В этой статье я привожу несколько случаев, когда машины, созданные для военных, нашли применение в гражданской жизни.
Volkswagen Schwimmwagen Typ 166
На фото - амфибия Volkswagen Schwimmwagen Typ 166 пожарной службы итальянского города Мантова. В настоящее время машина является музейным экспонатом, но при этом находится в рабочем состоянии.
Тип 166 был разработан как армейская амфибия, которая должна была сменить мотоциклы с колясками в тяжёлых дорожных условиях Германского Восточного Фронта (т.е. у нас, в СССР). Машина должна была решать функции разведки, доставки пехотинцев и мелкого груза.
Автомобиль получился небольшой, но он способен перевозить трёх вооружённых солдат (не считая водителя), полезная нагрузка машины получилась 435 кг. В качестве вооружения на Тип 166 устанавливали пулемёт MG42.
Амфибия при движении по воде развивала скорость до 10 км/ч и по асфальтовой дороге - 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 520 км.
Из конструктивных особенностей - портальный задний мост с понижающими редукторами для каждого колеса позволил увеличить дорожный просвет амфибии. Полный привод на большинстве экземпляров был доступен только при движении вперед. Передние и задние оси оснащены самоблокирующимися дифференциалами.
Обтекаемый корпус при маломощном двигателе позволяет развить приемлемую скорость при движении по воде. Трёхлопастной винт расположен в задней части корпуса на кронштейне, закрепленном на крышке моторного отсека, При движении по суше винт поднимают и закрепляют ремнями. Винт в движение приводится от удлинения коленвала двигателя через муфту, поэтому от винта амфибия двигается только вперед. Если надо плыть назад, то для этого используют вёсла или просто включают задний ход и гребут колёсами. Руление на воде выполняется передними колёсами.
Schwimmwagen - самая массовая амфибия в истории человечества. С 42-го по 44-ый год было выпущено 15 584 экземпляров. До наших дней сохранилось 189 машин, 13 из них - без реставрационных работ.
Как конкретно этот экземпляр попал в пожарную часть, я не знаю. Информацию об этом найти не удалось. Как и информацию о том, как он использовался итальянскими пожарными. Но построить Schwimmwagen в таком варианте мне гораздо интереснее, чем в нацистской раскраске с фронта, где воевал мой дед.
Бронетранспортёр M2
В продолжение темы конверсии военной техники во что-нибудь гражданское нашёл фотографии американского полугусеничного бронетранспортёра М2, переделанного в грузовую машину службы пожарной лесоохраны города Ньюбери, штат Массачусетс, США.
Транспортёр 42-го года выпуска, до сих пор на ходу. Его модификация свелась к изготовлению жёстко крытой кабины и замены кузова на грузовой. Не уверен, что эта машина сейчас используется для регулярной работы, но на парады пожарников она точно выезжает.
М2 - бронированный полугусеничный транспортёр. Конструкция машины основывалась на полугусеничных автомобилях, импортированных в 30-е годы в США из Франции. При разработке было решено максимально закладываться на узлы и агрегаты, уже поставляемые автопромом. Это позволило снизить себестоимость машины и повысить ее ремонтопригодность.
Первоначально М2 задумывался как артиллерийский тягач, но сперва очень быстро приглянулся разведывательным подразделениям, а затем "пошёл по рукам" - транспортёр использовали для доставки боеприпасов, переброски пехоты и пулемётных расчётов, применяли в качестве шасси для тяжёлого вооружения.
Как эта машина попала в пожарную часть лесоохраны, я не знаю. Но, на мой взгляд, это шикарный вариант конверсии легендарной военной машины в гражданскую технику.
M561 Gama Goat
На фото - шестиколёсный шарнирно-сочленённый полноприводный вездеход M561Gama Goat пожарной службы Департамента земельных и природных ресурсов штата Гавайи (США). У гавайских пожарных в работе три такие машины.
Прозвище Gama Goat M561 получил за то, что его конструкция основана на силовом шарнирном соединении, изобретённым Роджером Гамоном (Gama) и за исключительную способность перемещаться по неровной грязной поверхности.
Машина была разработана в 1966-м году как тактический полуторатонный грузовик для военных операций в Юго-Восточной Азии. Позже была выпущена санитарная модификация внедорожника, M792.
Не смотря на то, что M561 обладал множеством недостатков, не попал в первоначальное техническое задание военных и не был сильно надёжной машиной, он использовался армией до 90-ых годов. А списанные с военной службы машины находят применение в гражданской жизни чуть ли не до сих пор.
Основное применение Козлов Гама на гражданке - пожарные службы, нацеленные на тушение природных пожаров и службы спасения.
LARC V
Миллуоки, штат Висконсин, США, 1983-ий год. Амфибия LARC V оснащена средствами пожаротушения и используется в качестве пожарного катера (именно катер, так была подписана фотография).
LARC V разрабатывалась как военное транспортное средство, предназначенное для выгрузки грузов с кораблей и их доставки в прибрежной зоне.
Машина принята на вооружение в 63-м году и активно применялась в прибрежных операциях во Вьетнаме.
Всего было построено 969 амфибий. Около 500 были потеряны во Вьетнаме. Некоторые экземпляры дожили в рабочем состоянии до сих пор. 42 машины после глубокой модернизации служат в ВМС США. Несколько машин находится в эксплуатации у частников. Австралийцы используют LARC в своих антарктических экспедициях.