Найти тему
TV Губерния

Из рабочих – в артисты: как в Воронеже создавался народный цирк

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Бум самодеятельного творчества

С середины 20-х и на протяжении всех 30-х годов прошлого столетия в Воронеже наблюдался настоящий бум циркового самодеятельного творчества. Артистические кружки и студии существовали не только при клубах и домах культуры, но даже на заводах и фабриках. Так, например, на паровозоремонтном заводе им. Ф. Дзержинского действовала спортивно-цирковая секция. Рабочие предприятия Константин Бирюков, Алексей Козявин и Павел Дрыгин придумали и исполняли оригинальный номер на турнике. Впоследствии они стали профессиональными артистами.

Из самодеятельного объединения, существовавшего при Дворце культуры имени К. Маркса, вышла целая плеяда знаменитых цирковых артистов: музыкальные эксцентрики братья Макеевы, укротительница львов Тамара Эдер (в девичестве Соловьёва), канатоходец Николай Хибин, воздушная гимнастка Раиса Немчинская.

И после войны в восстановленных очагах культуры не обходилось без тех, кто был увлечён цирковым искусством. А вот звание «народный» на ту пору имел единственный самодеятельный коллектив, существовавший при Дворце культуры имени В.И. Ленина.

Все жанры были им подвластны

Всё началось в 1967 году. Тогда к культработникам Дворца культуры имени В.И. Ленина пришёл профессиональный артист цирка Александр Пальчиков и предложил организовать цирковой кружок. Но за короткий срок Александру Ивановичу удалось превратить его в настоящую мастерскую самодеятельного циркового искусства. Практически всё многообразие жанров являли на арене участники студии «Народный цирк». В программе представлений были воздушные гимнасты, велофигуристы, жонглёры, по своей сложности и оригинальности соперничали номера акробатов, антиподистов, силовых жонглёров, эквилибристов.

За первые 15 лет существования коллектива 30 студийцев поступили в Московское государственное цирковое училище. Николая Гаткова приняли в Московский цирк на Цветном бульваре, Татьяна Шевалдина, впоследствии ставшая Заслуженной артисткой РСФСР, выступала на манеже с пластическим этюдом, азы которого ей заложил Пальчиков. Профессиональными артистами стали Юрий Пикулин и Алексей Попов. Инна Минакова блистала в Московском мюзик-холле.

На смотрины приходили мэтры

Руководитель студии заложил нужную и полезную традицию: он приглашал на своеобразные смотрины студийцев мэтров отечественного цирка. На такие встречи приходили именитые артисты, гастролировавшие на тот момент в Воронеже. Обычно устраивался творческий отчёт: гостям представляли наиболее удачные номера, которые уже не раз были «обкатаны» на публике.

В декабре 1981 года в Воронеже со своим аттракционом выступала выдающаяся дрессировщица львов народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Ирина Бугримова. Вот её и жонглёра народного артиста РСФСР Александр Кисса и пригласил Александр Пальчиков на очередную встречу. Мэтры отсмотрели всех участников импровизированного представления прямо на репетиционной площадке. С похвалой высказались о пластическом этюде Тани Шевалдиной, об эквилибре школьника Гены Иванова, акробатическом этюде учащейся Наташи Подколзиной и токаря горно-обогатительного завода Юрия Азарова, о профессиональных навыках в жонглировании студентки энергетического техникума Тани Колмаковой. Но наибольшее впечатление на них произвело выступление силового жонглёра, а на ту пору шофёра авиазавода, Чичико Хачапуридзе.

– Мы хоть сейчас напишем рекомендательное письмо в «Союзгосцирк», чтобы зачислили Чичико в штат нашей цирковой организации, – сказала Ирина Николаевна Бугримова.

О такой оценке и похвале, прозвучавшей из уст выдающейся артистки, можно было только мечтать.

-2

Незаурядный Хачапуридзе

Чичико Хачапуридзе до того памятного случая всего лишь год, как стал посещать «Народный цирк». Когда об этом сказали Ирине Николаевне Бугримовой, то она воскликнула: «Значит, мы имеем дело с незаурядной личностью».

Хотя, если быть точным, в биографии Чичико цирк появился раньше. Когда он после армии приехал в Бутурлиновку и поступил в техникум, то занимался в цирковом кружке, который существовал при этом учебном заведении. И стал себя пробовать как силовой жонглёр. Когда же перебрался в Воронеж, своё увлечение не забросил и пришёл в студию к Александру Пальчикову. Именно здесь он стал лауреатом Всесоюзного и Всероссийского фестивалей народного творчества.
Дальше дорога его привела на профессиональную арену. Несколько лет его жизненный путь был связан с «Союзгосцирком», а потом он снова вернулся в Воронеж. Вместе с Александром Ивановым готовил студийцев. В то время они с агитпоездом «Молодогвардеец» побывали в Тюмени, Тобольске, встречались со строителями Байкало-Амурской магистрали. А ещё были выступления в Кремлёвском Дворце съездов, гастроли в Англии и Польше.

Впоследствии Чичико Хачапуридзе окончил Воронежский институт физкультуры, стал высококвалифицированным мануальным терапевтом. К нему приезжали и даже привозили людей на исцеление из многих российских городов.

Чичико Иванович несколько раз переизбирался председателем Комитета по делам национальностей областной Общественной палаты. Именно при его непосредственном содействии в фойе цирка появилась скульптура великому клоуну и дрессировщику Анатолию Дурову.

В ТЕМУ

Сегодня в Воронеже есть лишь одна цирковая студия. Называется она «Цирк – это просто». Существует студия при ДК «Шинник», а руководит ею профессиональный цирковой артист Андрей Сильчев. Также есть самодеятельные цирковые коллективы в Нововоронеже, Новой Усмани, Россоши и Ольховатке.