Найти в Дзене

Диоген стремился к славе любой ценой, хоть для этого пришлось пожить и в бочке

Диоген Синопский (около 412 до н.э. –10 июня 323 до н.э.), стремившийся к богатству и славе, но не состоявшийся в жизни, всё-таки достиг славы своими эпатажными выходками и тем, что довёл идеи цинизма до крайности, построив на этом своё учение.

Джон Уильям Уотерхаус, "Диоген Синопский". Фото из открытого доступа
Джон Уильям Уотерхаус, "Диоген Синопский". Фото из открытого доступа

Преступное прошлое

Диоген был сыном начальника монетного двора полиса Синоп, жил в роскоши, но быстро зазнался. Он начал подделывать (по некоторым сведениям, вместе с отцом) государственные монеты, удешевляя сплав, но был пойман с поличным.

Сбежавший из родного города Диоген прибыл в Афины вместе с рабом по имени Манес, который вскоре сбежал от него.

Школа Антисфена

В Афинах Диоген поступил в философскую школу кинизма Антисфена, правда сначала философ не хотел его принимать и даже однажды замахнулся палкой, но Диоген сказал: «Бей, но ты не найдёшь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь».

Цинизм ("кинизм") – философская школа, изложенная Антисфеном, учеником Сократа. Философ учил, что счастье достигается путём отказа от ценностей, а мудрость – посредством аскетизма

В скором времени Диоген превзошёл в цинизме всех учеников а в последующем и все философов Древней Греции. Однако, помимо близости к природе и аскетизма, он ещё отличался бесстыдством, назойливостью, наглостью и бродяжничеством. В Афинах он получил прозвище «собаки».

"Александр Македонский перед Диогеном", Тупылев 1787 г. Фото из открытого доступа
"Александр Македонский перед Диогеном", Тупылев 1787 г. Фото из открытого доступа

Жизнь, как вызов обществу

Диоген презирал власть имущих, а однажды, как повествует легенда, он даже проигнорировал Александра Македонского, когда тот захотел стать его учеником.

Однажды Александр подошёл к отдыхающему на солнце философу и спросил, нуждается ли он в чем-либо, на что Диоген попросил его отойти и не загораживать солнце.

Диоген жил тем, что просил милостыню и привлекал к себе внимание своими безрассудными поступками. Однажды во время своей так называемой лекции он вдруг защебетал по птичьи. А когда его спросили, почему он это делает он язвительно заметил: чтобы собрать недоумков, ему самому пришлось изобразить недоумка.

Диоген. Фото из открытого доступа
Диоген. Фото из открытого доступа

Стремясь к единению с природой, Диоген демонстрировал свой аскетизм, вершиной которого стало его решение жить в бочке, а конкретно в большом кушине-пифосе. В таких кувшинах обычно хранили вино, оливковое масло, зерно или солёную рыбу.

Свой Пифос Диоген разместил на главной площади Афин, где и принимал заинтересованных в нём посетителей.

«Диоген ищет человека», Иоганн Тишбейн 1780-е годы Фото из открытого доступа
«Диоген ищет человека», Иоганн Тишбейн 1780-е годы Фото из открытого доступа

Однажды днем Диоген зажёг фонарь и пошёл по улице. Когда его спросили, что он делает, последовал ответ: «ищу человека». Однако граждане Афин, особенно бедные очень благосклонно относились к этому чудаку, и, когда мальчишки разбили его пифос, то граждане предоставили ему новый.

Конечно, Диоген встречался с великими людьми того времени – Платоном, Евклидом, Демосфеном.

Но особенно часто он вступал в споры с Платоном, высмеивая его и критикуя, за что Платон называл его «обезумевшим Сократом», Диогену это сравнение нравилось

Когда Платон дал определение, что «человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха, объявив, что это и есть «платоновский человек».

Диогеном были написаны труды, его «Государство» было чем-то похоже на платоновское с общностью жён и детей, он отрицал семью и брак. Он считал, что человек должен быть свободен от каких-либо обязательств, то есть без семьи, дома, отечества, отсюда он выводит понятие космополита – человека мира.

Таким образом главным в его учении стало достижение внутренней свободы, независимости от материальных забот и внешних обстоятельств.