Реализация проекта строительства первого в Грузии глубоководного порта в городе Анаклия поможет стране развивать свою связующую роль в Среднем коридоре, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
По мнению правительства Грузии, глубоководный порт Анаклия является стратегическим проектом для страны, который сыграет важную роль в развитии портовой инфраструктуры Грузии, а также в инфраструктурном усовершенствовании всего Среднего коридора и повышении его конкурентоспособности.
"Если мы посмотрим на проект порта Анаклия с точки зрения инициативы Средний коридор, то, конечно, он будет серьезно способствовать развитию нашей функции связности. Первый этап рассчитан на инвестиции в размере 600 млн долларов, и после завершения первого этапа, то есть к 2029 году, будут приняты первые суда", - заявил он.
Премьер сообщил, что после реализации первой фазы проекта, порт сможет принимать 600 тысяч контейнеров в год, что является очень большим ресурсом.
"Все это напрямую отразится на росте экономики и пополнении бюджета, соответственно, реализация проекта порта Анаклия имеет особое значение. Конечно, роль китайских грузов будет очень важной и определяющей, поэтому мы рады, что этот проект будет реализован совместно с китайско-сингапурской компанией", - отметил он.
Кобахидзе отметил, что в проекте максимально соблюдены интересы страны.
"У нас свой стратегический интерес, учитывая, что у государства есть контрольный пакет в этом проекте – 51%. Соответственно, интересы нашей страны максимально соблюдены во всех смыслах", - сказал он.
Владельцем 51% доли порта Анаклия (регион Самегрело – Земо Сванети) будет государство, а остальное получит частный инвестор. Китайско-сингапурский консорциум China Communications Construction Company Limited & China Harbour Investment Pte. Ltd. стал единственной компанией, которая выразила заинтересованность в инвестировании в развитие порта.
Кроме того, уже подписано соглашение о строительстве морской инфраструктуры глубоководного порта Минэкономики с бельгийской компанией Jan De Nul, которая является одной из крупнейших морских строительных компаний в мире.
Согласно договору, бельгийская компания должна будет провести работы по углублению акватории гавани и строительству волнореза в Анаклия. Документ подписали директор госкомпании "Морской порт Анаклия" Зураб Сичинава и директор грузинского филиала Jan De Nul NV Тим Деволдер.
Теперь основанная государством в 2023 году компания "Морской порт Анаклия" вместе с частным партнером создаст совместную компанию, в которой доля государства составит 51%. Совместная компания должна будет развивать порт.
Между тем транзитная роль Грузии играет особую роль в развитии экономики, учитывая действующие соглашения о свободной торговле с Китаем, Турцией и ЕС. Для усиления роли Грузии в настоящее время осуществляется масштабный проект строительства части трассы Восток-Запад, которая связывает Азию и Европу через Грузию, а также проект глубоководного порта Анаклия.