В Калмыкии и Лаосе разбились два Як-130. В это сложно поверить, но Як-130 стал самым аварийным учебно-боевым самолетом в 21 веке, уже разбились 12 машин из 193 выпущенных. Причин сразу несколько, одно можно сказать с уверенностью, уровень Российской авиационной промышленности ниже некуда.
Около года назад я уже писал большую заметку про Як-130, где говорил про болячки этого самолета. Не обманул.
Самолет получился откровенно говоря сырым, огромный вопрос состоит в том, как этот полуфабрикат смог пройти государственные испытания и военную приемку! Принимать на вооружение такую недоделанную машину было в первую очередь опасным мероприятием для летчиков и курсантов.
Обычно детские болезни проходят у самолета нового типа в течении первых лет эксплуатации, но у Як-130 оказалось невозможным вылечить эти самые «болячки» с 2006 года, именно тогда разбился первый самолет данного типа.
Вообще Як-130 называют первым военным самолетом, полностью спроектированным в России, в не в СССР. А как известно, первый блин комом.
И так, основными причинами большинства катастроф Як-130 стала техническая неисправность. А если быть точнее, полный отказ системы управления.
Вторым важным грехом этого самолета является частый отказ гидравлической системы, в результате чего пилоты должны катапультироваться из машины или сажать самолет на брюхо, так как стойки шасси не выпускаются в следствии конструктивных дефектов гидравлической системы.
Ниже красавец Итальянец М-346, который на голову по всем параметрам лучше Як-130. Хотя казалось бы, что самолеты похожие и даже создавались вместе, но как всегда западное оказалось лучше Российского, да и промышленность Италии является настоящим бриллиантом.
На фото реальный легкий боевой самолет, рядом подвесной прицельный контейнер Израильского производства и бомба с лазерным наведением.
Причем про эти две болезни известно очень давно, с самого принятия Як-130 на вооружение. Еще во время его испытаний отказ управления стал причиной самой первой катастрофы в 2006 году. В итоге ничего исправлено не было, хотя уже прошло 18 лет. Просто забили на это болт и продолжают собирать один и тот же бракованный самолет на протяжении 15 лет подряд.
Кто-то ради своих корыстных интересов закрыл глаза на многочисленные изъяны Як-130, который откровенно говоря представляет серьезную опасность для жизни летчиков.
Оно не мудрено, цена самолета по государственным контрактам составляла 450 миллионов рублей, сейчас еще больше из-за огромной ежегодной инфляции последних лет. Само собой, что очень выгодно производить этот хлам по таким завышенным ценам.
В сумме на сегодня выпустили около 200 самолетов Як-130, из них в районе 120 передали в Российские учебные центры. Тут замечу, что президент России не так давно посещал учетный центр и ему даже не предложили полетать на Як-130, а ведь за день до этого он с улыбкой на глазах летал на Ту-160. Не дали полетать потому, что самолет получился дефектным, возможно пришлось бы катапультироваться.
А ведь из-за Як-130 был закрыт очень перспективный проект учебно-боевого самолета Миг А/Т, который по своей концепции был наследником Л-39, а ведь именно такой простой и дешевый самолет нужен был в качестве основной учебной парты для авиационных центров. Но в силу корыстных побуждений Миг А/Т был закрыт, хотя в производстве находились сразу 10 машин данного типа. В итоге никчемный Як-130 пошел в серию и теперь постоянно падает, зачастую забирая с собой в последнем полете сразу двух летчиков.
Вам это ничего не напоминает? Почерк то знакомый!
Именно так же легко был закрыт проект готового самолета Ту-334, вместо которого с нуля разработали никчемный и аварийный Сухой Суперджет-100.
Причем на разработку Сухого потратили около 200 миллиардов рублей с учетом того, что самолет на 90% состоит из импортных запчастей. В итоге сегодня еще около 200 миллиардов рублей тратят на то, чтобы создать полностью Российскую версию этого лайнера мечты. А что, выгодно ведь! Вместо полностью разработанного и готового к запуску в серию Ту-334 они просто взяли и потратили два раза по две сотни миллиардов рублей на создание полностью нового самолета, который к тому же оказался в любом случае хуже и дороже Ту-334. И да, на сегодня Сухой Суперджет не эксплуатирует ни одна иностранная компания, даже Белорусы отказались брать в лизинг этот хлам, выбрали Бразильский Эмбраер.
По экспортным заказам на Як-130
Алжир получил 16 Як-130 и стал первым покупателем этого чуда. После интересного опыта эксплуатации было принято решение отказаться от любых дальнейших закупок этого дефективного самолета. Новостей из страны мало, допускаю, что были серьезные аварии.
Белоруссия получила 12 самолетов, из них один разбился вследствие отказа системы управления, погибли оба летчика. После этого Белоруссия отказалась от любых будущих закупок Як-130.
Бангладеш купил в кредит 16 Як-130, из них целых 3 самолета разбились. Отказ от дальнейших закупок.
Мьянма купила 20 Як-130, разбился один, новостей из страны мало из-за сложной внутренней ситуации, про остальные самолеты ничего неизвестно.
Лаос получил 4 Як-130, один из них вчера разбился, оба летчика погибли.
Вьетнам купил два года назад 12 Як-130, новых заказов не последовало. Молодцы, поняли ошибку и в срочном порядке купили в Чехии 12 Л-39NG нового производства, часть уже получена.
Иран в этом году получил первые 2 самолета, скоро будем ждать аварию.
Аварии Як-130 в России
Все катастрофы самолетов этого типа были вызваны отказом техники. Ни разу Российские летчики не становились виноватыми в катастрофе.
- Первый самолет упал в 2006 году.
- Второй в 2010.
- Третий в 2014.
- Четвертый Як-130 упал в России в 2017 году.
- Пятый в 2018.
- Шестой на днях уже в 2024 году, отказ техники, летчики катапультировались.
Это только те, что разбились в России и об этом стало известно. Далеко не все аварии с авиационной техникой придают огласке в СМИ, вполне допускаю, что были ещё аварии с потерей техники не имеющей аналогов в мире.
Про качество самолетов говорит тот факт, что ни один покупатель ни разу не стал заказывать новые самолеты этого типа. Ни один.
Из интересного. Азербайджан и Туркмения вместо покупки Як-130 выбрали и купили Итальянские М-346, которые внешне похожи, но отличаются по двигателям и всей начинке.
Кстати Итальянцы создали две боевые версии самолета М-346. Легкий истребитель и штурмовик. Самолеты получили современную бортовую РЛС и подвесной прицельный контейнер, именно такие версии получил Туркменистан.
Нигерия тоже выбирала между Як-130 и его Итальянским братом, в итоге заказ достался Италии.
Россия тоже озадачилась созданием легкого боевого самолета на базе Як-130, работы обещают закончить через два года к 2026 году, видимо посмотрели на опыт Итальянцев, поэтому тоже решили все таки установить бортовую РЛС на новую версию самолета. Так же на выставке рядом с макетом новой ударной модификации Як-130 показывали подвесной прицельный контейнер.
Лучше поздно, чем никогда, заодно не мешало бы наконец-то решить вопрос с отказом техники. Глядишь, хоть немного догоним Итальянский М-346, хотя бы на бумаге.
Считаю, что на скамью подсудимых следует отправить всех, кто проявил преступную халатность с проектом Як-130. Казалось бы, а при чем здесь Шойгу?
Выше снова Итальянский М-346. А ведь эти самолеты так похожи и в тоже время глобально отличаются, например Итальянцы устанавливают даже штангу дозаправки топливом в воздухе. РЛС с АФАР тоже можно установить по желанию заказчика и любое вооружение.
Из забавного, закупки Як-130 продолжаются. На сегодня самолет имеет лишь одну единственную модификацию, которую выпускают все 15 лет. Стоит ли говорить, что давно назрела модернизация и проведение работы над ошибками, но видимо всех все устраивает. А это значит, что эти самолеты либо будут в большинстве своем стоять на земле или продолжат падать с рекордной скоростью.
А ведь подставили не только собственных летчиков, но и экспортных заказчиков, кто поверил в без аналоговый Як-130. И никто не виноват!
Пора бы уже навести порядок в авиационной сфере, только одни ежегодные убытки ОАК превышают 30 миллиардов рублей, о чистой прибыли там вообще не слышали уже очень давно.
Патриоты скажут, подумаешь падают! Зато свое, родное! Хотя в любом Российском самолете полно импортных деталей, к слову чипы и полупроводники у нас вообще в России не производят.
Итого аварийность Як-130 в ВКС составляет 5% только по известным нам случаям, то есть из каждых 100 машин пять обязательно упадут.
У иностранных пользователей аварийность Як-130 достигает 7.5%, это очень много для современного самолета, должно быть не более 1% по хорошему.
Такое чувство, что в «Як» придерживаются старым традициям и решили повторить успех корабельного Як-38, где четверть машин просто разбились при эксплуатации.
Возможно стоит посадить в этот Як-130 всех, кто подписывал государственные испытания по нему и принимал на вооружение.