«У Сергея увеличилась нагрузка в театре, появились иные жизненные нагрузки. В последних своих эпизодах он снимался с грустью. Потому что очень любил проект и своего героя, а прощаться или только эпизодно присутствовать после большого вовлечения – психологически непросто… - Рассказывает режиссер "Шифра", новые серии которого идут сейчас на Первом. - В одном из эпизодов снялась Сережина супруга Елена, мы с ней дружим... У нее нет актерского образования, но в детстве Лена вместе с Сережей ходила в театральную студию с забавным названием "Муравейчик"».
- Вера Михайловна, зрительская любовь к «Шифру» не снижалась, несмотря на четыре сезона проекта. Как думаете сами, почему так полюбили ваших героинь?
- Весь секрет в том, что наши четыре девушки – настоящие. Они все с непростой судьбой и она ощутима: прошли войну, в прошлом сотрудницы разведки, умные и в своей работе умеют делать то, что не умеют другие. Кроме того, их изначально собирали как команду, как впоследствии будут собирать команды в космос, то есть с отличной совместимостью друг с другом и с учетом оригинальных свойств каждой. Также девушки не оторваны от эпохи, в которой происходит действо «Шифра», а 1950-е крайне интересны с точки зрения возможностей для личных проявлений, а еще и модой. Мне кажется, совокупность всех этих слагаемых и повлияла на то, что наши героини стали любимыми для зрителей.
- Новый сезон «Шифра» впервые будет без обаятельного подполковника Проскурина, образ которого воплощал, к сожалению, ушедший из жизни Сергей Пускепалис. Как вы вышли из ситуации? Незримо его герой будет присутствовать в сериале?
- Сережа еще при жизни просил меня минимизировать свое присутствие в проекте, потому что у него в определенный момент увеличилась нагрузка в театре, появились иные жизненные нагрузки. В последних своих эпизодах он снимался с грустью. Потому что любил очень проект и своего героя, а прощаться или только эпизодно присутствовать после большого вовлечения – психологически непросто. Проскурина в итоге мы отправили в командировку, но незримо он взаимодействует с нашими героинями и в новых сериях, более того, даже влияет на их судьбу.
- Это правда, что в одном из эпизодов нового сезона снялась супруга Сергея?
- Мы дружим с Еленой Пускепалене, и я предложила ей небольшую роль. Съемки некоторых серий проходили в Кисловодске, а она живет в Железноводске. Это один регион – Кавказские Минеральные Воды. И Лена, совершенно без актерского образования, блестяще снялась в эпизоде. Она сыграла железнодорожного кассира. Но надо сказать, что у нее есть все же школа – она вместе с Сережей в детстве ходила в театральную студию с забавным названием «Муравейчик». Они оба оттуда вышли, собственно, там и познакомились.
- В отсутствии Проскурина у великолепной четверки дешифровщиц появился новый куратор…
- Да, Марина Корзун. Ее роль воплотила Агриппина Стеклова. И у четверки возникают с ней трения в работ. Ведь наши героини действуют по интуиции и своим особенным тропкам в расследовании, а Корзун требует от них определенного порядка, при котором их навыки не могут раскрыться в полную силу.
- Как Стеклова влилась в ваш дружный коллектив?
- У нас каждый сезон более ста новых персонажей. В этом – 140! Все вливаются, мы же тоже не стоим в сторонке, а адаптируем под себя, воздействуем. В итоге все очень гармонично.
- Четвертый сезон два года ожидался зрителями, которые привыкли к высокому уровню «Шифра». Вам всегда надо держать планку и чем-то удивлять. В этот раз есть какое-то особое волнение?
- Волнение постоянно присутствует, но и уверенность в сохранении качества тоже. Как и всегда, сценарий новых серий за нашим бессменным автором Ольгой Гнедич, которая в этом сезоне стала и моим сорежиссером. Сами истории на этот раз происходят в 1958 году – это время «оттепели», новой моды, новых героев. Также в «Шифре» огромное значение имеют личные линии четырех главных героинь, ведь зрители, помимо детектива, внимательно следят и за этим. И я надеюсь, что в нашем финальном сезоне мы ни в чем не разочаруем и не успеем стать какой-нибудь мыльной оперой. Ожидайте смелых и интересных сюжетных ходов.
- Если рассматривать «Шифр» всецело, то сериал словно ненавязчиво поднимает тему прав женщин, как и возможности для их отставания. Согласны с этим? Закладывали это в проект изначально?
- По мне, это суждение человека сегодняшнего дня, которому кажется, что в сериале о советском времени сквозят нотки феминизма. Но не стоит забывать, что у нас действие всех сезонов происходит в 1950-е годы. Это послевоенные годы, страна пережила страшную войну, во время которой женщины работали в тылу, замещая мужчин. Пятидесятые – это время восстановления Союза, когда женщина, можно сказать, была полноправным пахарем. Мы просто показываем эпоху, которая отличалась сильными и волевыми женщинами.
- При этом у всех героинь «Шифра» всегда проблемная личная жизнь. Почему?
- Опять-таки, такое было время. Семья тогда не имела такого значения, как сейчас. Извините, но тогда было иначе: семья семьей, но если во благо родины нужно максимально переключать внимание, то и выбиралась родина. Поэтому наша четверка никак не уникальна в плане выбора профессии, а не семьи. И дети тоже тогда не служили сильным сдерживающим фактором. На своем примере могу сказать, что никто не водил тогда никого в школу, никто не помогал особо делать уроки, родители, извиняюсь, не пасли своих детей. Поэтому сейчас, когда ребенок и семья – основа основ, кому-то и кажутся странными некоторые проявления наших героинь в сериале.
- А где вы снимали финальный сезон?
- Мы начали в Москве: МУР мы традиционно у нас в Институте Африке РАН, также в столице нас «приютил» Институт органической химии им. Зелинского. Был Питер, и много снимали в Кисловодске и его предместьях.
- Раскроете секрет, линия какой героини наиболее удивит зрителей в последних сериях «Шифра»?
- На мой взгляд, удивит Катерина, героиня Елены Пановой (читайте интервью с актрисой). Словом, ждите неожиданностей от самой стабильной героини «Шифра». Но больше никаких секретов не раскрою.