Найти в Дзене

Художники-передвижники: Братья Васнецовы

Братья Васнецовы родились в Вятском крае в семье сельского священника, что определило своеобразный уклад жизни. В семье было шестеро сыновей, двое из них Виктор и Аполлинарий стали художниками. Их отец был человеком просвещенным, интересовался естественными науками, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям. Виктор и его младший брат Аполлинарий с детских лет впитали в себя атмосферу «преданий старины глубокой», которая в дальнейшем явилась главной особенностью их творчества. Первый год обучения в Петербургской Академии художеств принес Виктору Васнецову заслуженную награду – серебряную медаль за ученические работы. Юноша близко сошелся с молодыми художниками Куинджи, Поленовым, Суриковым и многими другими. Однако в 1870 году живописец вынужден на время оставить Академию. Отец художника скончался, и юноша уехал домой в Рябово, чтобы помогать своим братьям. В Петербург Виктор вернулся не один, а взял с собой Аполлинария. Профессионально занимаясь книжной
Оглавление
Виктор Михайлович Васнецов основоположник особого «русского стиля», его творчество – переход от эпохи передвижничества к стилю модерн
Виктор Михайлович Васнецов основоположник особого «русского стиля», его творчество – переход от эпохи передвижничества к стилю модерн

Братья Васнецовы родились в Вятском крае в семье сельского священника, что определило своеобразный уклад жизни. В семье было шестеро сыновей, двое из них Виктор и Аполлинарий стали художниками. Их отец был человеком просвещенным, интересовался естественными науками, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям. Виктор и его младший брат Аполлинарий с детских лет впитали в себя атмосферу «преданий старины глубокой», которая в дальнейшем явилась главной особенностью их творчества.

Жизнь с столице

Первый год обучения в Петербургской Академии художеств принес Виктору Васнецову заслуженную награду – серебряную медаль за ученические работы. Юноша близко сошелся с молодыми художниками Куинджи, Поленовым, Суриковым и многими другими. Однако в 1870 году живописец вынужден на время оставить Академию. Отец художника скончался, и юноша уехал домой в Рябово, чтобы помогать своим братьям. В Петербург Виктор вернулся не один, а взял с собой Аполлинария.

Начало художественной деятельности

Профессионально занимаясь книжной графикой, Виктор Васнецов к 1875 достиг больших успехов в этой области и решил попробовать свои силы в критическом реализме и примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок. Передовые взгляды Товарищества приблизить искусство к народу были горячо поддержаны русской интеллигенцией. В творческое объединение входили Крамской, Репин, Поленов, Куинджи и многие другие известные художники. В 1878 году Виктор Васнецов был принят в ряды Товарищества передвижников. Виктор Михайлович написал целый ряд картин, созвучных по тематике работам передвижников. К их числу можно отнести такие произведения, как «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру».

Виктор Васнецов. Книжная лавочка. 1876. Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. Книжная лавочка. 1876. Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея

Картины Васнецовых в Третьяковской галерее

Виктор Васнецов вслед за Репиным и Поленовым вместе с супругой и братом перебрался из Петербурга в Москву. Особую роль в жизни Виктора Васнецова сыграло знакомство со знаменитым московским промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, человеком образованным, увлекавшимся историей и искусством. В подмосковной усадьбе Мамонтова (Абрамцево) собирались художники, литераторы и ученые, обсуждая различные исторические события. Все это подвигло Васнецова создать серию историко-былинных картин.

После побоища Игоря Святославича с половцами

Первым произведением цикла историко-былинных картин стало полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами». На зеленом травяном ковре под унылым небом лежат тела русских богатырей, пораженных вражескими стрелами и копьями. А над ними за свою добычу дерутся длиннокрылые стервятники – символ дьявольщины. Все исторические детали произведения – оружие, доспехи и остальные вещи витязей – художник выполнил достоверно, благодаря изучению экспозиции Исторического музея.

Виктор Васнецов.  После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Богатыри

В соответствии с былинными текстами Васнецовым были разработаны образы основных персонажей картины «Богатыри». В центре – Илья Муромец, он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и мудрость. Богатырь справа, самый младший – Алеша Попович, он ловок и находчив. Третий богатырь – Добрыня Никитич, представителен и величав. Лица и фигуры богатырей, исторически точные костюмы, вооружение, кольчуги показывают дух могучих воинов, мужественно защищающих рубежи своей родины.

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898

Аленушка

Картину «Аленушка» Васнецов создавал в московской мастерской. Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей горькой судьбой. Окружающая природа: бледно-серое небо, колючие елки и темная поверхность пруда – все передает ее подавленное состояние. Художник отобразил на полотне страдающую душу русского народа.

Виктор Васнецов. Аленушка. 1881
Виктор Васнецов. Аленушка. 1881

Три царевны подземного царства

В 1884 году Васнецов представил на всеобщее обозрение свою былинно-сказочную картину «Три царевны подземного царства». В основе сюжета этого живописного произведения лежит сказка об Иванушке, спустившемся в подземное царство в поисках своей матери. Там он повстречал трех девушек, воплощавших собой богатство земных недр: Золото, Драгоценный камень и Уголь. Этих сказочных царевен и вывел из подземелья на свет Божий Иван.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Иван-царевич на сером волке

В 1889 году Виктор Васнецов пишет картину «Иван-царевич на сером волке», в которой воспроизводит эпизод из «Сказки об Иване Царевиче, Жар-Птице и о Сером Волке», изложенной А.Н. Афанасьевым. Героев окружает атмосфера тревоги и печали, беглецов ждут несчастье и разлука. Образы героев картины в нарядных парчовых и златотканых одеждах, трогательный и печальный образ Елены Прекрасной и мужественный – юного царевича, преодолевающего трудности.

Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889
Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889

Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Васнецов – младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. Он не затерялся в тени своего старшего брата и первого учителя, стал художником и ученым, изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.

Аполлинарий Васнецов. Озеро. 1902
Аполлинарий Васнецов. Озеро. 1902

В Москве находится Мемориальный музей Аполлинария Михайловича Васнецова. Музей является филиалом Третьяковской галереи, что само по себе говорит о его уровне.

Мемориальный музей Аполлинария Михайловича Васнецова (Москва, Фурманный переулок, 6)
Мемориальный музей Аполлинария Михайловича Васнецова (Москва, Фурманный переулок, 6)

В двух квартирах расположилась экспозиция музея: одна квартира – та, в которой жил художник, а вторую город выкупил у жильцов под выставочные залы.

Жилая квартира А.М. Васнецова
Жилая квартира А.М. Васнецова
Гостиная - здесь бывали художники, артисты, писатели, ученые, устраивались музыкальные вечера
Гостиная - здесь бывали художники, артисты, писатели, ученые, устраивались музыкальные вечера

Произведения Васнецовых в Русском музее

Зал Виктора Васнецова
Зал Виктора Васнецова

Былинный эпос

В 1882 году Виктор Васнецов продолжил работу над историко-былинным циклом картин. Полотно «Витязь на распутье» он задумал еще много лет назад. Для создания этого масштабного произведения Васнецов изучал экспозицию Оружейной палаты Московского Кремля и старинные книги публичной библиотеки.

Витязь на распутье

На картине «Витязь на распутье» воин сидит на усталом богатырском коне и с печалью смотрит на знаменитый путевой валун, надпись которого гласит, что если прямо пойдешь, - ни пешему, ни конному живому не бывать.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

А вот фразы про «направо пойдешь – женатому быть» и «налево - богатому» не видны, их художник спрятал подо мхом, которым снизу оброс камень.

Знаменитый путевой валун
Знаменитый путевой валун

Одинокий витязь устало опустил копье и, предвидя неизбежное, оглядывает валяющиеся на поле брани черепа и кости погибших воинов. Для него другие дороги закрыты, впереди только один прямой путь – умереть, защищая Родину.

Бой скифов со славянами

Картина «Бой скифов со славянами» посвящена древней истории Донецкого края. На ней изображен поединок двух всадников – славянского на вороном коне и скифского на гнедом. На заднем плане скачут другие всадники.

Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881

Картины Аполлинария Васнецова в Русском музее

Любовь к природе жила в Аполлинарии Васнецове с самого детства. Он много ездил по России, путешествовал по Сибири, побывал на Кавказе, в Крыму, посетил Европу, из каждой поездки привозил рисунки и этюды.

Аполлинарий Васнецов. Северный край. 1898-1899
Аполлинарий Васнецов. Северный край. 1898-1899

В 1890 году Аполлинарий Васнецов начал путешествовать по Уралу, в результате чего родился целый цикл картин, посвященных этому краю.

Аполлинарий Васнецов. Горное озеро на Урале. 1895
Аполлинарий Васнецов. Горное озеро на Урале. 1895

Археология и изучение старой Москвы давали Аполлинарию вдохновение для создания прекрасных картин с видами любимого города.

Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века. 1900
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века. 1900

Аполлинарий Васнецов был не только замечательным художником, преподавателем живописи, но и ученым-историком. Его картины заняли достойное место в экспозиции Русского музея.

Дом-музей В.М. Васнецова в Москве

Музей расположен в доме, построенном в неорусском стиле по проекту В.М. Васнецова в 1894 году, в этом доме Виктор Васнецов прожил 32 года
Музей расположен в доме, построенном в неорусском стиле по проекту В.М. Васнецова в 1894 году, в этом доме Виктор Васнецов прожил 32 года
В 1948 году к 100-летию со дня рождения В.М. Васнецова наследники приняли окончательное решение о создании мемориального музея
В 1948 году к 100-летию со дня рождения В.М. Васнецова наследники приняли окончательное решение о создании мемориального музея

Сказочные сюжеты

Немало ярких и интересных произведений создал Виктор Васнецов в первые десятилетия XXвека. Среди них серия картин по мотивам русских сказок (Поэма из семи сказок): «Ковер-самолет», «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-яга» и многие другие работы, которые находятся в Доме-музее В.М. Васнецова.

Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918
Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918
Виктор Васнецов. Кащей Бессмертный. 1917-1926
Виктор Васнецов. Кащей Бессмертный. 1917-1926
Виктор Васнецов. Царевна Несмеяна. 1916-1926
Виктор Васнецов. Царевна Несмеяна. 1916-1926
Виктор Васнецов. Сивка-Бурка. 1917-1926
Виктор Васнецов. Сивка-Бурка. 1917-1926

В настоящее время коллекция Музея хранит около 26 тысяч музейных предметов, основная часть которых была безвозмездно передана наследниками.

В 1986 году Дом-музей В.М. Васнецова вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» как отдел исследования творчества В.М. Васнецова
В 1986 году Дом-музей В.М. Васнецова вошел в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» как отдел исследования творчества В.М. Васнецова

Вклад художников Васнецовых

Художники Васнецовы внесли значимый вклад в историю отечественного искусства.

Картины Виктора Михайловича Васнецова, воплотившие былинные и сказочные образы, оказали огромное влияние на целую плеяду живописцев. Творчество Виктора Васнецова является важным этапом развития направления в искусстве, называемого неорусский стиль, из которого впоследствии возник модерн.

Его младший брат Аполлинарий Михайлович впервые в русском искусстве обратился к теме реконструкции архитектуры и быта Древней Руси.

Творчество каждого из них индивидуально, это были художники-мыслители, ключевые фигуры в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века.

Не пропускайте публикации! Впереди много интересного!

Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!

Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!

Мой канал в Дзен - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02

Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602

ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617

С вами, Надежда Коваленко