ним связывают эпоху гласности, смену политической системы, крушение советской власти — сначала в умах людей, а затем и в реальной жизни. Многие статьи в "Огоньке" — "Ждановская жидкость" Юрия Карякина, открытое письмо следователей Прокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артёма Боровика — становятся символом новой эпохи.
Радио получило большую свободу. В 1990 году было более 5000 местных (московских) радиостанций. 22 августа 1990 года начала вещание радиостанция "Эхо Москвы", которая была независима от Гостелерадио. Это позволило ей освещать больше актуальных новостей.
Большинство населения страны смотрело телевидение. Благодаря политике перестройки, Первая программа была доступна в самых отдалённых уголках страны, Вторая транслировала сессии Верховного Совета СССР, Третья предназначалась для москвичей, а Четвёртая была образовательной программой.
В конце 1985 года советская пресса опубликовала интервью с президентом США Рональдом Рейганом — первое за 25 лет. До этого президент Джон Кеннеди общался с советской прессой, давая интервью Алексею Аджубею для "Известий". После публикации The New York Times написала, что некоторые высказывания президента США подверглись цензуре. Рейган резко высказался об Афганистане, его речь была опубликована в целом, но некоторые формулировки были удалены.
Горбачёв, встречаясь с главными редакторами, привёл эту публикацию в пример нашей открытости, заявив, что они долго совещались наверху и решили, что всё-таки не нужно ничего вырезать, что нам нечего бояться. Он сам активно начал общаться с западной прессой и очень понравился Западу. Маргарет Тэтчер сказала, что с ним можно иметь дело.
Ранее закрытые архивные и библиотечные фонды были открыты для исследователей. Ураган новой информации быстро разрушил всю систему мифов, на которых базировалась официальная идеология. Инициаторы Перестройки не были готовы к такому результату.
СМИ, несмотря на все попытки их сдержать, отражали реальные проблемы жизни. Борьба с "застоем" способствовала быстрой политизации и расколу советского общества.
Положительными аспектами стали появление прямых эфиров на радио и телевидении, появление живых репортажей с места событий, обсуждений, бесед, круглых столов, телемостов, как международных, так и внутренних. Журналисты, олицетворявшие новую эпоху в журналистике, стали любимцами публики: В. Познер (телемосты с Америкой), В. Листьев, А. Любимов, А. Политковский, А. Захаров ("Взгляд"), В. Молчанов ("До и после полуночи"), А. Невзоров ("600 секунд"), Б. Куркова ("Пятое колесо") и другие. Их популярность среди народа достигла таких высот, что многие журналисты были избраны в органы власти: депутатами Верховного Совета СССР, РСФСР, а позже Государственной Думы Российской Федерации.
Конечно, если не учитывать множество недостатков "Перестройки", которые сильно повлияли на развитие страны, то развитие СМИ, напротив, хорошо прорвалось вперёд и начало развиваться в полной мере. И я считаю, что это почти единственная сфера, в которой "Перестройка" достигла успеха.