Эпопея с приходом в Формулу-1 новой американской команды — Andretti — продолжается уже более двух лет. К ней уже подключилось Министерство юстиции США — власти считают, что промоутеры, не пуская в чемпионат новую команду, могут нарушать антимонопольные правила. Более того, по слухам, занимающаяся делом комиссия нашла-таки признаки преступного сговора. Andretti тем временем разрабатывает машину, по регламенту, которого ещё нет.
Попробуем разобраться, каковы шансы Andretti попасть на стартовую решётку и кому нужна одиннадцатая команда.
FIA не против
Переговоры о приходе Andretti в «Большие призы» начались в мае 2022 года, когда на Гран-при Майами приехали экс-чемпион Формулы-1 Марио Андретти и его сын Майкл, который десятилетиями строил команду. Инициативу американцев в паддоке сразу приняли в штыки. Причина проста: сейчас призовой фонд делится между десятью командами, а в случае появления Andretti делить придётся на одиннадцать.
Тем не менее спустя полтора года — в октябре 2023-го — Международная автомобильная федерация (FIA) одобрила заявку Andretti. Однако решения спортивного организатора было недостаточно — свой вердикт должны были вынести Liberty, владельцы коммерческих прав на чемпионат. И они в январе 2024 года его вынесли: Andretti официально отказали. В решении говорилось, что само по себе появление Andretti не принесёт Формуле-1 пользы, однако промоутеры готовы пересмотреть решение, если команда приведёт с собой крупного поставщика моторов — например, General Motors под брендом Cadillac.
Семье Андретти такой ответ не понравился — и в какой-то момент она заручилась поддержкой отдельных конгрессменов. Поначалу этот шаг казался бессмысленным, но всё оказалось серьёзнее, когда проверку инициировало Министерство юстиции. Теперь промоутером Формулы-1 придётся объясняться перед властями по поводу отказа Andretti. Так, по данным F1-Insider, комиссии удалось получить скриншоты некоего чата, в котором состояли исполнительный директор Формулы-1 Стефано Доменикали и некоторые руководители команд. Она, по данным журналистов, доказывает факт сговора.
Довольно странно смотрится, когда Конгресс США начинает вмешиваться в мировой чемпионат и указывать его организаторам, как вести дела. Это, впрочем, не более странно, чем когда спортивный организатор даёт команде зелёный свет, а промоутер тут же ей отказывает. Чем закончится разбирательство, предположить трудно, тем не менее можно представить, что оно затянется на годы — и в таком случае никак не поможет Andretti попасть на стартовую решётку в 2026 году.
Кому нужна новая команда
У проекта Andretti не так много сторонников. Часто вспоминают сезон-2010, когда в Формуле-1 дебютировали Lotus Тони Фернандеса, Hispania и Virgin. Все они в течение нескольких лет обанкротились, так и не избавившись от ярлыка аутсайдеров. Зачем, мол, такие команды нужны Формуле-1? Тут можно возразить, что именно в этих командах дебютировали Даниэль Риккардо, Жюль Бьянки, Эстебан Окон и Паскаль Верляйн. Кроме того, Haas, который появился в чемпионате позже, всё ещё жив и время от времени набирает очки.
Говорят, что сама Andretti недостаточно хороша и в других гонках ничего не добилась. Это не вполне корректно. Да, Andretti давно не выигрывала титулов в IndyCar, но и в этих гонках, и в Supercars остаётся одной из сильнейших и регулярно борется за победы. К этому можно добавить чемпионство Джейка Денниса в Формуле-Е сезона-2022/23. Кроме того, успехи в одной серии далеко не всегда коррелируют с победами в другой — та же Chip Ganassi Racing много лет остаётся топ-командой IndyCar, но в NASCAR Cup Series такого уровня достичь не смогла.
Основной аргумент противников Andretti — деньги. Liberty в последние годы полностью изменила экономику Формулы-1. Пелотон действительно стал плотнее с появлением потолка расходов, участникам в принципе стало проще себя обеспечивать. Цель — превратить команды в стабильно прибыльный бизнес. И приход Andretti потенциально может разрушить хрупкий баланс. И в целом тут всё верно — но есть нюанс.
Чтобы стать командой Формулы-1, Andretti обязана заплатить взнос — не менее $ 200 млн, и эта сумма покрывает дополнительную долю призовых на два года вперёд. Никакие выступления Andretti в первые два сезона не позволят окупить призовыми этот взнос. А если вдруг через три года американские новички начнут опережать старожилов — так это их, старожилов, вина. И вообще хорошо ли, что Формула-1 превращается в закрытый клуб, вход в который посторонним закрыт?
Тем временем в Andretti…
В начале октября Майкл Андретти, фактически основавший команду в начале 2000-х, покинул её. Майкл заявил, что уходит на покой и передаёт бразды правления своему партнёру и близкому другу Дэну Тауриссу. Тем не менее цель остаётся прежней — пробиться в чемпионат мира. Andretti возвела новую базу в Сильверстоуне и на ней силами 250 сотрудников, уточняет Speedcafe, уже идёт разработка машины по регламенту 2026 года. Этого регламента, правда, всё ещё нет — команды продолжают его уточнять совместно с FIA, и потому не до конца понятно, что же именно строят на базе Andretti.
Но даже полностью готовая машина не поможет американцам попасть на стартовую решётку. Нет оснований полагать, что Liberty и команды Формулы-1 внезапно передумают. Министерство юстиции США тоже наверняка будет бессильно — у Формулы-1 найдётся какой-нибудь ещё пункт правил, по которому Andretti ну никак нельзя на старт. Разве что у команды появится какой-то технологический партнёр — типа Cadillac. На горизонте таких пока, увы, нет.