Найти тему
Модельки Линсера

Военные на гражданке

Оглавление

В этой статье я привожу несколько случаев, когда машины, созданные для военных, нашли применение в гражданской жизни.

Volkswagen Schwimmwagen Typ 166

На фото - амфибия Volkswagen Schwimmwagen Typ 166 пожарной службы итальянского города Мантова. В настоящее время машина является музейным экспонатом, но при этом находится в рабочем состоянии.

Амфибия Volkswagen Schwimmwagen Typ 166 пожарной службы итальянского города Мантова
Амфибия Volkswagen Schwimmwagen Typ 166 пожарной службы итальянского города Мантова

Тип 166 был разработан как армейская амфибия, которая должна была сменить мотоциклы с колясками в тяжёлых дорожных условиях Германского Восточного Фронта (т.е. у нас, в СССР). Машина должна была решать функции разведки, доставки пехотинцев и мелкого груза.

Автомобиль получился небольшой, но он способен перевозить трёх вооружённых солдат (не считая водителя), полезная нагрузка машины получилась 435 кг. В качестве вооружения на Тип 166 устанавливали пулемёт MG42.

Амфибия при движении по воде развивала скорость до 10 км/ч и по асфальтовой дороге - 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 520 км.

Из конструктивных особенностей - портальный задний мост с понижающими редукторами для каждого колеса позволил увеличить дорожный просвет амфибии. Полный привод на большинстве экземпляров был доступен только при движении вперед. Передние и задние оси оснащены самоблокирующимися дифференциалами.

Обтекаемый корпус при маломощном двигателе позволяет развить приемлемую скорость при движении по воде. Трёхлопастной винт расположен в задней части корпуса на кронштейне, закрепленном на крышке моторного отсека, При движении по суше винт поднимают и закрепляют ремнями. Винт в движение приводится от удлинения коленвала двигателя через муфту, поэтому от винта амфибия двигается только вперед. Если надо плыть назад, то для этого используют вёсла или просто включают задний ход и гребут колёсами. Руление на воде выполняется передними колёсами.

Schwimmwagen - самая массовая амфибия в истории человечества. С 42-го по 44-ый год было выпущено 15 584 экземпляров. До наших дней сохранилось 189 машин, 13 из них - без реставрационных работ.

Как конкретно этот экземпляр попал в пожарную часть, я не знаю. Информацию об этом найти не удалось. Как и информацию о том, как он использовался итальянскими пожарными. Но построить Schwimmwagen в таком варианте мне гораздо интереснее, чем в нацистской раскраске с фронта, где воевал мой дед.

Бронетранспортёр M2

В продолжение темы конверсии военной техники во что-нибудь гражданское нашёл фотографии американского полугусеничного бронетранспортёра М2, переделанного в грузовую машину службы пожарной лесоохраны города Ньюбери, штат Массачусетс, США.

Бронетранспортёр М2, переделанный в грузовую машину службы пожарной лесоохраны города Ньюбери, штат Массачусетс, США
Бронетранспортёр М2, переделанный в грузовую машину службы пожарной лесоохраны города Ньюбери, штат Массачусетс, США

Транспортёр 42-го года выпуска, до сих пор на ходу. Его модификация свелась к изготовлению жёстко крытой кабины и замены кузова на грузовой. Не уверен, что эта машина сейчас используется для регулярной работы, но на парады пожарников она точно выезжает.

М2 - бронированный полугусеничный транспортёр. Конструкция машины основывалась на полугусеничных автомобилях, импортированных в 30-е годы в США из Франции. При разработке было решено максимально закладываться на узлы и агрегаты, уже поставляемые автопромом. Это позволило снизить себестоимость машины и повысить ее ремонтопригодность.

Первоначально М2 задумывался как артиллерийский тягач, но сперва очень быстро приглянулся разведывательным подразделениям, а затем "пошёл по рукам" - транспортёр использовали для доставки боеприпасов, переброски пехоты и пулемётных расчётов, применяли в качестве шасси для тяжёлого вооружения.

Как эта машина попала в пожарную часть лесоохраны, я не знаю. Но, на мой взгляд, это шикарный вариант конверсии легендарной военной машины в гражданскую технику.

M561 Gama Goat

На фото - шестиколёсный шарнирно-сочленённый полноприводный вездеход M561Gama Goat пожарной службы Департамента земельных и природных ресурсов штата Гавайи (США). У гавайских пожарных в работе три такие машины.

M561Gama Goat пожарной службы Департамента земельных и природных ресурсов штата Гавайи (США)
M561Gama Goat пожарной службы Департамента земельных и природных ресурсов штата Гавайи (США)

Прозвище Gama Goat M561 получил за то, что его конструкция основана на силовом шарнирном соединении, изобретённым Роджером Гамоном (Gama) и за исключительную способность перемещаться по неровной грязной поверхности.

Машина была разработана в 1966-м году как тактический полуторатонный грузовик для военных операций в Юго-Восточной Азии. Позже была выпущена санитарная модификация внедорожника, M792.

Не смотря на то, что M561 обладал множеством недостатков, не попал в первоначальное техническое задание военных и не был сильно надёжной машиной, он использовался армией до 90-ых годов. А списанные с военной службы машины находят применение в гражданской жизни чуть ли не до сих пор.

Основное применение Козлов Гама на гражданке - пожарные службы, нацеленные на тушение природных пожаров и службы спасения.

LARC V

Миллуоки, штат Висконсин, США, 1983-ий год. Амфибия LARC V оснащена средствами пожаротушения и используется в качестве пожарного катера (именно катер, так была подписана фотография).

LARC V пожарного департамента гор. Миллуоки, штат Висконсин, США
LARC V пожарного департамента гор. Миллуоки, штат Висконсин, США

LARC V разрабатывалась как военное транспортное средство, предназначенное для выгрузки грузов с кораблей и их доставки в прибрежной зоне.

Машина принята на вооружение в 63-м году и активно применялась в прибрежных операциях во Вьетнаме.

Всего было построено 969 амфибий. Около 500 были потеряны во Вьетнаме. Некоторые экземпляры дожили в рабочем состоянии до сих пор. 42 машины после глубокой модернизации служат в ВМС США. Несколько машин находится в эксплуатации у частников. Австралийцы используют LARC в своих антарктических экспедициях.