Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Как создавали русскую машину для депутатов и сколько она стоит

Оглавление

Наконец-то чиновникам уровня пониже министра и народным избранникам уровня пониже лидера фракции Госдумы и вице-спикеров достанется отечественный автомобиль: в России запустили серийное производство «бизнес-седана» Lada Aura. Событие знаковое: старт производству по видеоконференции дал сам Путин.

В Тольятти стартовало серийное производство «Лады Аура». Источник: АВТОВАЗ
В Тольятти стартовало серийное производство «Лады Аура». Источник: АВТОВАЗ

Мария Соколова

«НИ» недавно разбирали, что собой представляет «Аура», — это просто удлиненная на 25 см «Лада Веста» с улучшенной отделкой салона натуральной кожей. Вся прибавка пришлась на места для пассажиров на задних сиденьях. По технике там все стандартно: та же подвеска, обычный ВАЗовский мотор 1,8 на 122 л. с. и китайский вариатор. В пресс-службе АвтоВАЗа пишут, что автомобиль «сочетает габариты С-сегмента и вместительность класса D», а построено все это из автомобиля класса В.

Lada Aura — новый автомобиль для чиновников и госслужащих. Фото: dzen.ru
Lada Aura — новый автомобиль для чиновников и госслужащих. Фото: dzen.ru

Почему Lada Aura не новинка

Судя по пафосу, который окружал начало серийного производства, можно подумать, что это уникальная новинка, последняя разработка тольяттинских инженеров. Но есть нюанс. Этой «новинке» уже 8 лет. Впервые растянутую на 25 см «Весту» АвтоВАЗ показал еще в 2016 году. Тогда машину назвали Lada Vesta Signature — по аналогии с самыми дорогими версиями английских престижных внедорожников Range Rover.

Из видимых отличий стоит отметить, что у «Ауры» намного аккуратнее выполнена кожаная обивка сидений (у прототипа 2016 года все было в складках и замятостях), но задний диван у «Ауры» по конструкции самый обычный. Vesta Signature была строго четырехместной, а пассажиров на задних сиденьях разделял большой бокс-подлокотник с глубокими подстаканниками и кнопками включения подогревов сиденья.

Многострадальная растянутая «Лада»

Идея сделать престижную машину для госслужащих на базе дешевой малолитражки в России витала давно. Автозаводы предпринимали неоднократные попытки, но до сих заметного успеха на этом поприще никому достичь не удавалось.

Первую попытку сделать лимузин АвтоВАЗ предпринял еще в 1996 году — тогда обычную «десятку» растянули аж на 65 см, и получилась «Лада Консул». Внутри располагались телевизор и холодильник, а салон отделали натуральной кожей и деревом.

«Лада Консул» — удлиненная на 60 см «десятка» с глухими вставками. Фото: drive2.ru
«Лада Консул» — удлиненная на 60 см «десятка» с глухими вставками. Фото: drive2.ru

Выпуск этой машины продолжался целых 10 лет, но, по разным данным, из ворот завода вышли то ли 10, то ли 12 автомобилей — их делали только под заказ. Машина получилась специфическая: по сравнению с оригиналом потяжелела на 400 кг, а вот мотор остался стандартным: 1,5 л на 93 л. с.

Салон «Лады Консул» — воплощение провинциальной роскоши 90-х. Фото: dzen.ru
Салон «Лады Консул» — воплощение провинциальной роскоши 90-х. Фото: dzen.ru

Второй заход волжский автозавод сделал в 1997 году. Тогда свет увидела Lada Premier — растянутая на 17,3 см «десятка». Если у «Консула» вдобавок к удлиненным задним дверям была сделана дополнительная глухая вставка в кузов, то в случае с «Премьером» все обошлось только удлинением дверей. По тем временам комплектация была богатой: подогревы сидений, электростеклоподъемники, бортовой компьютер. Такие машины можно до сих пор встретить в продаже на вторичном рынке. Совсем большую редкость представляют версии с двигателями Opel объемом 1,8 и 2 л.

Lada Premier отличалась от базовой Lada 2110 удлинённым на 17,3 см кузовом
Lada Premier отличалась от базовой Lada 2110 удлинённым на 17,3 см кузовом

В некотором смысле АвтоВАЗ обогнал время. Сейчас в Китае в качестве представительских машин часто используются минивэны в роскошных комплектациях. В них намного просторнее, чем в престижных седанах. Вот и АвтоВАЗ в 1998 году построил «Ладу Менеджер».

Тогда взяли обычный минивэн «Лада Надежда» (тоже редкая машина — их было выпущено несколько тысяч штук) на агрегатах «Нивы», убрали третий ряд сидений, основные пассажирские места сдвинули назад для увеличения простора, сделали высокую крышу, отгородили салон от багажника глухой стенкой и сдобрили все это роскошной по меркам РФ 90-х годов отделкой: кожа и массив лакированного дерева. В салоне были даже раскладной столик и сейф. Естественно, такая конструкция на допотопных агрегатах «Нивы» была обречена на провал. Дальше одного опытного экземпляра дело не пошло.

▶️ Видео: Youtube @PrivetTachkaPro

Наследие «Москвича»

В 90-х годах АвтоВАЗ разрабатывал удлиненные версии своих машин в основном по собственной инициативе и надеялся на частные заказы. А вот московский завод АЗЛК работал со столичной мэрией. Юрий Лужков тогда тоже хотел пересадить городских чиновников на отечественные машины.

Недолго думая, в 1997 году на заводе взяли обычный «Москвич-2141» и растянули его на 20 см. Как и в случае с «Ладой Премьер», прибавка пришлась на задние двери. Такие кузова выпустили двумя партиями: в 1997 и 2000 годах. Всего свет увидели 800 машин. Часть закупила мэрия, часть попала в таксопарки, часть была куплена частниками.

Тогда же, в 1997 году, появился «Москвич-214241», он же «Князь Владимир». Это была растянутая на те же 20 см версия седана 2142, который так и не пошел в серию. Всего успели собрать 1300 таких авто. Вообще чудо, что удалось собрать их так много, ведь «Князь Владимир» стоил в 4 раза больше, чем обычный 2141.

Но по-настоящему фантазия инженеров развернулась после того, как в том же 1997 году на пост гендиректора Лужков назначил Рубена Асатряна. Исходный «Князь Владимир» был удлинен еще на 20 см — теперь за счет багажника. Переднюю и заднюю часть полностью перерисовали — получилось, мягко говоря, странно. В салоне сделали новую переднюю панель в стиле английского Rover 75, который, в свою очередь, многое по части стиля позаимствовал у Jaguar, поставили сиденья от Volvo 850, руль, приборы и наружные зеркала — от Peugeot, а двигатель — от Renault.

Так доктор Франкенштейн создал своего монстра, то есть Асатрян создал «Ивана Калиту». Всего было выпущено порядка 40 автомобилей — почти все закупила мэрия. Но вскоре столичные эксперименты закончились: в 2001 году конвейер АЗЛК окончательно встал.

Вот и сейчас АвтоВАЗ рассчитывает в основном на административный ресурс. Lada Aura в первую очередь должны закупать госорганы (17 председателей комитетов Госдумы пересядут на «Ауры» до конца года), а также таксопарки, если глава завода Максим Соколов пролоббирует изменения в законодательстве, обязывающие предпринимателей для извоза закупать отечественные автомобили.

А без этих мер «Аура» может повторить судьбу своих предшественников, ведь в ценовой категории более 3 млн рублей есть немало более современных, мощных, безопасных и практичных машин.

Читайте также:

Вопрос дня: зачем чиновникам пересаживаться на «Ладу Ауру» за 3 млн рублей?

«Лада-Гранта» против BYD: ТОП-10 самых продаваемых автомобилей у нас и в Китае

Lada Vesta хорошела и дорожала: как изменилась цена за 9 лет

Lada Vesta хорошела и дорожала: как изменилась цена за 9 лет

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2024-10-10/igra-v-prestizh-lada-aura-dlya-rossiyskih-chinovnikov-zapuschena-v-proizvodstvo-433703