Происхождение диаконского ораря
Иисус Христос, препоясавшись полотенцем, умывал ноги своим ученикам (Ин. 13:4-5) и заповедал им поступать так же (Ин. 13:14-15). Возможно, полотенце Спасителя и стало прообразом ораря — отличительной части богослужебного облачения диакона. Диакон, что означает «служитель», опоясываясь орарем, подобно Христу, приступает на служение другим.
Слово «орарь» могло произойти сразу от нескольких языковых корней. От греческого глагола «ὁράω» — видеть, созерцать, высматривать, стремиться. От латинского языка есть три варианта происхождения: «orarium» — полотенце, «orare» — говорить, просить, молить; «oris» — рот. Все варианты заслуживают внимания: «ὁράω» потому, что диакон должен следить за порядком и благообразностью в храме; «orarium» потому, что орарь видом напоминает полотенце и действительно мог происходить от него; «оrare» потому, что диакон возносит молитвы с помощью ораря; «oris» потому, что в древности, по одной из версий, диакон вытирал уста причащающихся орарем, а не платом, как это делается сейчас.
Пошив орарей для диаконов, протодиаконов и иподиаконов
Практическое и ритуальное использование полотенец было широко распространено сразу в нескольких культурах. «Orarium» — плат для утирания лица — известен еще в классической латыни. В синагогальном богослужении также использовался особый плат, «убрус», который поднимался над возвышенным местом во время произнесения «Аминь». Поэтому точно проследить происхождение ораря весьма затруднительно. Впервые орарь как деталь богослужебного облачения упоминается в канонах Лаодикийского собора 364 г., хотя из них видно, что это не новый в церкви предмет.
Христианские богослужебные облачения мало чем отличались от повседневной одежды. После того, как христианство стало государственной религией Византии, богослужебные одеяния становились более торжественными и близкими по декоративному оформлению к одеждам придворных чинов и императора. Иногда сам император дарил приближенным знаки отличия. Для духовенства такие дары были лентообразной формы. Именно с этого периода орарь, выглядевший ранее как простое полотенце, приобретает торжественный и близкий к современному вид.
Древняя и современная практика ношения ораря
В древности, по разным версиям, применение ораря (или его прообраза) было более широким. Во время богослужения диакон использовал его для призыва к молитве, вытирал им уста причащающихся. А при служении ближним диакон полотенцем-лентием пользовался по прямому назначению и препоясывался.
В современной практике прикладного применения ораря больше нет, он используется исключительно за богослужением для возглашения диаконских ектений и возгласов, совершения крестного знамения, указания священнику или епископу порядка богослужебных действий.
Чин омовения ног, тем не менее, сохранился и до сих пор исполняется в Церкви. Но совершает его не диакон, а архиерей, который препоясывается длинным полотенцем-лентионом на диаконский манер.
Виды орарей в современности
Орарь, утеряв свое практическое применение, из полотенца превратился в длинную цветную ленту, которая крепится поверх стихаря на левом плече диакона.
Иподиаконский орарь отличается от обычного только способом ношения и иногда — увеличенной длиной. Иподиаконы носят его крестообразно, таким же образом, как и диакон перед принятием Тела и Крови Христовой. Изредка некоторые пономари носят орарь также, как иподиаконы, в качестве архиерейской награды за многолетние труды.
Хотя, строго говоря, даже ношение ораря иподиаконами — вопрос спорный. «Не должно низшему служителю церковному орарь носити» — гласит 22-е правило Лаодикийского собора. Патриарх Антиохии и известный толкователь канонов Феодор Вальсамон, говорит, что орарь — принадлежность только диаконов.
Протодиаконские, диаконские и иподиаконские облачения
Право ношения двойного ораря — награда для диакона в Русской церкви после пяти лет служения, между тем как в некоторых поместных Церквях двойной орарь носят все диаконы. На двойном ораре вышивают, в отличие от обычных семи, девять крестов и порой слова ангельской песни «Свят, свят, свят» (Ис. 6:3). Некогда классический орнамент в виде виноградной лозы сейчас может быть самым разнообразным, а традиция украшения вышивкой постепенно перетекает и на одинарные орари, чаще всего дарственные.
Символизм
Орарь символизирует ангельские пояса, описанные в Откровении Иоанна Богослова (15:6), а также крылья. Диаконы символически изображают херувимов и серафимов на богослужении, поэтому на двойной орарь наносятся слова ангельской песни (Ис. 6:3). При ходьбе концы ораря развеваются, что напоминает полет. Бахрома, напоминающая птичьи перья, которую можно увидеть не только на ораре, указывает на то, что это облачение — образ небесного, ангельского одеяния.
Изображения крестов свидетельствуют, что диакон — служитель Христа и несет Его крест, а их число — 7 благодатных даров Св. Духа. Поперечные полосы, вышиваемые на некотором расстоянии от двух концов ораря, символизируют отречение от мирского в угоду духовному служению.
Два конца ораря являются символами двух Заветов — Ветхого и Нового. Перед Причастием на литургии диакон опоясывает себя орарем крестообразно так, чтобы два конца его сошлись в один, что означает единство двух Заветов во Иисусе Христе.