Установлены ли действующим законодательством РФ критерии определения новизны технологии?
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
Согласно подп. подп. 12, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») (в редакции, действующей с 1 сентября 2024 г.) объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2023 г. № 673-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения подпункта 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции данного Федерального закона) применяются с 1 сентября 2025 года.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 9 указанного Федерального закона до 1 сентября 2025 года под объектами государственной экологической экспертизы, указанными в подпункте 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции данного Федерального закона), понимаются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Таким образом, до 1 сентября 2025 года объектом государственной экологической экспертизе являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
При этом с 1 сентября 2025 года государственной экологической экспертизе будут подлежать проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы.
В соответствии с абз. 3 Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» по мнению Минприроды России, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.
По аналогии к новой технике можно отнести технику, которые впервые будет применена на территории Российской Федерации.
Необходимо отметить, что иных критериев «новых техники и технологии» ни законодательство, ни разъяснения государственных органов не содержат.
При этом действующим законодательством не установлен и перечень документации, подтверждающей факт применения технологии на территории Российской Федерации.
Таким образом, любые сведения, достоверно свидетельствующие о том, что технология ранее применялась на территории Российской Федерации иными лицами, могут рассматриваться в качестве доказательства того, что технология не является новой.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1247 Гражданского кодекса Российской Федерации ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности может осуществляться заявителем, правообладателем, иным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в указанном федеральном органе, или через иного представителя.
В случае отсутствия сведений, достоверно свидетельствующие о том, что технология ранее применялась на территории Российской Федерации, для подтверждения отсутствия новизны технологии может быть использовано, в том числе, заключение патентного поверенного, свидетельствующее о невозможности получения патента на указанную технологию.
Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно выделить следующие подходы к правоприменению:
Определение Верховного суда Российской Федерации от 8 декабря 2021 г. № 303-ЭС21-23557 по делу № А51-7205/2020:
Общество указывало, что технологическое оборудование по переработке изношенных шин с помощью которого планируется вести свою деятельность не является новой техникой или технологией, и впервые предлагаемой к использованию на территории Российской Федерации, что влечет отсутствие обязанности в проведении ГЭЭ.
Отклоняя довод Общества об отсутствии необходимости проведения ГЭЭ, так как аналогичное оборудование используется в хозяйственной деятельности иных лиц, суды указали на отсутствие доказательств прохождения ранее процедуры государственной экологической экспертизы по заявлениям иных лиц документации на технологическую линию по переработке изношенных шин в резиновую крошку, а также на спорное оборудование. При этом суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о невозможности подтверждения отсутствия необходимости проведения государственной экологической экспертизы применением аналогичного технологического оборудования по переработке изношенных шин иными хозяйствующими субъектами в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, так как такое применение является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2021 г. по делу № А60-51085/2020:
Росприроднадзор основывал новизну технологию тем, что используемая технология отсутствует в Банке данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее - Банк данных).
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что Банк данных содержит информацию не обо всех технологиях использования и обезвреживания отходов, поскольку информация в него поступает на основании данных юридических лиц, в том числе информации о проведенных в этой части государственных экологических экспертиз. Росприроднадзор не осуществляет самостоятельных действий по поиску используемых в РФ технологий. Указанный банк не используется в качестве единственного источника, на основании которого можно делать вывод о новизне технологий.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2021 г. № Ф09-9/21 по делу № А60-19282/2020:
Росприроднадзор отказал Обществу в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании того, что Соискатель лицензии не соответствует лицензионным требованиям по причине непредставления положительного заключения государственной экологической экспертизы на технологию утилизации (рециклинга) перечня отходов, указанных в заявлении о предоставлении лицензии.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что упоминание о технологии получения товарного щебня путем грохочения металлургических шлаков, планируемых к использованию, содержится в справочнике по наилучшим технологиям ИТС 3-2015 (ИТС 3-2019) – «Производство меди», а также в ИТС 26-2017 «Производство чугуна, стали и ферросплавов».
Соискатель лицензии не планировал повторное применение отходов (рециклинг) по прямому назначению, а планировал использовать отходы для производства товарной продукции - песка и щебня из металлургических шлаков, в соответствии с перечисленными выше ГОСТами.
Доказательств того, что предполагаемая технология получения Соискателем лицензии щебня путем грохочения металлургических шлаков является новой, Росприроднадзором не было представлено.
Суд отметил, что требование о проведении ГЭЭ в отношении технологии утилизации (рециклинга) заявленных отходов, получаемую в результате утилизации таких отходов, не основывается на действующем нормативном регулировании.
Перечисленные выше государственные стандарты содержат все необходимые требования по производству готовой продукции, в частности песка из шлаков цветной и черной металлургии, а также требования к готовой продукции, что исключает необходимость разработки дополнительных технических регламентов, технических условий с каталожными листами, являющимися неотъемлемой частью соответствующих технических условий.
Исходя из вышесказанного и анализа судебной практики, для оспаривания факта новизны технологии целесообразно ссылаться на применение данной технологии ранее и прохождение проекта технической документации этой технологии процедуры государственной экологической экспертизы или указать на наличие всех необходимых требований к оспариваемой технологии в государственных стандартах.