Найти тему

В Николо-Корельском монастыре нашли захоронение главного «строителя» обители

Общий вид Николо-Корельского монастыря с юго-востока. Фото 2022 г.
Общий вид Николо-Корельского монастыря с юго-востока. Фото 2022 г.

Экспедиция Института археологии РАН провела первые археологические раскопки на территории Николо-Корельского монастыря, в ходе которых был найдено погребение, отмеченное белокаменной плитой. Надпись на плите однозначно свидетельствует, что в могиле погребен игумен Косьма «строитель» обители, имя которого часто встречается в документах второй половины XVII века в связи со строительством каменного собора. Археологи изучили фрагменты фундаментов зданий XVII века и провели архитектурно-археологическое исследование перед реставрационными работами монастырского комплекса, которые позволят возродить монашескую жизнь обители и в дальнейшем привлечь паломников, историков и всех интересующихся в один из известнейших монастырей Русского Севера.

«Эти раскопки стали первыми археологическими работами на территории монастыря, долгое время закрытого для посещений, поэтому их результаты невозможно было запланировать. Нам повезло, и в первый год раскопок мы обнаружили место захоронения человека, энергии которого обитель обязана появлением каменного ансамбля», – руководитель Северной экспедиции ИА РАН Александр Суворов.

Вид Николо-Корельского монастыря. Открытка начала XX в.
Вид Николо-Корельского монастыря. Открытка начала XX в.

История Николо-Корельского монастыря плотно вписана в историю Русского Севера. Первое письменное упоминание обители в Двинской и Новгородской летописях относится к 1419 году, когда «Корельский монастырь святого Николы» был разорен «мурманами», то есть пришедшими по морю норвежцами. Монастырь был восстановлен спустя столетие, и в XVI веке Корельский монастырь уже был известен как административный центр первого русского международного порта: через него шел путь русских послов в Европу, здесь останавливались западные путешественники, шла торговля с Англией и, позднее, – с Голландией. «Порт Святого Николая» с несколькими деревянными постройками, сооруженными англичанами, находился напротив монастыря на острове Ягры, и был связан с монастырем административными функциями до строительства в 1584 году пристани и основания крепости у Михайло-Архангельского монастыря – будущего Архангельска. С обозом Николо-Корельского монастыря отправился в Москву Михаил Ломоносов.

Каменное строительство в обители началось со второй половины XVII века. В 1664–1667 годах была возведена Успенская церковь, и осенью 1667 года ее освятили, как упоминалось в письменных источниках, «при…игумене Косьме». Одновременно к северо-западу от Успенской церкви была сооружена каменная шатровая колокольня, верх которой не дошел до наших дней. На фотографиях XIX века можно видеть два ее нижних яруса, над ними возвышался шатер со слухами – окнами, через которые звук распространялся в пространство.

В июне 1670 года был заложен Никольский собор, освященный в сентябре 1673 года «при Иоакиме, митрополите Новгородском, и при том же игумене Косьме». Это монументальный пятиглавый храм с двумя внутренними опорами и обширным подклетом, часть которого была отведена под усыпальницу, а часть – под погреба и кладовые. С севера и запада к собору примыкает двухэтажная сводчатая галерея, на второй этаж которой с запада и севера поднимаются две крытые лестницы. В 1684 году между Успенским храмом и Никольским собором был построен переход, и на этом основное каменное строительство в обители окончилось, лишь в XVIII веке рядом с монастырем был построен служебный двухэтажный корпус.

За 20 лет – это очень короткий по средневековым меркам период – был начат с нуля и завершен огромный каменный монастырский комплекс, строительство которого потребовало консолидации колоссальных усилий. Такое начинание в XVII веке, как правило, осуществлялось при финансовой и организационной поддержке митрополии или самого государя. По всей видимости, Николо-Корельский монастырь рассматривался властями в качестве оплота государственного православия на Русском Севере, где движение раскола набирало силу, поэтому представительный ансамбль каменных зданий в нем был особенно необходим.

Интерьер Никольского собора. Вид с запада. Фото 2022 г.
Интерьер Никольского собора. Вид с запада. Фото 2022 г.

В 1920 году монастырь был закрыт. Богатейший архив и библиотеку Николо-Корельского монастыря разделили между архивами Москвы, Ленинграда и Архангельска. В 1932  году известный реставратор и знаток древнего зодчества Петр Дмитриевич Барановский разобрал и перевез деревянную надвратную шатровую башню монастыря с примыкавшими к ней пряслами стен в создававшийся в это время в Москве музей деревянного зодчества в Коломенском, где памятник экспонируется по сей день.

В 1936 году рядом с монастырем началось строительство военного завода и поселка Судострой, выросшего позднее в современный город Северодвинск. С этого времени свободный доступ  к монастырю был закрыт. В советское время помещения монастыря использовались как помещения для подсобных производств завода.

Несколько лет назад по инициативе Архангельской епархии, правительства Архангельской области и дирекции ОАО «ПО «СевМаш»» был создан благотворительный фонд для сбора средств на реставрацию монастырского комплекса и приспособлению к проведению в нем богослужений. В 2022 году сотрудники лаборатории архитектурной археологии Института археологии РАН начали исследовательские работы на памятнике. Летом 2024 года Ярославская художественная мастерская «Реставратор» начала в монастыре противоаварийные и консервационные работы, в рамках которых Северная экспедиция ИА РАН провела первые археологические раскопки.

Фундамент западной паперти Никольского собора. Фото 2024 г.
Фундамент западной паперти Никольского собора. Фото 2024 г.

Археологи заложили шурфы у Никольского собора и Успенской церкви и раскрыли фрагменты фундаментов зданий XVII века, сложенных из больших валунов, грубо отесанных квадров белого камня (известняка) и мелких булыжников для заполнения пустот между крупными валунами. Подошва фундаментных рвов была укреплена по традиции средневекового строительства на болотистых грунтах свайным полем – вертикально вбитыми с расстоянием в 20–30 см между собой деревянными бревнами, уплотняющими подвижный грунт основания здания. Анализ. проведенный в лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН показал, что сваи фундамента собора были изготовлены из сосны.

Слева: интерьер камеры под лестницей с погребением монаха Косьмы. Справа: Разборка реставраторами входа в камеру под лестницей, заложенной силикатным кирпичом. Фото 2024 г.
Слева: интерьер камеры под лестницей с погребением монаха Косьмы. Справа: Разборка реставраторами входа в камеру под лестницей, заложенной силикатным кирпичом. Фото 2024 г.

Самые интересные результаты были получены при архитектурно-археологическом исследовании северной лестницы, ведущей в собор. По монастырскому преданию, в  камере под лестницей был погребен игумен Косьма – тот самый «строитель», имя которого упоминается в письменных источниках в связи со строительными работами каменного храма во второй половине XVII века. Реставраторы разобрали входную дверь, заложенную силикатным кирпичом в западной стенке камеры, вынесли строительный и индустриальный мусор ХХ века, которым была забита камеры, и на полу проступил контур погребения, отмеченный крупной белокаменной плитой длиной 1,5 м. К сожалению, само погребение сохранилось в потревоженном виде: на уровне плиты в перемешанном слое были найдены лишь отдельные кости скелета, но его нижняя часть хорошо сохранилась.

На отшлифованной лицевой поверхности находилась надпись:

ЛѢТА ЗРЧИ [7198 – т.е. 1690] ГОДУ МЕСЯЦА

ГЕНЪВАРЯ ВЪ [*] ДЕНЬ

ПРЕСТАВИСЯ РАБ БОЖIЙ МОНАХЪ КОСМА

И ПОЛОЖЕНЪ ПОД СИМ КАМЕНЕМ

Расчистка надгробной плиты монаха Косьмы с надписью. Фото 2024
Расчистка надгробной плиты монаха Косьмы с надписью. Фото 2024

Известно, что игумен Косьма управлял обителью с 1657 по 1674 год, когда было начато строительства монастырского комплекса. Позже он был отрешен и сослан в Соловецкий монастырь, но в середине 1680-х годов он вновь вернулся на игуменство – именно этому периоду соответствует второй, завершающий этап строительства ансамбля.

Игумен-строитель Косьма имел волю и возможность к воплощению лучших архитектурных тенденций XVII века в северном комплексе, он сумел привлечь артель строителей, обладавших опытом для реализации задуманного. Археологические работы открыли место его захоронения, год смерти и его останки, что может считаться как исключительной исследовательской удачей, так и восстановлением исторической справедливости.