Когда мы говорим об образовании ребёнка, мы зачастую подразумеваем школу и университет, в меньшей степени детский сад. И напрасно. Именно дошкольный возраст является стратегическим для формирования высших психических функций и фундаментальным для качественного всестороннего образования и развития – того, на что нацелены все родители. С чего начинать это формирование? О чем важно помнить, говоря об образовании дошкольников?
Сегодня мы уделим внимание формированию такой высшей психической функции как мышление. Как познавательный процесс, мышление расширяет возможности ребенка, помогает глубже и более осознанно изучать различные школьные предметы. Под мышлением мы понимаем операции анализа, сравнения, синтеза, сериации, классификации, обобщения, умозаключения. Они развиваются при условии, что у ребенка сформирован широкий спектр представлений об окружающем мире. То есть в памяти ребенка хранятся образы предметов и явлений, которые он способен использовать даже когда не воспринимает их в реальности, а просто воспроизводит по памяти. Представления формируются на основе ощущений – зрительных, слуховых, вкусовых, кинестетических, тактильных – они являются начальной ступенью развития мышления. Основой для развития логического мышления является формирование представлений на базе самых различных ощущений, которые испытывает ребенок дошкольного возраста.
Мы советуем начинать формирование логического мышления с привычного, но очень полезного семейного времяпрепровождения.
- Поход в зоопарк. Рассмотрите и послушайте животных, которые вам встретятся. Побеседуйте с ребенком о том, как они выглядят, чем питаются, где обитают, как называются члены их семей (у льва и львицы – львята, у моржа и моржихи – моржата, у коровы и быка – телята, у макак – макачата).
- Прогулка в лесу или в парке. Рассмотрите деревья, кустарники, их листья и плоды. Потрогайте и поделитесь впечатлениями и ощущениями.
- Покупки в супермаркете. Неожиданно, но подобные магазины – отличные «подручные» учебные пособия. Здесь все классифицировано. В одном отделе находятся овощи, в другом – фрукты. Есть отделы с канцелярскими товарами, бытовой техникой, кухонной и столовой посудой, строительными инструментами, книгами, хлебобулочными изделиями, мясными и рыбными изделиями, одеждой. Перечислять можно бесконечно. Возьмите несколько пакетов разного цвета и договоритесь с ребенком: «В желтый пакет мы будем складывать овощи, в красный – фрукты, в синий – хозяйственные товары». Ребенок все рассмотрит, пощупает, почувствует запах, и таким образом сформируются представления.
- Культурные мероприятия. Экскурсию в музей, библиотеку, поход в театр, кафе и даже в поликлинику можно превратить в пособие для прохождения первого этапа развития мышления.
В дошкольном детстве формируется огромное количество представлений об окружающем мире. Богатые представления имеют значение не только для процессов памяти и воображения, они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека.
Одновременно с процессом формирования представлений мы развиваем такое умственное действие как анализ. - Игра «Часть и целое». Выделяем части самых различных объектов окружающей действительности. Из каких частей состоит стул или стол? Когда ребенок умеет выделять части предмета, он может сравнить стул и стол и сделать умозаключение о том, что, например, у стула есть спинка, а у стола нет. Кстати, это уже операция сравнения, о ней мы поговорим чуть позже.
- Игра «Найди отличия». Искать сходства и отличия можно у всего вокруг. Анализируйте птиц, животных, рыб, посуду, мебель, инструменты (музыкальные и медицинские, строительные и профессиональные). Уделяйте внимание картинкам, состоящим из геометрических фигур. Рассматривайте картинки в книгах и рассуждайте вместе с ребенком о том, что на них изображено.
Следующий этап развития анализа – объединение предметов и явлений окружающего мира по различным признакам. Если с малышами мы ищем в комнате все большое или маленькое, широкое или узкое, то детьми старшего дошкольного возраста мы находим все квадратное, круглое, красное и пр. Затем объединяем предметы по вкусу (кислое и сладкое), по тактильным ощущениям (шершавое и гладкое), по температуре (холодное и горячее).
Одна из любимых игр детей – игра «Трехлитровая банка». Мы предлагаем ребенку представить трехлитровую банку и назвать все квадратные (кислые, сладкие, пластмассовые, съедобные, шерстяные) предметы, которые могут в нее уместиться.
Операция сравнения – еще одна важная составляющая логического мышления. Мы учим выделять сходства и отличия между признаками самых различных предметов, явлений и групп предметов. Предметы для сравнения может найти под рукой каждая мама.
- Сравнение предметов и объектов окружающего мира. Чем отличается курица от воробья? (Курица – домашняя птица, воробей – дикая птица). Чем похожи и отличаются чашка и стакан, чайная ложка и столовая, кастрюля и сковорода, косынка и платок, кеды и кроссовки, сарафан и платье, туфли и босоножки и т.д. Здесь важно обратить внимание на то, что дети часто сравнивают по второстепенным признакам. Например, курица большая, а воробей маленький. Мы принимаем подобные ответы при наличии должной аргументации.
- Сравнение геометрических фигур и тел. Чем квадрат похож на прямоугольник? (У каждого 4 угла и 4 стороны). Чем квадрат отличается от прямоугольника? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие). Продолжаем с ромбом и треугольников, трапецией и прямоугольником, призмой и конусом.
- Сравнение групп предметов. Чем зимующие птицы отличаются от перелетных? Или, собери все яблоки. Собери все не зеленые яблоки. Собери все большие красные круги.
- Сравнение по всем признакам через загадки и аналогии. Мы предлагаем работать с загадками, но не учить их, а придумывать. Что может быть зеленое, колючее, высокое? Что может быть маленькое, съедобное, кислое, желтое? Дети очень любят играть в «Аналогии»: «Я тебе скажу пару, а ты подбери свою по такому же признаку». Например, медведь – берлога, белка – … (правильный ответ – дупло); собака – щенок, лошадь – … (жеребенок).
Более сложной операцией мышления является классификация, когда мы предлагаем детям разделить множество предметов по какому-либо признаку на группы. - Классификация по названию. Мы предлагаем ребенку перечислить всю чайную посуду, весь воздушный транспорт, насекомых и т.д. Можно классифицировать по размеру (большое и маленькое, толстое и тонкое, широкое и узкое), по цвету, по форме.
- Классификация по способу действия. Что может летать или плавать, что растет на дереве, кто вылупляется из яйца, какие явления происходят только летом (зимой, весной, осенью), что можно класть в суп или компот.
- Классификация по категориям. Используя картинки с различными объектами, например, с изображением ягод (клубника, крыжовник, смородина, клюква, брусника и черника), мы просим ребенка разделить их на две группы, подводя к классификации на ягоды лесные и садовые.
Все выше перечисленные операции мышления являются основой для умозаключений. Зная основы формирования умозаключений, найти материал для развития этой операции мышления совсем не сложно. - Игра «Все или некоторые». В парке придумываем различные предложения со слова «все». Например, «Все деревья выше кустарников». Или, «Все хвойные деревья имеют иголки». «У всех лиственных деревьев осенью опадают (желтеют) листья». Слово «все» можно заменить словом «некоторые». Например, «Некоторые птицы улетают на зиму в теплые края».
- Логические игры с нулевой подготовкой. Все дети любят рассуждать. Мы предлагаем логические задачи, над которыми полезно поразмышлять вместе с детьми. Например, «Бабушка провожала дедушку. Кто уезжал?» Или, «Мама читала сыну сказку. Кто слушал?», «Папа выше мамы. Кто ниже?»
- Игра «Что, если …». Операции мышления эффективно тренируются в результате составления сложных высказываний с помощью логической связки «если, то…». Например, «Если завтра будет дождь, то …», «Если рано растает снег, то …», «Если лето будет жарким, то …». В игру «Закончи предложение» можно играть по очереди: сначала вы даете ребенку вариант для продолжения, а потом он предлагает вариант вам. Ответы могут получиться неожиданными и явиться темой для дальнейших бесед.
Существует много игр, заданий и упражнений для развития логического мышления. Важно помнить, что все они эффективны в том случае, если основаны на представлениях, уже сформированных у ребенка.
Все перечисленные выше приемы позволяют развить способность ребенка логически мыслить и рассуждать. В начальной школе развитая логика поможет сопоставлять факты, сравнивать информацию, аргументировать свою точку зрения, тем самым осваивая прогрессивные технологии и развивая в дальнейшем критическое мышление.
Авторы: педагогический состав Детского сада Школа Сотрудничества