Найти тему

Идея для решения психофизической проблемы. Два потока детерминации в гипотезе формативной причинности Р.Шелдрейка и в теории Эми-Йоги

Психофизическая проблема в философии — вопрос о месте психического в природе и соотношении психического и физического.

В широком смысле это фундаментальная проблема об отношениях между сознанием и бытием, духом и материей в мировом масштабе. 

В узком смысле, в приложении к человеку, психофизическая проблема это вопрос об отношении психики (или психических явлений) к телу (организму), вопроса соотношения психических и физиологических процессов. 

Сформулирована психофизическая проблема была французским мыслителем Рене Декартом.

К теме можно подойти также в более широком контексте, как к "основному вопросу философии". Расширенного контекста мы касаться не будем.

Основной вопрос философии — это вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.
У основного вопроса философии две стороны: 
Онтологическая (бытийная) заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? 
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В конце статьи станет понятно, что выяснение вопроса "что первично — материя или сознание" редуцируется до вопроса, ответ на который интуитивно очевиден.

Итак,

о психофизической проблеме написано многое многими авторами. С точки зрения формализации законов наглядность её наличия в том, что природные явления описываются уравнениями физики и химии, в которых проявления психики напрочь отсутствуют, хотя они несомненно играют весьма значимую роль в мироздании.

Такое положение дел привело к тому, что все науки распадаются на две части: науки гуманитарные и науки естественные. Подробнее об этом можно почитать в книге д.п.н. профессора Аллахвердова В.М. "Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания".

Возвращаемся к психофизической проблеме. Обращает на себя внимание то, в уравнениях физики и химии отсутствуют не только проявления психического, но и любые описания формы.

Последнему моменту пристальное внимание уделил Руперт Шелдрейк в своей книге "Новая наука о жизни" и гипотезе формативной причинности. О его гипотезе я уже писал в частности в статье "Эми-Йога. О природе сознания. Часть 5. О гипотезе формативной причинности Руперта Шелдрейка и двух потоках детерминации", ссылка на статью есть ниже.

Сейчас кратко напомню основные моменты.

Он предположил существование морфических полей, имеющих неэнергетическую природу и создающий поток детерминации форм - в широком смысле слова. Слово "морфический" - от «morph», что переводится с греческого как «формообразующая структура».

Традиционный механико-энергетический подход к науке предполагает наличие только одного потока детерминации "снизу", обусловленного законами физики и химии. Назовём его инструктивной детерминацией. Механико-энергетический подход утверждает, что на основании известных законов элементарные частицы складываются в атомы, атомы - в молекулы и кристаллические решётки. Из молекул на основании всё тех же законов складываются живые клетки и целостные живые организмы. Инстинкты живых организмов якобы полностью предопределены структурой ДНК.

Квантовая механика показала: структура атомов не является строго определённой. Все предположения о расположении элементарных частиц делаются на основе вероятностных формул.

На уровне молекул можно рассчитать жёсткую структуру только в самых простых случаях. Чем сложнее химический состав, тем больше существует энергетически стабильных вариантов для заданного набора элементов. А если перейти на уровень клеток живых организмов, то количество энергетически возможных вариаций становится практически бесконечным.

Взаимосвязи между количественными аспектами физики могут быть выражены математически, а физические изменения могут быть описаны с помощью уравнений. Создание этих уравнений возможно благодаря тому, что фундаментальные физические величины, такие как масса, энергия, момент, электрический заряд и т. д., сохраняются в соответствии с принципами сохранения массы и энергии, момента, электрического заряда и других величин.

Однако форма не входит в эти уравнения, так как она не является векторной или скалярной величиной и не сохраняется. Например, если букет цветов бросить в печь, он превратится в пепел, но общее количество вещества и энергии останется прежним, а форма цветов исчезнет.

Таким образом, законы физики и химии не могут объяснить большинство форм живых и неживых проявлений природы.

Согласно гипотезе формативной причинности кроме энергетической существует также второй поток детерминации, "сверху". Эми-Йога называет её конструктивной детерминацией. Это неэнергетическая детерминация форм, структур и динамических форм (шаблонов телесных движений, поведения и восприятия).

Известные законы преобразования энергии оставляют очень много места для неопределённостей. случайностей и вероятностных процессов. Ими управляет формативная причинность. Точнее говоря, она их упорядочивает.

В дополнение к типам энергетической причинности, известным физике, а также к причинности, обусловленной структурами известных физических полей, другой тип причинности ответствен за формы всех материальных морфических единиц (субатомных частиц, атомов, молекул, кристаллов, квазикристаллических агрегатов, органелл, клеток, тканей, органов, организмов). Форма, как она здесь понимается, включает не только форму внешней поверхности морфической единицы, но также ее внутреннюю структуру. Эта причинность, называемая формативной причинностью, накладывает пространственный порядок на изменения, вызываемые энергетической причинностью. Она сама по себе неэнергетична и несводима к причинности, обусловленной известными физическими полями.

Гипотеза формативной причинности предлагает новый взгляд на этот вопрос. Согласно этой гипотезе, организмы одного вида или сорта похожи друг на друга не только из-за генетического сходства. Также на них влияет предыстория схожих форм.

Существует механизм морфогенетических полей, который отвечает за «привычки» развития или трансформации форм. Если в похожих ситуациях в природе уже встречалась какая-то форма, то она, скорее всего, повторится.

"Все подобные прошлые системы воздействуют на последующие ... Условно принимается, что это воздействие не прерывается временем и пространством и продолжается неопределенно долго ... ". Морфогенетические поля - это своего рода память, имеющая свою иерархию.

Гипотеза формативной причинности объясняет повторение форм, но не объясняет того, каким образом появляется на свет первый экземпляр любой данной формы. Это уникальное событие может быть приписано случаю, или творческой силе, присущей материи (Вселенной в общем случае), или трансцендентному творческому принципу (проще говоря: "Богу, Творцу"). Выбор между этими альтернативами можно сделать только с метафизических позиций, и он лежит вне поля зрения этой гипотезы.

Осмысление этой неполноты описания мира (на примере человека) приводит Р.Шелдрейка к формулировке гипотезы о третьем виде причинности: сознательному «я». Оно («я») действует подобно формативной причине, но такой, которая в определенных пределах свободна и неопределима с точки зрения физической причинности. Фактически его можно считать формативной причиной формативных причин ...

Осмысление проблемы первого появления произвольной формы, не связанной с человеком, наводит Р.Шелдрейка на мысль о Творящей Вселенной. "Фактически может существовать иерархия имманентных творческих сил на всех этих уровнях" (планета - Солнечная система - галактика - метагалактика - Вселенная).

Такие творческие силы могут создавать новые морфогенетические и моторные поля путем своего рода причинности, очень напоминающей сознательную причинность, рассмотренную выше. На самом деле, если такие творческие силы вообще признаются, тогда трудно избежать заключения, что они должны быть в некотором смысле сознательными сущностями".

От себя разовью идею Р.Шелдрейка об "иерархии имманентных творческих сил": логично говорить не просто об иерархии, а о важном аспекте фрактальности мироздания.

Хотя Р.Шелдрейк не фокусировал своего внимания на психофизической проблеме можно утверждать, что основу для её разрешения в ключе, предлагаемом в настоящей статье, заложил именно он.

Сейчас мы поговорим о том, как теория Эми-Йоги или йоги эмоционального интеллекта стыкуется с идеями Р.Шелдрейка. Для этого мы рассмотрим принцип энергоинформационного (ЭИ) развития человека и взаимодействие планов его эмоционального интеллекта между собой как частный случай идеи двух потоков детерминации.

После этого окажется логичным сделать далеко идущие мировоззренческие предположения, ведь мироздание - это результат сложного взаимодействия двух потоков детерминации: восходящего, или инструктивного, создающего причину, и нисходящего, или конструктивного, создающего координирующее влияние для вероятностных процессов.

Мироздание - это результат сложного взаимодействия двух потоков детерминации: восходящего, или инструктивного, создающего причину, и нисходящего, или конструктивного, создающего координирующее влияние для вероятностных процессов.
Мироздание - это результат сложного взаимодействия двух потоков детерминации: восходящего, или инструктивного, создающего причину, и нисходящего, или конструктивного, создающего координирующее влияние для вероятностных процессов.

Итак, ещё раз о базовых моментах теории Эми-Йоги.

Каждая чакра человека и его эмоциональный интеллект в целом в каждой теме проходят путь ЭИ развития (а значит и путь углубляющегося познания темы) с последовательной сменой фаз: Предученик, Ученик, Мастер, Творец. Возможны также случаи деградации и вынужденного отказа от части опыта. Подробнее о фазах ЭИ развития см. например: "Эми-Йога. Что такое энергоинформационное развитие человека. Четыре фазы ЭИ развития: Предученик, Ученик, Мастер и Творец", а также статью "Эми-Йога. Об энергоинформационной (ЭИ) пустоте. Часть 3. Точка Я-есмь как вершина надэмоциональности", ссылки ниже. То, что Р.Шелдрейк называет формативной причиной формативных причин применительно к человеку - это те части эмоционального интеллекта, которые развились до уровня Творца и их квинтэссенция: точка Я-есмь.

Эмоциональный интеллект человека имеет свою структуру. Он проявляет себя в четырёх планах: духовном, социальном, семейно-родовом и зверином. Именно состояние эмоционального интеллекта в совокупности жизненных тем определяет внутреннее состояние человека.

Все планы эмоционального интеллекта могут быть представлены в виде пирамиды, см. рис. ниже.

Пирамида планов эмоционального интеллекта.
Пирамида планов эмоционального интеллекта.

Звериный план состоит из трёх слоёв, или подпланов: типовых или неспецифических проявлений звериного плана, специфических проявлений и примитив-плана.

Каждый план образуется причинно-следственными связями своего уровня. Изначально они имеют эгрегориальный характер, то есть зависят от ЭИ полей коллективного сознания и коллективного бессознательного. Эти связи можно рассматривать как совокупность потребностей и соответствующих способов их удовлетворения.

Пирамиду также можно рассматривать в качестве своеобразной классификации всех человеческих проявлений психики. Основание классификации – уровень или степень общности интересов человеческого общества. Эта общность минимальна внизу (примитив-план) и максимальна вверху пирамиды (духовный план).

Основание пирамиды детерминации – «примитив план», это нижний слой звериного плана. В этот план я включил процессы в организме человека на клеточном и внутриклеточном уровне, например процессы в ДНК, процессы на уровне отдельных органов и систем, а также примитивные побуждения свойственные человеку, когда он уподобляется одноклеточным существам, такие как страх, агрессия и жадность. Название этого плана указывает не на простоту протекающих процессов, а свидетельствует о том, что качества субъективности в процессах этого плана представлены на примитивном уровне. К слову, известно, что субъективность присутствует даже у одноклеточных существ.

В следующих двух слоях «звериного плана» (или «зверплана») сосредоточены все те явления, в которых человек в своих поведенческих проявлениях похож на животное. Инстинкты играют значительную роль в жизни человека. Например, это инстинкт самосохранения, инстинкты полового поведения, материнский инстинкт и другие.

Можно сказать, что детерминация звериного плана обусловлена низшими потребностями человека (в физической безопасности и мускульной самореализации, в питании, размножении, комфортных климатических условиях, принятии стаей, в доминантности и другими).

Верхние слои звериного плана имеет относительную независимость и от примитив – плана, и от вышележащего семейно – родового плана. В тоже время они связаны с ними взаимным влиянием.

Биологический организм как целое (это тоже проявление зверплана) оказывает координирующее влияние на примитив план, то есть на отдельные процессы в органах и системах, в клетках. Это проявление нисходящего потока детерминации. Без координирующего влияния целостного организма отдельные процессы могут носить не только разнонаправленный, но и противоположно направленный, противоречивый характер.

Процессы в отдельных органах и системах, степень их здоровья или нездоровья в свою очередь оказывают влияние на организм в целом, в частности задают предельные возможности организма – это восходящий поток детерминации. Он может мотивировать человека, например к тому, чтобы принять меры к излечению заболевания.

Следующий вышележащий уровень пирамиды назван «семейно-родовой план». Он отражает связи человека со своей семьёй, со своими родственниками, окультуренные аспекты сексуального поведения и быт.

Семейно - родовой план имеет относительную независимость и от звериного плана, и от вышележащего социального плана. В то же время он связан с ними взаимным влиянием. Для разрешения противоречий, возникающих при удовлетворении потребностей звериного плана, человечество создало нормы культурного поведения, которые отражены в частности в семейно – родовом плане. Он определяет "правила", оказывает координирующее влияние на звериный план, задаёт порядок удовлетворения потребностей этого уровня, окультуривает этот процесс. Это нисходящий поток детерминации.

Если это координирующее влияние окажется недостаточно эффективным в эгрегориальном смысле, то противоречия звериного плана «потребуют» коррекции "правил" и норм семейно-родового плана, окажут на него влияние. Природа звериного плана задаёт также предельные ограничения семейно – родовому плану. Это восходящий поток детерминации.

Следующий вверх, предпоследний уровень пирамиды назван «социальный план». Он отражает взаимодействие человека с обществом в рамках социальной пирамиды, самоутверждение человека в обществе и его продвижение по социальной лестнице. Социальная пирамида формируется в соответствии с правилами (писанными или неписанными), которые определяют качества дающие человеку преимущество в социальном отборе. Наверх социальной пирамиды поднимаются те, кто при прочих равных условиях соответствует этим правилам в наибольшей степени. Так формируется элита общества: духовная, политическая, военная, экономическая, научная, родовая и др.

Социальный план имеет относительную независимость и от семейно – родового плана, и от вышележащего духовного плана. В то же время он связан с ними взаимным влиянием.

Для разрешения противоречий, возникающих между родовыми кланами, семьями и отдельными людьми, человечество создало и постепенно изменяет нормы социального поведения, которые отражены в социальном плане. Он оказывает координирующее влияние на семейно-родовой уровень пирамиды, задаёт социально-принятый порядок, правила удовлетворения потребностей этого уровня. Это нисходящий поток детерминации.

Если это координирующее влияние окажется недостаточно эффективным в эгрегориальном смысле, то противоречия семейно-родового плана могут потребовать коррекции социальных норм, окажут влияние на социальный план. Семейно-родовой план задаёт также предельные ограничения социальному плану. Например, бедные семьи должны как-то выживать. Это влияет на содержание социального плана – общество для поддержания социальной стабильности устанавливает и обеспечивает величину прожиточного минимума, например, с помощью социальных пособий.

Другой пример влияния семейно-родового плана на возможности плана социального: если человек имеет крепкие семейные и родовые связи, крепкую семью, обширную родословную, то у него будет меньше ограничений в обществе, чем у человека, которого не уважают в собственной семье. Это восходящий поток детерминации.

Завершающий и наивысший уровень пирамиды называется «духовный план». Это понятие собирательное, оно связано с представлениями о высших ценностях, "что такое хорошо и что такое плохо", в том числе о ценностях морально-нравственных, культурных. Духовный план отражает философские, религиозные и другие взгляды людей на устройство мира. Язык общения, как культурная ценность – косвенно также относится к духовному плану. Вообще говоря, у разных культур, разных народов, разных индивидов духовный план может быть различным. Каждое мировоззрение содержит свои представления о высших ценностях и образует свой духовный план.

Причём нельзя ставить знак равенства между духовным планом и духовностью. Духовный план, как субстанция в пирамиде детерминации – это своего рода форма, которая может иметь различное содержание. Духовный план может быть основан, например, на принципах власти «Зверя», инстинктивной, биологической природы человека и иметь соответствующее мировоззрение, девиз которого «бери от жизни всё». Духовный план будущей цивилизации людей независимых от инстинктов ещё только предстоит формировать.

Любой духовный план связан взаимным влиянием с социальным планом. В то же время он имеет относительную независимость от него. Например, высокое положение человека в социальной иерархии отнюдь не гарантирует его влиятельность на уровне духовного плана. И наоборот, человек – выдающийся мыслитель небогатый материально, не занимающий высоких социальных постов, может оказать на духовное развитие общества существенное влияние.

Духовный план, высшие ценности оказывают координирующее влияние на способ формирования социальной пирамиды, задают ориентиры, направление развития общества, его цели. В частности, духовный план определяет правила социального отбора для построения социальной пирамиды. Развитый духовный план позволяет мирным путём разрешать противоречия между представителями разных стран, разных социальных и религиозных групп. Это нисходящий поток детерминации.

Социальный план связан с уровнем развития производительных сил. Предельные возможности социального плана влияют на характеристики духовного плана. Сравните, например, интенсивность общения в век берестяных или папирусных грамот и в век интернета. Чем выше интенсивность общения в обществе, тем выше требования к координирующей функции духовного плана. На уровне ограничений сработает, к примеру, и такая причинная связь: социальный отщепенец иметь влияние на духовный план социума не может.

Кроме того, если на социальном плане появляются новые противоречия, с координацией которых духовный план перестаёт справляться, то под действием социального плана план духовный может претерпевать трансформации. Подобные случаи влияния - это восходящий поток детерминации.

Могут ли влиять друг на друга планы, которые не являются соседними? Конечно, могут, но влияние это будет уже не прямым, а опосредованным промежуточными планами. И здесь мы естественным образом подходим к принципу вложенности детерминации. Например, человек в защиту своего мнения может приводить высокопарные аргументы, но иметь в виду при этом обыденные заботы о «хлебе насущном». Так мотивации, обусловленной процессами звериного плана, обычно придаётся некоторая культурная форма.

Принцип вложенности детерминации работает в пирамиде детерминации и снизу – вверх, и сверху – вниз. Например, если у человека выброс адреналина, то думать о «высоком» ему затруднительно. Это влияние примитив – плана на духовных план. Тем не менее, человек своими мыслительными установками может повлиять на биохимию своего организма, например, он может «выпустить эмоциональный пар» с помощью физической активности и вернуться к мыслям о «высоком». Это уже обратное, координирующее влияние духовного плана на примитив – план.

Принцип вложенности детерминации - это проявление фрактальных свойств мироздания.

Все уровни пирамиды детерминации имеют между собой нечто общее. Каждый из уровней имеет относительную независимость от других уровней и в то же время связан с ними взаимным влиянием. Каждый уровень (кроме примитив – плана) оказывает координирующее влияние на нижележащий уровень, посредством влияния на вероятностные процессы, то есть действует по тому же принципу, что и морфические поля по Шелдрейку, и определяет формы проявлений нижележащего уровня.

Координация осуществляется в виде задания ориентира, правил, цели. Цель осознаётся не всегда, процессы движения к ней могут быть неосознанными. Это нисходящий поток детерминации.

В то же время имеет место восходящий поток детерминации – это причинная детерминация. Она имеет место, когда нижележащий уровень влияет на уровень вышележащий. Это влияние проявляет себя в двух основных случаях: во-первых, ограничения нижележащих уровней задают ограничения вышележащим уровням, например, если человека мучает голод, то думать о высоком затруднительно, или даже невозможно; во–вторых, если вышележащие уровни не справляются с эффективной координацией процессов нижележащих уровней в эгрегориальном смысле, то обострение противоречий в них может послужить причиной трансформации уровней вышележащих, изменения "правил" и "целей".

Общим между разными проявлениями восходящего потока детерминации является то, что процессам придаётся причинность на уровне законов и закономерностей. Восходящий поток детерминации определяет энергетическую мощь процессов.

Заметим, что восходящий поток детерминации физического материального мира определяется также энергетической мощью, но энергии физической. Получается, что эмоциональный интеллект человека устроен подобно тому, как и большой мир, как и вся Вселенная.

При этом не нужно забывать, что у каждого индивида чакры всех планов находятся в процессе тематического ЭИ развития (а значит и познания темы), на одной из четырёх фаз. Достижение фазы Творца освобождает чакру от эгрегориальной зависимости соответствующего плана.

Логично считать, что мироздание как в своих физических, так и психических проявлениях внутренне едино, то есть подчиняется одним и тем же законам. Отсюда вытекает несколько предположений.

  1. Психофизическая проблема в философии — это не просто вопрос соотношения физического и психического, это вопрос соотношения физического и метафизического (тривиально, но не очевидно). Это верно, если считать, что любые проявления метафизического - это проявления психических свойств мироздания.
  2. Поскольку любая форма - это, несомненно, проявление метафизической стороны мироздания, то и любые проявления морфических закономерностей - это проявления психики, или, если хотите: протопсихики. Вся примеры использованные Р.Шелдрейком для описания гипотезы формативной причинности - это примеры психических (протопсихических и/или постпсихических) проявлений.
  3. Морфические поля, как и эмоциональный интеллект, претерпевают тематическое ЭИ развитие (а значит и познания темы) по четырём фазам: Предученик, Ученик, Мастер и Творец. Последняя фаза как раз указывается на творческие силы Вселенной, на всеобщий творческий принцип.
  4. Если нам кажется, что у материи "нет эмоций" (ЭИ пустота), то это всего лишь следствие того, что в интересующих темах материей достигнут уровень надэмоциональности.
  5. Физическая энергия не имеет своего материального воплощения. Не бывает чистой энергии, всегда есть какие-либо носители энергии. Получается, что энергия - это форма существования материи. В свою очередь любые формы - это метафизический аспект мироздания.

Получается оксюморон: физическая энергия - это разновидность проявлений метафизики. Противоречие здесь только лишь кажущееся, обусловленное шаблонами социального мышления. А вообще, если развить эту логику, то напрашивается вывод: "физики не существует".

В следующей публикации я приведу некоторые видео цитаты на эту тему.

Что касается выяснение вопроса "что первично — материя или сознание", то исходя из логики статьи он редуцируется до вопроса: "что первично - проявления содержания материи или её форма (в широком смысле понимания)".

Надеюсь ответ на этот вопрос интуитивно очевиден.

Обещанные ссылки:

PS. Не забывайте ставить лайки. Подписывайтесь чтобы не пропустить новые публикации! Спасибо за помощь в развитии канала.

Содержание Дзен-Блога "Школа Эми-Йоги. Свободная жизнь. От саморазвития к развитию цивилизации".