Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России призывает вернуть молодежь в производственные и врачебные профессии. Обучение специальностям должно быть бесплатным!
РАБОЧИЙ? КЛАСС!
Катастрофические данные
Статистика от Российской академии наук ужасает: на конец прошлого года дефицит рабочих кадров для национальной экономики составлял 4,8 миллиона человек, или свыше 5% всего трудоспособного населения России. И это по большей части не «простые» профессии наподобие водителя или курьера-самокатчика (их-то хотя бы можно - другой вопрос, нужно ли, - заместить массовой миграцией). А рабочая элита - станкостроители, робототехники, операторы лазерный сварки…
Таких при всем желании не импортируешь с «глобального Юга»: мастеров подобного ранга выращивают годами на дорогущем учебном оборудовании, а самое главное - в атмосфере индустриальной цивилизации, когда старые производственники делятся секретами ремесла с молодыми.
Ещё цифра: в Китае - 2,5 тысячи вузов, в России - около тысячи. Разница в 2,5 раза! Притом что население Поднебесной в десять раз больше нашего, а экономика - № 1 в мире. Откуда диспропорция? Все просто: у нас переизбыток гуманитарных специальностей. Готовить их проще, инструментальная база, как для техникумов, не нужна - вот и понаплодились в девяностые чуть не в каждом райцентре «Международные Академии Маркетинга и Креативного Тараконоводства».
И если без псевдоинтеллектуальной образованщины типа «экспертов по гендерным теориям» западного толка мы обойтись легко можем, то без высококлассных рабочих - вся промышленность встанет! Не говоря уже о квалифицированных врачах. Тут не до выигрыша во «второй холодной войне» - самим бы выжить. Что делать?
Кого готовят в вузах
Сентябрь 2024 года. Мы как парламентские журналисты освещаем визит Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина вместе с депутатами в некий регион. Не буду уточнять тут, в какой: не в субъекте дело, а в объективных проблемах, для каждого общих. Вячеслав Викторович общается с ректором крупного университета, где учат на технические и медицинские специальности:
- Сколько у вас целевиков? - спрашивает он.
Целевики - как раз способ закрыть потребность в квалифицированных кадрах: когда государство оплачивает обучение парням и девушкам по профессиям, которые будут нужны экономике через пять-шесть лет.
- Семьдесят процентов от всех студентов, - отвечает ректор.
- А сколько из них после обучения трудоустраиваются по специальности? - продолжает спрашивать Володин.
- Около половины… - И тяжкий вздох.
Новые вопросы от спикера Думы:
- Хорошо, семьдесят процентов бюджетных мест у вас - места под целевиков. А сколько из них - конкретно от региона, где находится этот вуз?
Ректор едва может ответить.
Все, конечно, в легком шоке. Ведь целевики - не только перспективные рабочие кадры, но и врачи для региональных больниц, например. Без новых втулок и транзисторов мы, хоть и очень плохо, проживем. А без врачей - просто не выживем.
- Когда вы нам достижения своего региона презентуете - хорошо было бы взять и сказать: когда у вас будет закрыт дефицит врачей? - строго говорит Володин. - Потому что мы в рамках всей страны этот вопрос обсуждали вместе с профильным министром - и видим, что ситуация не меняется. Увеличение количества бюджетных мест для молодых специалистов идет, а при этом назад - и в регион, и в отрасль - целевики не возвращаются!
Действительно: государство деньги дает - где же результат?! Засим, кстати, и существует парламентский контроль - когда депутаты ездят по регионам и проверяют, как реализуются поручения президента Владимира Путина (о необходимости «профориентации молодежи и повышения статуса человека труда» российский лидер говорит регулярно).
Кульминация поездки - Володин общается со студентами-медиками из того же университета. Те сетуют на неясное будущее: порой даже если ты целевик, тебе после выпуска некуда податься, да и своего угла нет.
- Молодым специалистам надо помогать с получением жилья! - требует Вячеслав Викторович. И добавляет: - Ориентировать такого студента нужно на работу в той больнице, которая его и посылает в вуз как целевика - чтобы именно там он проходил и практику, и стажировку. Чтобы оторванности от будущей работы не было.
- Все учебные планы вы должны с учетом этого готовить, - подчеркивает Володин. И обещает взять проблему дефицита медицинского персонала на парламентский контроль.
Но более глобальный вопрос все равно остается. Что делать? Как реформировать систему подготовки квалифицированных молодых кадров?
Сентябрь 2024 года. И заключительное воспоминание. Вячеслав Володин дает большое интервью для Радио «Комсомольская правда»:
- Среднее профессиональное образование - это вопрос развития нашей экономики. Получение рабочей профессии должно быть обязательно доступно и бесплатно! - призывает Председатель Госдумы.
Помнится, раньше, в девяностые, парламент - может, и из лучших побуждений - любил принимать популистские законы. Где закладывались народные блага, которые просто не могла потянуть тогдашняя экономика.
Сейчас все иначе. Каждый закон тщательно проработан, согласован с исполнительной властью - например, профильным министерством: чтобы не вразнобой мы действовали, а вместе.
Так что и рабочее образование, как обещают наши депутаты, скоро получит достойную базу: сначала законодательную, а затем и материальную. Ведь без квалифицированных кадров нет будущего!
Эдвард ЧЕСНОКОВ
© "Союзное Вече", № 45 2024