Найти тему
Guru Pro

Эволюция веревок в спортивном туризме

Веревка статическая спортивная "СТ 60" 10 мм, моноцвет | Remera
Веревка статическая спортивная "СТ 60" 10 мм, моноцвет | Remera

Недавно я начал работать над статьей о Статических веревках для спортивного туризма и осознал, что эта тема гораздо более сложная и требует детального изучения.

Выбор веревки не представляет особой сложности, однако разобраться в различиях между ними и понять, почему в спортивном туризме отказались от использования некоторых типов веревок, уже гораздо более увлекательно.

В этом материале я буду опираться только на свой опыт и поделюсь событиями, в которых мне повезло принять участие.

Итак, всё началось в конце девяностых, когда, участвуя в школьной секции туризма, мы стали участниками соревнований Первенства Москвы для учащихся. В то время мы не особо задумывались о качестве веревок и часто использовали продукцию коломенского завода Канат. В обращении находились так называемые рыболовные шнуры и простые полиамидные статические веревки.

Со временем я понял, что статические веревки могут усаживаться, и их нужно проверять чаще, чем раз в год. В ходе собственных экспериментов я выяснил, что коломенские веревки, не подвергавшиеся термообработке, могут усаживаться на 15-20%.

Затем произошло много интересного: появились чешские веревки Lanex, появилась статическая веревка из Калининграда, а также веревка Beal диаметром 10,5 мм. Спортивный туризм проявлял удивительную «всеядность» — использовалось всё, что имело хоть какую-то цветовую маркировку и диаметры в пределах 10-11 мм.

Качественно новым этапом в выборе веревки для спортивного туризма стало появление на рынке украинской веревки Ukrop. Она была немного легче своих аналогов и обладала отличными статическими характеристиками, хотя и отличалась высокой жесткостью.

В наше поле зрения веревка попала в 2005 году.

«Укроп» из имени собственного стало именем нарицательным - так стали называть все веревки, обладающие ярко-выраженными статическими характеристиками. Спустя какое-то время появилась аналогичная веревка, производимая заводом Аскан, появлялись отдельные веревки неизвестного производства.

Очередной «скачок» технического прогресса случился с появлением веревки украинского производства ПП-лайт. Это произошло уже после 2010 года точнее сказать не смогу.

Веревка оказалось очень легкой, обладала исключительными статическими свойствами, превосходя все известные на тот момент, и совершенно не впитывала влагу. Веревка быстро приобрела популярность.

Сочетание таких характеристик стало возможным благодаря использованию полипропилена в качестве исходного материала для производства веревки, но это также выявило и слабую сторону.

Полипропилен—синтетический материал с множеством преимуществ, однако его низкая термостойкость приводила к частым повреждениям веревки из-за трения.

Веревка ПП-лайт недолго оставалась единственным доступным продуктом на рынке; вскоре туристы обратили внимание на веревку Акватекс, которая была доработана по просьбам спортсменов.

Спорт продолжал развиваться, полиспасты для наведения навесных переправ ушли в прошлое, уступив свое место двойным зажимам

Началась своеобразная гонка за снижением веса снаряжения.

Вес веревки порой достигал удивительных 42 граммов на метр. Прочность такой веревки была сопоставима с характеристиками обычного бытового шнура, что не соответствовало требованиям безопасности и нормативным документам.

В декабре 2018 года на Всероссийском семинаре спортивных судей в Москве было принято важное решение пересмотреть подход к вопросам безопасности в спортивном туризме, включая использование веревок.

Проект регламента, опубликованный в начале 2019 года содержал пункт 3.2.1

Для блокировки индивидуальной спасательной системы, организации страховки, перил и сопровождения, а также для их демонтажа используются только основные веревки диаметром не менее 10 мм. Эти веревки должны соответствовать пунктам 4.2 и 4.12 ГОСТ EN 1891-2014. Материалы, применяемые для оболочки веревки, должны иметь температуру плавления не ниже 195 °C.

Мы видим, что в регламенте присутствует ссылка на ГОСТ EN 1891-2014, а вернее на отдельные его пункты, согласно которым определены прочностные характеристики веревки и диапазон диаметров, а также ограничена минимальная температура плавления материала оболочки веревки.

Таким образом был наложен запрет на использование полипропилена в оболочке веревки.

Туристическое сообщество столкнулось с серьезной проблемой. С одной стороны, был введен запрет на использование супер-статических веревок (включая запрет на зажимы для их натяжения), а с другой — необходимость проходить этапы с наведением переправ, в том числе на личных дистанциях и на рельефе с минимальной «врезкой».

Некоторые модели полиамидных веревок могли обеспечить сопоставимую статичность, но у спортсменов начинались трудности, когда веревка намокала (например, из-за повышения влажности воздуха). В итоге, веревка, которая утром отлично справлялась с задачей, могла провисать уже после обеда, даже если ее использовал более легкий спортсмен.

Короче, ситуация была не из простых те несколько месяцев, пока компания Remera не выкатила первую в истории веревку, разработанную специально для Спортивного туризма!

Это было спасение! Та самая СТ60, которая сейчас является самой часто используемой веревкой для спортивного туризма в России.

В чем секрет успеха? Все очень просто: используем полипропилен в сердечнике веревки, делаем оплетку из еще более статичного полиэфира, добавляем пару технологических фишечек для сопряжения в одном продукте двух материалов разной степени растяжения – вуаля – веревка для спортивного туризма готова.

На словах все выглядит очень просто. На практике получаем много пилотных образцов, большой объем тестирования, проверка веревки ведущими спортсменами на Всероссийских стартах, потом отзывы, замечания, снова работа, изменение технологического процесса, замена поставщика сырья и так до тех пор, пока не пришел РЕЗУЛЬТАТ.

Сегодня же задача выбора веревки для спортивного туризма значительно упростилась и сводится к 1, 2, 3 (см. нашу статью Статические веревки для спортивного туризма). Спасибо за это нашим партнерам – компании Remera

Вот так выглядит эволюция веревок в спортивном туризме для меня. Возможно, что-то я забыл упомянуть или не знал вовсе. Обязательно напишите об этом нам в любой из наших социальных сетей:

VK – Спортивный туризм и не только

Instagram – @guru _turism

YouTube – Спортивный туризм и не только

До новых встреч!

Автор материала: Матюшенко Евгений, руководитель команды GURU