В Петербурге в начале октября месяца прошёл 14-ый ежегодный "Форум малых музеев". Это то самое время, когда любой желающий мог посетить музейные площадки, расположенные в школах, институтах и других ведомственных учреждениях. А также частные экспозиции. То есть те места, которые в обычное время закрыты для индивидуальных туристов и чаще всего работают только для групп.
Одним из музеев, на который я обратил своё внимание, стал "Музей морских узлов". До 2024 года я о нём вообще ничего не слышал. А находится он в самом центре города - у Петропавловской крепости. На фрегате "Благодать".
Занимает небольшое, но атмосферное помещение, где вы сможете почувствовать себя как на настоящем корабле. Что, по сути, так и есть. Потому что "Благодать" построена на остове старой финской баржи (1956 года). И во время экскурсии, когда пару раз мимо нас проходили крупные речные суда, в помещении ощущалась качка. В связи с чем удалось испытать необычные ощущения!
Началась наша экскурсия с того, что нам кратко рассказали об истории фрегата "Благодать" и том кто такой боцман (чем он занимается).
Боцман - это морской специалист, ответственный за руководство и контроль над палубным хозяйством на судне.
Основными обязанностями боцмана являются: управление командой палубных матросов; обслуживание и ремонт палубного оборудования, такелажа, спасательных средств и других вспомогательных механизмов на борту судна; обучение младшего палубного персонала и многое другое.
Далее в общих чертах рассказали о морском деле и узлах-обманщиках (которые развязываются, хотя выглядят прочно) и о многом другом.
После чего раздали "верёвочки" для вязания морских узлов. Перед раздачей, правда, спросили: "А чем мы сегодня будем вязать морские узлы?" Мы ответили: "Так вот этими верёвочками же?!"
Выяснилось, что на корабле нет верёвочек, а есть разного диаметра и длины тросы. У нас же в руках в этот момент находились короткие и тоненькие тросики, которые моряки называют шкертиками.
Шкертик - это короткий кусок троса, с помощью которого можно что-либо привязать.
Как вы понимаете, экскурсия была построена в стиле мастер-класса. Поэтому я мало снимал, а больше что-то делал руками - вязал различные морские узлы. Во время мероприятия мы связали порядка 5-7 различных вариантов, которые были представлены на стендах.
Например, простой и кровавый.
Простой вяжется просто, исходя из терминологии. После него мы связали усложнённый (не запомнил как он называется). По-моему, на примерах нам показывали чем отличается "Бабий узел" от "Прямого узла".
Далее перешли к "Кровавому узлу". Такое название он получил в связи с тем, что применялся на флоте в качестве наказания.
Провинившегося матроса избивали плетью, которую изготавливали из пенькового троса, с множеством хвостов, на концах которых завязывали узлы.
Такую плеть называли "Кошкой", а узлы - кровавыми, потому что во время ударов по спине матрос получал кровавые травмы.
Ещё один узел, который мы попробовали связать - это "Беседочный узел" (на фото слева вверху).
"Беседочный узел" (от фр. Nœud de chaise - «узел-стул, беседка») на французском флоте - узел для закрепления моряка для работы за бортом корабля (фотография со стенда в музее).
Ещё один весьма интересный узел, который у меня так и не получился (надо тренироваться) - это узел "Пожарная лестница". Благодаря нему в один миг получается связать сразу несколько морских узлов, по которым можно было забраться/спуститься с борта корабля, например. В общем, по любой отвесной стене.
Один из самых красивых, но довольно сложных узлов, мы вязали на полу.
Такой морской узёл называется "Южный крест" (реже "Морской крест").
Этот узел применялся раньше на парусных кораблях. Он служил для прикрепления различных тросов к топу (вершине) мачты, если на ней нет рымов и гаков.
Этот же узел на стенде.
Его аналог - узёл "Топовый крест". От английского слова "Тоp" - вершина (мачты)
Ещё нам показали как с помощью шкертиков к мачте крепится парус.
Помимо прочего, на мастер-классе мы связали "Геркулесов узел". Назван он был так потому, что по легенде Геркулес именно так связал лапы поверженного льва у себя на шее.
Рифовый узел, или квадратный узел, - это древний и простой связующий узел, используемый для закрепления веревки или лески вокруг объекта. Иногда его также называют геркулесовым узлом или Геракловым узлом.
Древние греки были уверены в магической силе Геркулесова узла. Узёл в истории был сохранён в качестве предметы роскоши. И сейчас некоторые произведения искусства можно увидеть, например, в "Эрмитаже".
Вы видели подобные вещи? Я не обращал внимание.
Что ещё интересного можно увидеть в музее, сделанное из тросов?
Например, такой держатель.
Или такие подвесы. Их делали для того, чтобы корабль не бился о причал (подвешивали за край борта).
В музее находится два подарка писателя В.В. Конецкого с барка "Седов".
Виктор Викторович Конецкий (до 1957 года - Штейнберг; 6 июня 1929, Ленинград - 30 марта 2002, Санкт-Петербург) - советский и российский писатель, киносценарист.
Им (в соавторстве) были созданы сценарии таких популярных фильмов как «Полосатый рейс» (1961), «Путь к причалу» (1962), «Тридцать три» (1965).
Ещё пара фотографий из музея.
Экскурсия с мастер-классом мне очень понравилась! Полтора часа прошли на одном дыхании.
Как попасть в музей?
Музей работает только по предварительной записи. Всю подробную информацию и контактные данные можно посмотреть на официальном сайте.
Помимо ознакомительной экскурсии с мастер-классом по морским узлам вы можете заказать интерактивную экскурсию «Ленинградский узел». Как мне сказали, на мероприятии вам расскажут о маскировке доминант в период Блокады Ленинграда и о многом другом. В том числе подробно о работе альпинистов в нашем городе.
Берите на заметку!
Адрес: Петровская наб., д. 2А (фрегат "Благодать")
Координаты: 59.951674, 30.328216
Видео-фрагмент.
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!