Найти тему
Сергей Миронов

Позывные вместо имен: реальные истории гвардейцев полка 1429, для которых война – это жизнь и работа

Оглавление

В сентябре 2022 года эти парни не прятались от военкомов по дачам, не паковали вещички, чтобы «валить из Рашки», не думали с презрением и высокомерием говорить о родной стране и вообще ни минуты не сомневались в том, где их место. Получив повестки, они стали основой полка 1429 58-й армии.

Кадр из фильма «Гвардейцы 1429», который снял мой помощник, военкор Александр Лысóв
Кадр из фильма «Гвардейцы 1429», который снял мой помощник, военкор Александр Лысóв

После объявления частичной мобилизации этот полк был сформирован одним из первых. Вошли в него мобилизованные жители Москвы, Московской и Тульской областей. Простые русские мужики с гражданки взяли оружие и пошли защищать Родину.

Неонацисты презрительно называли этих бойцов «мобиками» и считали, что те дрогнут и побегут. Но они не дрогнули и не побежали, а показали врагу, что такое героизм, стойкость, мужество и сила духа. Сейчас это настоящие закалённые русские воины. С такими, как они, победа обязательно будет за нами!

Вместо футбольного поля – поле боя

Сегодня этих парней объединяет так много, что уже и не описать: дело, цели, мысли, мечты – всё это делится на всех, давно нет чётких границ и личных заслуг. Но всего два года назад у каждого из них была совсем другая жизнь, в которой вместо позывного звали по имени. И общим было только то чувство, которое они испытывали при вручении повестки. Все знали: по-другому – никак.

К примеру, боец с позывным Фин работал кладовщиком в больнице. Говорит, повестку во время мобилизации воспринял спокойно: «Пришла – значит, надо идти. И всё, я пошёл, не бегал. Я уже один раз дал клятву Родине, исполняю её. Пришло время, значит».

В багаже Алекса тоже имелась срочная служба – в мотострелковом батальоне. Его, работника службы безопасности, повестка настигла в первый день отпуска. Пришлось развернуться и ехать в военкомат.

Немец до СВО был менеджером лизинговой компании. Никаких сомнений, идти или не идти на фронт, у него не было, хотя повестка ему, новоиспечённому супругу, пришла ровно через месяц после свадьбы: «Самым страшным для меня было узнать, как отреагирует моя мама и как отреагирует моя супруга. Родина сказала, что я ей нужен, я ей необходим. Значит надо ей помочь в трудную минуту. Родные – они всегда в моём сердце».

Молодость Техника прошла в околофутбольных кругах. И когда в девять утра раздался звонок в дверь, он решил: «Если я понадобился своей стране, я обязательно возьму в руки оружие и пойду защищать её интересы, защищать семью, дом, родных. Никак иначе».

Кадр из фильма «Гвардейцы 1429»
Кадр из фильма «Гвардейцы 1429»

Выходцем из фанатских кругов оказался и Казак. Конечно, до начала специальной военной операции он не мог знать, что скоро опыт сражений пригодится совсем не на футбольном поле, а на поле боя: «Околофутбольные коллективы — это, конечно, сила, это братство. Когда получаешь по лицу за брата, чтобы его не тронули, это дорогого стоит».

Самбо и вовсе мог законно остаться на гражданке – повестку ему прислали по ошибке, и в военкомате выяснилось, что он не нужен российской армии. Но мысль испытать на себе, что значит быть военным, не оставляла – и он подписал добровольное согласие: «Я понял, что это мой шанс понять всё-таки, моё это или не моё, смогу ли я проявить себя здесь». И начал расти по карьерной лестнице – уже в военных условиях.

Хитрый тоже отказался от брони, положенной ему как машинисту метрополитена, после звонка Самбо – друга и коллеги, собиравшегося на фронт. Первый бой Хитрому пришлось выдержать уже в военкомате – ему отказали в призыве. Второй – с женой, не сразу принявшей решение пойти на фронт. Но теперь оба друга сражаются в рядах полка 1429, правда, в разных подразделениях.

Другая война

Вот так и получилось, что парни, которые ещё совсем недавно работали в абсолютно разных сферах, не имели никакого отношения к артиллерии и беспилотникам, обучились новым профессиям. Как они сами говорят, выбора не было.

«Никто же не знал, что так будет, – делится Фин. – Но оно случилось. И в любом случае все мы стали здесь другими людьми. Отступать нам некуда».

Техник тоже признаётся, что стал совсем другим человеком: «Взгляды на жизнь меняются в любом случае. Ты представляешь эту жизнь по-другому уже в дальнейшем. И становишься более закаленным, более подготовленным».

Хотя ни у кого из них не было боевого опыта, представления о войне всё-таки имелись. И сегодня ребята не без улыбки отмечают, что с реальностью не совпало практически ничего. «Все смотрели фильмы про Великую Отечественную войну, про войну в Афганистане, Чечне, – рассказывает Самбо. – В основном там показывают боестолкновения автоматные. Сейчас война совсем другая…»

Кадр из фильма «Гвардейцы 1429»
Кадр из фильма «Гвардейцы 1429»

Когда Немец призывался по мобилизации, он даже не думал, что война будет настолько технологичной: «Например, заходим мы в лесополосу, ищем, скажем так, тайное место. Мы должны максимально скрыть точку взлёта своего беспилотника. Если наш соперник вычислит точку взлёта, по нам полетит всё, что только возможно. Потому что оператор — это цель номер один, самый главный враг, который есть. А дрон – это мой друг, это мой брат, это мой товарищ, который меня спасёт. Потому что если я обнаружу нашего противника раньше, чем он меня, значит, мы сможем быстрее по нему откорректировать».

Но наш народ, как известно, умеет моментально подстраиваться под любые условия. Алекс отмечает, что приходилось много учиться – каждый день до первой отправки на передовую был посвящён занятиям. Но первое время всё равно приходилось очень тяжело: оказалось, что книжки и теоретические знания устаревают быстро.

«С каждым разом всё легче и легче, – добавляет Алекс. – На данный момент всё даётся легко, все переучились, все достойные парни, все профессионалы. И хотя каждый день на огневой позиции появляется что-то новое для нас, мы готовы освоить и эту тематику. Учиться, учиться – и вперед! Всё на месте не стоит».

«Делаешь то, что должен»

Кстати, из числа мобилизованных эти парни попали на передовую одними из первых. Самбо признаётся, что перед выходом за ленту после мобилизации страха не было. Была только сосредоточенность на цели, на победе.

В 2023 году именно они сдерживали натиск противника в районе Работино в Запорожской области. Под Орехово артиллеристы полка 1429 работали настолько интенсивно, что даже не считали боеприпасов и пораженных целей.

Работа реактивной артиллерии – это всегда красиво!
Работа реактивной артиллерии – это всегда красиво!

Фин был как раз одним из тех, кого летом 23-го прозвали «Ореховским спартанцем». Вместе с однополчанами бился за каждый сантиметр Запорожской земли. Сейчас он стал командиром отделения, владеет информацией по местности, при необходимости выводит группы, обеспечивает сопровождение.

На вопрос о том, когда он стал настоящим воином, без ложной скромности Фин отвечает: «Я им и был, просто утвердился. А страх он, безусловно, присутствует. Но в трудные моменты ты просто делаешь то, что ты должен делать».

«Мы доставляем противнику очень много радости через воздух. Доставка, доставка быстрая, эффективная», – шутит Техник. Заметно, что он не теряет былого куража, лёгкого хулиганского настроя.

«Только дурак не боится, – считает он. – Но здесь очень сильно решает дерзость. И все наши ребята – это дерзкие люди, с синяками, с кулаками и довольные. Я говорю о себе, что я рождаю взрывы, и мне это очень сильно нравится. Самая что ни на есть мужская работа в мире – война. Это дело реально мужское».

С такими воинами – России быть!

Наши ребята привыкли ко всему. К периодическим длительным переходам, к тому, что приходится обходиться без еды и воды, потому что её не подвезти. И к тому, что тут даже, кажется, сама земля поддерживает своих.

Например, свой талисман Самбо нашёл на запорожском направлении: «Она уже со мной практически с начала СВО. Лежала просто на земле. И я решил, что будет моим таким небольшим талисманом».

Кадр из фильма «Гвардейцы 1429»
Кадр из фильма «Гвардейцы 1429»

О войне в целом эти парни говорят просто: это работа. Тяжёлая, мужская, опасная.

«Выполняем задачи по уничтожению техники противника, наблюдательных пунктов, дзотов, уничтожаем личный состав противника, накрываем позиции противника, чтобы нас боялись, пускай они знают, что мы их видим, – говорит Казак. – В общем, достаточно многофункциональное у нас подразделение, все друг другу помогают, все красавцы, все молодцы».

Алекс сравнивает работу военного коллектива с механизмом: «Тут никто назад не сдаёт. А когда механизм полностью работает, когда он, грубо говоря, смазанный, значит, всё будет нормально».

Самбо тоже уверен: здесь нет личных успехов. Есть только общее дело, общая работа и команда крепких парней, которые готовы сражаться до конца. И каждый хорошо знает, ради чего.

«Родина — это в первую очередь близкие. Не только именно семья, родители, братья, сестры. Это также друзья, товарищи, с кем ты проживал какие-то моменты. Это страна Россия – великолепная, красивая, прекрасная. Я люблю родину и буду защищать её здесь до конца».

А ещё у них есть мечта – одна на всех. Немец формулирует её так: «Все ждут, чтобы закончилась война, чтобы перестали гибнуть молодые пацаны, взрослые мужики, просто чтобы перестали гибнуть люди».

Полк, где каждый достоин наград

Георгиевские кресты, Ордена Мужества, медали «За отвагу» – награды разных степеней уровней есть практически у всех бойцов. Однако никто не причисляет их к числу личных заслуг.

«Всё, что на мне, это исключительно общие награды с моими командирами, общие награды с моими парнями, – говорит Казак. – Всё делаем совместно. Дай бог побольше таких ребят, побольше таких родителей, побольше новых детей нашему русскому народу».

Алекс тоже уверен, что полученная им медаль – это награда всего расчёта: «У всех заслуги. Один ты все равно не сможешь работать так, как со всеми в расчёте. Только вместе мы стойко выполняем все задачи, которые перед нами стоят».

С точки зрения Фина, который гордится полученным Орденом Мужества, такой награды достойно большинство тех, кто сражается с ним плечом к плечу: «Большинство из тех, кто изначально приехал сюда, а не убежал в другие страны, достойны почестей. Потому что они здесь, они делают тяжёлую работу».

Граффити гвардейского полка 1429, появившееся в Москве рядом с одной из железнодорожных веток
Граффити гвардейского полка 1429, появившееся в Москве рядом с одной из железнодорожных веток

Добавлю, что выполняя эту титанически трудную каждодневную работу, все эти парни сделали свой полк гвардейским – почётное звание мотострелковому полку 1429 было присвоено указом президента России 25 января 2024 года.

«Потом корить себя за это?!»

К слову, те, кто упустил свой шанс стать настоящим мужчиной, сбежал после начала частичной мобилизации, вызывают у парней из полка 1429 только жалость.

Алекс отмечает, что из его знакомых в первую очередь побежали те, кто в армии никогда не служил, и добавляет: «Я не смог так. Если я сейчас развернусь – враг придет сюда, и куда бежать? Или убегу я сейчас с молодой женой, с ребёнком, но родители останутся, а враг придёт. Потом корить себя за это?! Нет, нельзя его сюда пускать».

Самбо признаётся, что ему доводилось встречаться с людьми, которые обвиняли его в том, что он ворвался на чужие земли, называли чуть ли не убийцей. На все вопросы отвечает по-военному коротко: «Я с такими людьми не разговариваю, просто ухожу от разговора, потому что с такими людьми обсуждать нечего».

Краток и Казак. «Бог им судья, – уверен он. – Россия очистилась – и слава богу. Осталось больше патриотов, чем этой нечисти».

Именно так и рассуждают настоящие герои. Вот они – те, кто из мобилизованных по зову Родины патриотов превратились в настоящих воинов, профессионалов военного дела. О таких, как они, и об их подвигах скоро будут писать в учебниках истории.

Я искренне горжусь такими соотечественниками. И моя гордость за этих парней усиливается стократно по той причине, что эти бойцы сражаются в рядах славного 1429-го полка, над которым наша партия взяла шефство.

Вручение отличившимся воинам подшефного полка 1429 медали партии СРЗП «За воинскую доблесть»
Вручение отличившимся воинам подшефного полка 1429 медали партии СРЗП «За воинскую доблесть»

Запомните это подразделение. Оно ещё неоднократно покроет себя боевой славой!