Приветствую, друзья, а вы помните, какими были учителя в советской школе? И что сейчас происходит в сфере образования? Один мой знакомый всех удивил, когда поступил на педагогический. У нас же привыкли, что в учителя идут девушки, а тут парень. Сначала посмеивались, а потом, когда он стал работать учителем физики, поняли — у человека призвание. Проработал 7 лет и ушел в таксисты — рассказываю, что случилось и почему учитель должен быть голодным.
Физика, химия, да какая разница
Первое, с чем столкнулся в школе мой знакомый, была нехватка кадров. Увы, но несмотря на повышение зарплат для учителей в последние годы в эту сферу молодежь идет с большой неохотой. Пришел в свою школу и на первом же собрании завуч его огорошила — будешь вести и химию. Учебный план проработаем, поможем, осилишь — если настроен на работу. Ошарашенный знакомый, который не был готов к такому повороту, понял — если не согласится, нормально работать не дадут.
В общем стал работать почти на две ставки — слава богу к концу первого учебного года новая «химичка» нашлась. Переманили женщину из другой школы, так как ее сын пошел в школу знакомого.
И это огромная проблема для наших школ. Недобор кадров приводит к фантастическим нагрузкам. Это только кажется — что такого урок по плану провести, на самом деле на каждом уроке учитель не только объясняет материал, но и взаимодействует с учениками. А в каждом классе по 30 голов и каждая со своими претензиями — отдельно напишу, в чем разница между нынешними детьми и советскими школьниками.
Каждому объясни, выслушай, втолкуй, проверь их работы. А если лабораторная, так надо следить, чтобы «цветы жизни» реактивы не сперли, или друг на друга не вылили — такое тоже случалось, а учитель во всем виноват.
Но это все лирика и к ведению двух предметов можно было бы привыкнуть. Только все портит отчетность — современные педагоги вынуждены заполнять столько бумажек, что работать некогда и это не шутки.
Сплошные отчеты
Ни для кого ни секрет, что планы уроков учителя пишут сами на основе сухих методичек. Знакомый поначалу старался, чтобы уроки были интересны детям, но столкнулся с реальностью — в каждом классе было примерно по 2 — 3 человека, которые действительно интересовались предметом. Все остальные просто «отсиживали» положенное время. И через год знакомый сократил рвение, тем более, что кроме подготовки к урокам было много бумажной волокиты. Бессмысленной, но очень нужной школе.
Знакомому повезло в том, что он был предметником, без классной работы. И все равно пришлось вести кучу документов в электронном и бумажном виде, проверять кучу работ школьников во внерабочее время, потому что рабочих часов не хватало.
Он сначала вообще не понимал, зачем тот же классный журнал надо дублировать, потом просто смирился. Также учитель должен распланировать тематический курс по своему предмету с почасовым указанием что и когда изучать, а также предполагаемые результаты курса в каждый период времени.
Постоянные собрания на каникулах, присутствие на уроках коллег — как молодого специалиста ему настоятельно порекомендовали набираться реального опыта на месте.
Кому-то покажется, что это и есть работа учителя, но если сравнить нынешних школьных педагогов с советскими, станет ясно — раньше учителя занимались своей прямой работой. Приходили в класс и вели уроки, а не писали тонны бумажек непонятно зачем, дублируя все это в электронном виде.
Дети
С советских времен принято считать, что учитель ведет не только образовательную, но и воспитательную работу. Современная школа не про это. Воспитывают детей в семье, на улице и в интернетах, а учитель за все несет ответственность. Как это получается?
Большая часть современных школьников все таки приходит в школу учиться. Есть дети, которые сильно интересуются предметами, им нравится получать знания и развиваться. А есть лоботрясы, которые не понимают, что им может дать школа и для чего они здесь. Такие и становятся главной проблемой учителей.
Если в советское время ребенка могли исключить из школы, оставить на второй год, взять на карандаш в детской комнате милиции, то сейчас рычагов влияния не осталось. На второй год не оставляют, это вроде как снижает баллы школе, а то, что учитель вынужден терпеть откровенные оскорбления и хамство, никого не волнует.
Даже из класса сегодня выгнать зарвавшегося школьника не так просто. Учитель должен будет писать бесконечные объяснения, общаться с родителями и начальством. Даже если он прав, нервы ему вымотают как следует, а «ребенок» будет признан просто «психологически слабым и требующим индивидуального подхода».
Сегодня школа не воспитывает, а обучает, поэтому учитель не вправе делать ребенку замечания. Более того, он сам может пострадать от неприкрытого хамства «детей» и остаться без защиты. Считается, что если учитель не смог приструнить школьника, значит «не справился с обязанностями».
Из-за такого отношения, когда дети совершенно не боятся оскорблять учителей прямо на рабочем месте, многие педагоги увольняются, так как терпеть атмосферу неуважения чревато неврозами.
А родители наседают на учителей. Они все как один уверены, что если их «святой» ребенок не учится, это проблема и вина учителя. Жалуются на педагога, а тому по каждой жалобе прилетает разбирательство от начальства и снова надо писать бесконечные объяснения и отчеты, что ты не верблюд.
И все это за низкую зарплату.
Зарплата — «слезы»
Здесь надо пояснить, что зарплаты очень разные. Конечная сумма напрямую зависит от стажа, заслуг и статуса школы. Мой знакомый пришел в школу молодым специалистом без опыта, поэтому получал минимальную ставку. И в то время еще не было стимулирующих разовых выплат — пришел и работай за ставку. Это сейчас в Москве дают 50 000 молодому специалисту, а 7 лет назад о таком и не мечтали. Знакомый получал за профильную физику в месяц 21 тысячу плюс за химию еще 18 000 с копейками. Не густо, но с чего-то надо было начинать.
Как он продержался целых 7 лет? Да все просто — у его семьи свой небольшой бизнес такси, знакомый в деньгах не нуждался. Квартира, машина — все в ажуре, школа для него действительно была призванием.
Но на 4-й год работы его угораздило жениться. Он понял, что вечно сидеть на шее отца не получится, пришлось думать, как заработать, чтобы семью прокормить. Тем более, что пошли дети — один за другим.
И он сдался. Пошел в бизнес отца, тем более, что тот давно его уговаривал. Потаксовал неделю, чтобы понять внутрянку и стал заниматься авто. Вот так наша система образования подрезает крылья талантливым и желающим работать.