Найти тему
Русский Герольд

Понятие государственного герба

Государственный герб Российской Федерации, утверждён 30 ноября 1993 года.
Государственный герб Российской Федерации, утверждён 30 ноября 1993 года.

Государственный герб – это одна или целый структурированный комплекс фиксированных эмблем, которые закрепляются государством в качестве официального и общеизвестного опознавательного знака (графического символа) данного государства.[1] Государственный герб (наряду с государственными флагом и гимном) можно отнести к атрибутивным признакам государства, наличие которых указывает на то, что конкретное государство является не только политико-социальным фактом, но и фактом общественного самосознания. [2] [3]

Как правовое явление государственный герб относится к категории правовых символов.[4] В этом качестве государственный герб обладает рядом характерных для него существенных признаков:

1. официальная регламентация

- государственный герб должен быть утвержден нормативно-правовым актом соответствующего государства. В случае отсутствия официального решения государства в отношении герба и его основных характеристик, такой герб не может считаться элементом собственно государственной символики и очевидно переходит в разряд политической, национальной (этнической), династической (родовой), корпоративной (социально-групповой) или иной символики.

2. уникальность и общеизвестность

- государственный герб должен уверенно идентифицироваться в качестве герба данного государства не только самими его гражданами, но и гражданами как можно более широкого круга других суверенных государств, а также обладать определенным уровнем уникальности («индивидуальности») по отношению к гербам других государств. В противном случае государственный герб не сможет выполнять своей основной функции – опознавательной, выступая в качестве универсального опознавательного знака соответствующего государства.

3. определенность и неизменность

- государственный герб как элемент государственной символики выражается конкретным комплексом фиксированных, перманентных, графически выраженных эмблем (и сопутствующих графических элементов). Данный комплекс (как и любой другой герб – личный, родовой и т.д.) должен иметь понятные и адекватные графические характеристики, позволяющие воспроизводить его в относительно идентичных вариантах и основываться на принципе «преимущественной неизменности», т.е. не претерпевать каких-либо существенных изменений – как визуальных, так и смысловых, без серьезных и очевидных оснований (как правило, изменение или смена государственного герба означают и смену государственного строя). Кроме того, существование какого-либо государственного герба в неизменном виде в течение достаточно долгого периода указывает другим государствам на давние политические традиции и преемственность государства – обладателя герба.

4. визуально-графическое выражение

- государственный герб может существовать исключительно как целостный визуальный объект, выраженный в едином графическом комплексе. Нельзя считать государственным гербом, к примеру, его непосредственное словесное описание в регламентирующем НПА, некие разрозненные общегосударственные эмблемы (знаки, символы), не составляющие единой геральдической совокупности.

5. политико-идеологическое обоснование

- государственный герб должен обладать не просто определенным символическим значением, но с его помощью выражать абстрактные идеи политического характера, содействуя пропаганде официальной государственной идеологии, продвижению политической (и правовой) доктрины соответствующего государства. В связи с этим, государственный герб должен быть органически включен в общую политическую концепцию государства и его символизм должен быть логически обоснован с точки зрения данной концепции.

Можно также выделить основные функции государственного герба:

1. опознавательная функция

- Государственный герб, помещенный на соответствующие объекты: документы, униформу, здания, транспорт, военную технику и т.д., позволяет идентифицировать официальных представителей данного государства, государственную собственность, акты волеизъявления, исходящие от официальных институтов государственной власти. В связи с необходимостью осуществления данной функции, в большинстве государств какое-либо использование государственного герба либо полностью запрещается частным организациям и физическим лицам, либо строго регламентируется для ограниченного круга таких частных субъектов (например – использование государственного герба может быть разрешено национальным спортивным организациям или официальным государственным поставщикам).

2. представительская функция

- Государственный герб символически представляет государство в различных ситуациях, связанных с выполнением дипломатического протокола, при осуществлении каких-либо официальных мероприятий, традиционных государственных ритуалов и т.д.

3. легитимизирующая функция

- Государственный герб, размещенный на печатях, официальных бланках, в помещениях государственных учреждений и т.д., подтверждает соответствующие полномочия институтов государственной власти и их официальных представителей.

© Фомин А.А., 10.10.2024.

[1] Другие возможные определения: «Государственный герб – отличительный знак, являющийся официальным символом государства, изображается на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых официальных документах». (Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева. – М.: Инфра-М, 2008. – С.129.); «Государственный герб – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п., часто является составной частью государственного флага». (Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Норинт, 1999. – С.268.); «Герб по государственному праву есть внешний символ, видимый отличительный знак известного государства, эмблематично изображенный на государственной печати, монете, знамени и т.п. В качестве такого символа государственный герб выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным». (Градовский А. Начала русского государственного права. Т. I. О государственном устройстве. - СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1875. – С. 157.).

[2] Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – С. 539.

[3] «Для формирования государственной символики должны быть по крайней мере две предпосылки – наличие самого государства как объективная предпосылка и осознание жителями этого государства собственной принадлежности к особому политическому единству и их желание найти для выражения этого соответствующую внешнюю форму (субъективную). Одного только становления той или иной формы государственности недостаточно; нужно, чтобы общество хотя бы в лице его идеологов было готово к осмыслению соответствующего политического процесса и отражению его в знаковой системе». (Герб и флаг России. X-XX века./ В.А. Артамонов, Г.В. Вилинбахов, С.Ф. Фаизов, А.Л. Хорошкевич; Отв. ред. Г.В. Вилинбахов. – М.: Юрид. лит., 1997. – С.19-20.).

[4] Правовые символы производны от символов общесоциальных и представляют собой чаще всего правовое опосредование знаковых кодированных регуляторов общественных отношений, исторически сложившихся на уровне обычаев и традиций. Правовой символ несет в себе определенный образ какого-либо действия, события, отношения, который, как правило, создается с привлечением художественных форм. Особенно наглядно образность проявляется в символах суверенитета государства: гербе, флаге, гимне. (Вопленко Н.Н. Правовая символика // Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 4-5 – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – С.71-72.).