Найти в Дзене
Партнёр НКО

«Изъять купюры в 50 и 100 рублей!»: как «Павловская» реформа 1991 года обокрала граждан

В конце 1980-ых гг. перед экономической системой страны, наряду с другими значительными трудностями встала острая проблема возникшего товарно-денежного дисбаланса на рынке. Проблема заключалась в том, что денежная масса, находящаяся у граждан на руках и в сберегательных кассах, была значительно больше массы обращающихся на рынке товаров и услуг. В силу этого, с полок магазинов сметалось буквально всё: от дефицитных товаров если, конечно, они там были, до туалетной бумаги и детских горшков! Экономисты такое явление называют денежным навесом – избыточной денежной массой, как бы «нависшей» над ограниченным количеством товаров и «гоняющиеся» за ними. Денежный навес в позднем СССР сложился по двум причинам: из-за недопроизводства товаров и жёсткого директивного регулирования цен. То есть относительно небольшое количество дешёвых товаров при большом количестве денежных знаков у населения и привели к этой проблеме. При чём денежный навес и дефицит взаимно обуславливали и усиливали друг друга

В конце 1980-ых гг. перед экономической системой страны, наряду с другими значительными трудностями встала острая проблема возникшего товарно-денежного дисбаланса на рынке. Проблема заключалась в том, что денежная масса, находящаяся у граждан на руках и в сберегательных кассах, была значительно больше массы обращающихся на рынке товаров и услуг. В силу этого, с полок магазинов сметалось буквально всё: от дефицитных товаров если, конечно, они там были, до туалетной бумаги и детских горшков! Экономисты такое явление называют денежным навесом – избыточной денежной массой, как бы «нависшей» над ограниченным количеством товаров и «гоняющиеся» за ними. Денежный навес в позднем СССР сложился по двум причинам: из-за недопроизводства товаров и жёсткого директивного регулирования цен. То есть относительно небольшое количество дешёвых товаров при большом количестве денежных знаков у населения и привели к этой проблеме. При чём денежный навес и дефицит взаимно обуславливали и усиливали друг друга.

Как утверждают историки, советские учёные-экономисты предлагали множество вариантов устранения данной проблемы. Одним из главных предложений было проведение денежной реформы по типу проведённой в 1948 году в ФРГ канцлером Конрадом Аденауэром, когда в послевоенной Германии сложилась похожая ситуация. Тогда в ночь на 21 июня 1948 года правительство ФРГ объявила о недействительности хождения в стране тогдашних рейхсмарок и полном переходе на новую денежную валюту – дойчемарку. То есть предлагалось также напечатать новые деньги, а советские рубли объявить просто не принимаемой к оплате «бумагой». Одним из предложений также было проведения обычной деноминации валюты – изменение численного масштаба рубля «10 к 1» (замена 10 рублей 1 новым рублём) с параллельным изъятием сверхнакоплений у граждан по некой установленной норме. Тот и другой варианты были отвергнуты Горбачёвым, так как они были весьма затратными и имели большие риски.

Морозным декабрьским вторником 1990 года на праздничном предновогоднем заседании коллегии Министерства финансов СССР проходила очередная жаркая дискуссия по данному вопросу. Многие участники дискуссии прибывали в хорошо поднятом настроении и находились подшофе. Как всегда, высказывалась масса предложений и идей специалистов по вопросу устранения сложившегося в экономической системе дисбаланса. На фоне шумного обсуждения в зале громко прозвучало: «изъять купюры в 50 и 100 рублей!». После этой реплики зал заполнился тишиной. Эта фраза исходила из уст самого министра финансов СССР Валентина Сергеевича Павлова.

Павлов В.С. Источник фото: https://историк.рф/
Павлов В.С. Источник фото: https://историк.рф/

Уже сразу после новогодних праздников, в первых числах января 1991 года, было окончательно принято решение о запуске так называемой конфискационной денежной реформы. Решение об изъятии купюр достоинством 50 и 100 рублей из обращения и замены их на точно такие же новые денежные знаки было поддержано Михаилом Горбачёвым. Сроки проведения «экономической операции», как её называли – 3 дня. Основной смысл был в эффекте неожиданности для граждан с той целью, чтобы не все «владельцы купюр» успели бы предъявить их к обмену на новые. По сути, это было «воровство» у граждан их денежных средств. Замысел экономистов из советского Минфина был понятен: «…избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в обращении, и таким образом установить товарно-денежный баланс на рынке и избавится от дефицита…».

Данное решение Минфина было согласовано с высшим руководством страны «под ковром» ещё до нового 1991 года. Из ЦК КПСС было дано срочное указание Гознаку СССР в короткий срок напечатать 50 и 100-рублёвые купюры. 14 января 1991 года, для того чтобы дать Павлову больше полномочий в осуществлении задуманной реформы, Горбачёв снимает с поста Главу советского Правительства Николая Рыжкова и назначает на этот пост Павлова. Уже через неделю Горбачёвым подписывается Указ «Об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых банкнот образца 1961 года». Также был объявлен призыв к номенклатурной верхушке: «сохранять спокойствие!» и заявлено, что старые банкноты будут без каких-либо проблем и трудностей обменены на точно такие же купюру, только нового образца, либо на более мелкие старые.

О подписании Указа сообщили по советскому телевидению поздним вечером 22 января 1991 года, а также объявили об ограниченных сроках обмена в 3 рабочих дня – со среды 23 января, по пятницу 25 января включительно. Утром 23 января советские граждане кинулись избавляться от старых купюр. Около сберегательных касс столпились огромные очереди с тем, чтобы снять свои деньги и обменять их. Паника и ажиотаж наблюдался по всей стране: люди пытались обменять «свои кровные» у касс театров, вокзалов, метро и аэропортов, на рынках и в магазинах. Наиболее предприимчивые граждане уже поздним вечером пятницы, когда обменять купюры было уже почти невозможно, закупали в кассах вокзалов и аэропортов дорогостоящие билеты на дальние расстояния, а потом, после окончания обмена, сдавали эти билеты обратно в кассы и получали деньги. Также многие поздним вечером пятницы отправляли денежные переводы своим родственникам и знакомым из вокзальных отделений почты, работавших допоздна, чтобы также не допустить потерю денег.

«Павловская реформа». Источник фото: https://cont.ws/@alex1962/1237975/full
«Павловская реформа». Источник фото: https://cont.ws/@alex1962/1237975/full

Хитрость «Павловской реформы» заключалась не только в неожиданности и ограниченных сроках обмена – в 3 дня, но и в количественных ограничениях. По установленным условиям обменять можно было не более 1000 рублей на каждого советского гражданина, а в сберегательных кассах со вклада можно было снять не более 500 рублей. Те граждане, которые не успевали обменять свои денежные средства, имели зафиксированное в законе право обратиться в специальную Комиссию, которая должна была рассматривать данные жалобы и заявления граждан и принимать решения о возможности или невозможности обмена. Данная процедура была настолько забюрократизирована, что проще была смериться с потерей денег.

Таким образом, за 3 январских дня большая часть советских граждан потеряла все свои сбережения и накопления. Население СССР было крайне недовольно и возмущено тем, что их «кровно» заработанные честным, почти «адским» трудом денежные средства просто превратились в мусор. Ведь многие копили деньги на бытовую технику, дачи, машины, квартиры и на другие дорогостоящие вещи. Позже «Павловскую реформу» назовут «издевательским грабежом народа» и «дурацким решением руководства». Нужно отметить, что в результате данной «экономической операции» планы советского Правительства так и не были реализованы, и реформа с треском провалилась. Кроме того, она ещё больше усугубила экономическую ситуацию в стране. Сейчас многие общественники и историки заявляют, что «Павловская реформа» была, по сути, «ещё одним гвоздём в крышку гроба страны» и ускорила процессы ей развала.

Читайте также: