Сербы считают, что дрекавац - это демон, материализовавшийся дух умершего некрещённым или незаконнорождённым мальчика. Классический дрекавац имеет большую голову, тонкую шею и шерсть. Теперь ему суждено вечно мучиться между двумя мирами, оглашая окрестности стонами и всхлипываниями. Мало того, что ему грустно и одиноко, дрековаца мучает ещё и собственная шкура, которая то и дело путается под его же ногами. Повышенная лохматость вызывает столько неудобств, знаете ли! Вот и приходится несчастным искать и средство передвижения, и компанию в одном лице. Поэтому подкарауливают они одиноких прохожих рядом с кладбищем или лесной чащей, поскольку не выносят света, вскакивают им на спины и катаются до первых петухов, завывая на ухо свою историю. Люди вместо того, чтобы проявить сочувствие и участие, боятся этих мохнатых проказников до смерти в прямом смысле слова.
Несмотря на отсутствие доказательств существования этих монстров, в дрековацев верят в Сербии, Черногории и Боснии не только дети и старики, но и вполне себе некоторые взрослые и даже грамотные люди. По сей день в селах можно услышать рассказы о том, как поздно ночью иногда слышна странная смесь крика и рычания, характерного именно для этого вида мифических существ. В перерывах между нападениями на людей дрекавацы не брезгуют порезать скот. Надо же чем-то себя развлечь в ожидании потенциальной жертвы.
Особо прославился этот тип монстров в конце 90-х годов прошлого века, когда жители сразу нескольких сербских сел у Серебряного озера заявили, что дрекавац их затерроризировал, вырезая кур и домашний скот.
В конце концов, после долгих разбирательств властей и местных жителей обе стороны пришли к выводу, что причиной появления чудовища стали злоупотребление ракией и чудовищная жара.
Последние же нападения монстров на скот были отмечены в 2003 году на Златиборе. Местные жители тогда утверждали, что перед нападениями на стада овец они слышали жуткие крики, поэтому в деле наверняка был замешан дрекавац!
Были нападения и под городом Парачин. Там, по словам селян, дрекавац тоже неистово вопил, вселяя ужас в души людей. А уже 5 октября 2011 года дрекаваца увидели в одном из сел под Дрваром в Западной Боснии. Очевидцы столь красочно и детально описали разгуливающее по лесу чудовище, что в район потянулись потоки любопытных туристов и «исследователей».
«Я не могу описать, что это за вопль, в нем все смешалось: он начинается как детский плач, а потом переходит в мучительный долгий крик… Последние два года всякий раз, когда появлялся этот монстр, кто-то в деревне умирал», - именно такими словами перепуганные жители многочисленных деревень в Боснии и Сербии описывали журналистам существо, известное как дрекавац. Многие, особенно в селах, до сих пор верят, что мифологический монстр является предвестником смерти.
Совсем недавно, в 2019 году, за останки дрекаваца был принят найденный в лесу скелет лисы.
А первое упоминание о дрекаваце относится к VI веку. Византийский историк Прокопий Кесарийский упоминал в одном из своих трудов этого монстра как одного из демонов, в которых верили южные славяне.
Кто предупреждён - тот вооружён и ночью по кладбищу гулять не будет. Но учитывая, что чаще всего дрекавац преследует родственников, которых считает виновными в своей смерти, особой опасности монстр не представляет. К тому же его легко спугнуть лаем собак.
Нави. Это уже покойники. К сербам данные демоны попали прямиком от старых славянских предков, верящих, что их умершие отправляются в Нав, землю мёртвых.
Тут требуется некоторое уточнение: с появлением христианства к навьям стали относить только тех умерших, кто не успел принять крещение. Поэтому чаще всего это очень злые дети, обожающие приходить в наш мир и пакостить аккурат между шестым и девятнадцатым января, то есть между Рождеством и Крещением. В другое время они не столь свободны в своих желаниях, поэтому чаще всего просто пугают народ, появляясь вблизи деревень в облике птиц или кошек. Последние, кстати, умеют мяукать человеческим голосом, напоминающим плач младенца.
Тодорцы. Опять покойники, покидающие свои могилы и скитающиеся по земле каждую ночь первой недели Великого поста. Это невидимые праведному человеку белые хромые кони, несущие на себе завёрнутых в белые плащи всадников. Тодорцами становились те, кто имел несчастье скончаться в первую неделю сорокадневного предпасхального воздержания. Таких не отпевали в церкви и хоронили в лучшем случае на краю кладбища, в худшем – в навозной куче. Тодорцев очень боялись. Говорили, что эти сросшиеся с лошадьми наездники, сопровождающие повозку с демонической ипостасью Святого Федора, затопчут всякого, кто попадётся им на пути. Поэтому селяне до сих пор в Тодорову неделю спешат пораньше укрыться в своих домах и занавесить окна, потому что призрачные всадники ненавидят свет. Вот такая дикая охота короля Стаха на сербский манер.
В сербской мифологии - тодорцы это демонические существа, наказывающие людей, не соблюдающих Великий Пост.
В Южном Поморавье первую субботу Великого Поста (день святого Фёдора - Тодора Тирона, христианского великомученика, жившего в 4 веке) называют конской пасхой. В юго - восточной Сербии святой Феодор считался покровителем наездников.
У тодорцев есть и вождь - Великий Тодор, имеющий облик всадника в белом плаще на хромом коне. Тодорцы обладали магической силой ночью, до первых петухов. Били людей копытами, отпечатки которых оставались на теле. После такого удара человек долго болел. Убивали детей, матери которых в нарушение запретов готовили пищу в Тодорову субботу. Людям, нарушившим запрет на работу в этот день, распарывали живот и внутренностями их привязывали к дереву или забору.
Тодорцы, жившие вблизи водяных мельниц, считались особо опасными, от них погибали целые семьи.
Защитой от тодорцев являлся чеснок, ножи и вилки, выставляемые в окнах. Человек, получивший удар от тодорца, должен был на следующий год в первую субботу Великого поста прийти на место, где его ударил тодорец: там его ждала лотерея. Либо он сразу выздоравливал, либо умирал.
Чтобы уберечься от встречи с тодорцами, необходимо было соблюдать запреты на Тодоровой неделе, а также совершать обрядовую выездку коней, подрезать им гривы и хвосты, выпекать хлеб в виде подковы.
В сербских рождественских традициях двенадцать дней Рождества ранее назывались "некрещеными днями" и считались временем, когда демонические силы всех видов считались более активными и опасными, чем обычно. Люди были осторожны, чтобы не привлекать их внимания, и не выходили на улицу поздно ночью. Последняя мера предосторожности была предпринята в первую очередь из-за мифических демонов по имени караконджуле., маленьких демонов или гоблинов. Они выходят из недр земли, посещают нас в течение 12 дней и подшучивают над людьми. Хотя они и не считаются опасными, по прибытии они вызывают переполох, часто катаясь на спинах людей и играя с опасными предметами. Согласно традиции, когда караконджуле находили кого-то на улице ночью некрещеного дня, они запрыгивали человеку на спину и требовали, чтобы их несли, куда они хотят. Эта пытка заканчивалась только тогда, когда петухи объявляли рассвет; в этот момент существа отпускали свою жертву и убегали.
Одни описывают их как черных и волосатых, с длинными руками и хвостами, другим - представлялись тяжелыми, приземистыми и уродливыми существами. Караконджуле боятся света, поэтому выходят только ночью.
Вся их цель - спилить большой деревянный кол, который удерживает землю на месте, но они всегда одумываются в последнюю минуту, так как переживают, что земля обрушится прямо на них.
Они боятся святой воды, но любят чаны для масла, сковородки, промасленные кастрюли и жирные блюда сербской кухни.
Кроме всего прочего, эти существа настоящие поборники нравственности. Караконджуле наказывают и мучают людей, совершающих прелюбодеяние. То есть, когда прелюбодеи ускользали из своих домов, пока их вторая половинка спала, для визита к человеку, с которым они изменяли, или к проституткам, или в бордели, караконджуле терпеливо сидели и ждали на дверном косяке входной двери в дом. А по возращении прелюбодея прыгали ему(ей) на спину и били бедолагу палкой. Царапали или впивались острыми ногтями в спину и шею человека и заставляли его(её) всю ночь бегать по близлежащим лесам.
Это можно рассматривать как предупреждение потенциальным прелюбодеям. Тщательно обдумывать свои намерения, желания и понять последствия, которые они понесут, если совершат подобные действия.
В этой версии мифа караконджуле возвращались каждую ночь и оставались на дверном косяке до тех пор, пока прелюбодеи не признаются в грехах своей второй половинке.
Стухач - демоническое мифическое существо «дьявол или вила» в сербском фольклоре, в особенности известное в Герцеговине. Несмотря на то, что фонетически данное слово созвучно со здухачем (а это уже хороший демон!), между данными мифическими существами нет ничего общего.
Стухач, согласно легендам, живёт в высоких горах и пустошах; его внешний вид никогда не описывается, лишь указывается, что он носит на своих ногах плетёнки, сделанные из человеческих связок. Что в принципе правильно. Склоны гор ведь скользкие, а такие плетёнки хорошо помогают удерживать равновесие. Когда плетёнки изнашиваются, он спускается с гор, ловит зазевавшегося путника и вытягивает связки из его ног, чтобы сделать себе новые.
Чтобы спугнуть стухача, пометьте у себя, необходимо задрать ноги до уровня рук, запутав таким образом его. Связки из рук на плетёнки не годятся.
Ну а напоследок познакомьтесь с навом, он же навка, он же навой, он же мав мава. Вот где по-настоящему жуткая тварь! В Сербии издавна их называли просто нехристью. Это злой дух с телом большой птицы и головой ребенка. По старинному преданию, является перевоплощением душ мертворожденных и некрещеных детей. В это чудовищное существо верили все славянские народы, но представляли его по-разному и давали разные ему имена.
Их серьезно боятся пастухи, поскольку считается, что они отнимают у коров и коз молоко. Но чёрт с ним, с молоком. Гораздо больший вред они могут принести человеку. Эти особо злые демоны, невидимые для всех, кроме тех, кто родился в одно и то же с ними время. Считается, что они приходят в дома беременных, кормящих и рожениц, душат и убивают детей, а также их матерей.
Любимый способ проникновения навов в жилище человека — через дымоходную трубу.
Навов в сербских поверьях иногда заменяют бабице, такие же убийцы детей и молодых матерей, только в женском облике.
Именно для защиты от них ранее ребенку на руку повязывали нить красного цвета, который следовало носить первые сорок дней после рождения.