Чем мне нравится автомобиль Kia Spectra, так это его феноменальная ремонтопригодность. Ну и немаловажный фактор, это стоимость запчастей. В любых крупных магазинах или тех же маркетплейсах широкий выбор недорогих аналогов. Поэтому поломки совсем не давят на семейный бюджет. Автомобиль конечно не новый, а 2007 года выпуска, поэтому регулярно случаются, какие то неприятности. В этот раз не выдержал радиатор системы охлаждения двигателя. Время, коррозия, перепады температуры и давления сделали свое дело.
Нижняя часть бачка радиатора сначала была немного влажной, но со временем антифриз уже начал капать достаточно сильно, растекаясь пятном по защите моторного отсека. Заказал новый радиатор и два патрубка, верхний и нижний, плюс антифриз. Через пару дней детали были получены, а сегодня решил произвести замену. Сделал при этом подробнейший фото отчет, с описанием всех нюансов. Работа не сложная, никаких специальных инструментов не требует, минимум ключей, отвертка и плоскогубцы. Вот и все что понадобилось.
Особенность системы охлаждения Киа Спектра в том, что под капотом нет привычного расширительного бачка. Он конечно же есть, но установлен не в верхней точке подкапотного пространства, как у большинства автомобилей, а в нижней точке системы, в крыле!
Визуального доступа к расширительному бачку нет, поскольку запрятан он глубоко. Где то из недр автомобиля поднимается горлышко с синей крышкой. Там спрятан большой щуп, который и помогает выяснить, какой же уровень охлаждающей жидкости в настоящий момент в бачке.
Система конечно довольно странная, но особых хлопот не доставляет. За 17 лет машина не разу не перегрелась. Два вентилятора на большом радиаторе включаются довольно редко, лишь в очень серьезную жару. Но до этого мы еще дойдем.
Правильный уровень на щупе между символами L и H.
Крышку радиатора на прогретом двигатели открывать нельзя ни в коем случае. Система охлаждения под давлением, да еще и антифриз горячий. Риск ожогов довольно большой. Поэтому открывать крышку радиатора можно только на холодном двигателе.
В моем случае жидкость уже ушла и под крышкой пустота, плюс следы коррозии. А теперь приступим к снятию старого радиатора Kia Spectra. Снять радиатор несложно, ни яма, ни подъемник не понадобится. Если в радиаторе еще есть жидкость, то для её слива предусмотрен специальный кран. Краник расположен рядом с нижним патрубком. Причем на неоригинальных радиаторах, вместо краника может стоять просто заглушка. Но у меня оригинал. Поэтому краник есть!
Но вернемся к моему случаю. Мне ничего сливать не пришлось, все давно утекло само собой. Снятие радиатора начинается с ключа а "10", он нам понадобится практически во всем процессе.
В первую очередь откручиваем воздухозаборник, который мешает не только визуально оценить ситуацию, но и затрудняет доступ к необходимым элементам конструкции.
Воздухозаборник снят и теперь можно взглянуть на ситуацию свежим взглядом. Заодно и рассмотреть, что там творится с нижним патрубком. Который нужно снимать и ставить в первую очередь.
Для снятия радиатора на Киа Спектра, нам в обязательном порядке понадобится также извлечь большой верхний патрубок. Снять небольшую трубку идущую от горловины радиатора к расширительному бачку.
Нижний патрубок идущий от радиатора к двигателю. Снять сложнее, поскольку доступ к нему затруднен.
Кроме прочего необходимо отсоединить разъемы контактов, которые идут от бортовой сети к вентиляторам.
Напоминаю, что на радиаторе крепится 2 вентилятора сразу. Поэтому и фишек 2. Одна большая, другая поменьше.
Кроме того, к кожуху одного вентилятора крепится провод идущий на компрессор кондиционера. Для его снятия понадобится обычная шлицевая отвертка.
Еще один важный момент. Обе фишки вентиляторов не так просто рассоединить. Каждая фишка находится в пластиковом защитном чехле. Пока его не располовинить и не снять, фишки отсоединить не получится.
Пластиковая защита фишек вентиляторов небольших размеров, поэтому отложите на видное место, иначе потеряется.
А вот теперь начинаем рассоединять фишки вентилятора. Там тоже не все так просто. На фишке есть язычок, который нужно нажать и только тогда "папа" и "мама" разойдутся.
Ничего сложного нет, главное аккуратность и не стоит спешить. Все разбирается просто и без усилий.
Со второй фишкой точно такой же процесс, разница лишь в размерах. Электровентилятор, который стоит ближе к АКБ имеет большую фишку. А стоящий ближе к приводным ремням имеет меньшие размеры фишки.
Теперь можно откручивать кожухи электровентиляторов от радиатора. Предстоит открутить 4 болта на один вентилятор и 4 на другой. Опять понадобится ключ на "10", но на этот раз лучше использовать "головку".
Если верхние болты откручиваются легко и непринужденно. То нижние бывает открутить нереально из-за коррозии. Они просто заржавели намертво. Да и доступ снизу ограничен. Поэтому, если болты крепления электровентилятора снизу не откручиваются, как в моем случае, тогда снимаем радиатор в сборе с кожухами электровентиляторов. А уже потом, получив доступ к нижним болтам откручиваем их без проблем.
Далее снимаем верхний и нижний патрубок, а также трубку идущую на расширительный бачок. Оригинальные хомуты на Киа Спектра имеют простую и надежную конструкцию. Сжал, сдвинул и всё.
Трубка идущая к расширительному бачку вообще не имеет хомута. Причем там нет хомута с завода. Немного покрутили руками и сняли.
При снятии радиатора, патрубки заменять обязательно. Старые уже давно потеряли эластичность и зачастую необходимую форму. Перед установкой обязательно сравните старый и новый патрубок, чтобы понимать какой стороной нужно ставить.
Со стороны двигателя, в месте, где резиновый патрубок надевается на алюминиевую трубу обязательно сделайте зачистку. Удалите всю грязь и коррозию.
Далее снятие трубки идущей к расширительному бачку. Просто стягиваем раскачивая туда-сюда.
Снятие нижнего патрубка тоже произошло без приключений. Но зачистка от старого герметика потребуется и здесь. Кстати, если патрубки новые, то никакого герметика не нужно.
В итоге, мы отсоединили верхний, нижний патрубки, трубку расширительного, а также фишки вентиляторов. То есть теперь, радиатор никак не связан с системой охлаждения или электрикой. К кузову радиатор прикреплен в 4-ёх точках. 2 снизу и 2 сверху. Снизу и сверху, это резиновые подушки с отверстием посредине. В нижние подушки радиатор просто вставляется штырьками, торчащими из нижнего бачка радиатора. Сверху, уже из верхнего бачка, торчат штырьки, которые фиксируются съемными проушинами. Берем ключ на "10" и откручиваем две верхних проушины. Это последний элемент, который удерживает радиатор в машине, прижимая сверху.
Все, радиатор свободен! Теперь он никак ни крепится, ни к чему. Просто вынимаем его вверх, поднимая руками.
Внизу видим еще 2 проушины, где должны были стоять резиновые подушки, фиксирующие радиатор на своем месте. Но где же резиновые подушки?
Подушки снялись вместе с радиатором. Теперь необходимо вернуть их на место, вставив в нижние проушины.
Вставляем на место. Не забудьте сразу снять их со старого радиатора, иначе новый радиатор будет ходить ходуном и постоянно греметь.
Старый радиатор извлечен. А вот теперь можно спокойно снимать электровентиляторы. Если вы еще не сделали этого ранее. В моем случае, просто не открутились нижние болты крепления. Решил не корячится под капотом, а открутить их, после извлечения радиатора из моторного отсека.
Вентиляторы перепутать не получиться. Они хоть и похожи, но кожухи и точки крепления совсем разные. Левый и правый не взаимозаменяемы, они просто не подойдут по местам установки.
А вот и причина, почему кожухи вентиляторов не хотели откручивается. Нижне болты намертво приржавели. Пару болтов даже сломались.
Устанавливаем новый радиатор на две нижние подушки. Которые мы уже вернули в проушины кузова.
Теперь фиксируем радиатор съемными проушинами сверху. Тем самым новый радиатор уже никуда не денется, поскольку занял свое штатное положение.
При установке патрубков обратите внимание на размер родных хомутов. Они немного отличаются. Один чуть больше, другой чуть меньше. Больший хомут ставится со стороны радиатора, меньший со стороны двигателя.
Установка электровентиляторов проблем не доставляет. Но прежде чем их крепить к новому радиатору, поставьте нижний патрубок, иначе потом это сделать будет проблематично. Доступа уже будет меньше. То есть сначала нижний патрубок, потом электровентиляторы и верхний патрубок. Затем подключаете фишки электропитания на вентиляторы и ставите трубку от расширительного бачка.
Устанавливаем воздухозаборник на место, прикручивая его болтом и гайкой.
Заливаем в новый радиатор свежий антифриз.
Закрываем горловину радиатора Киа Спектра новой крышкой, которая шла в комплекте с радиатором. Старую ставить не стоит. Со временем резиновые прокладки на крышке теряют эластичность и не выполняют свою функцию.
В общем то все, радиатор и патрубки установлены. Ремонт проведен успешно. Будем надеяться, что в ближайшее время система охлаждения больше тревожить не будет. На весь ремонт ушло несколько часов неспешной работы.
Ну и финальный вопрос. Сколько было потрачено денег на запчасти? Покупал все в интернет магазине с доставкой в пункт выдачи. Цены на октябрь 2024 года.
- 1. Новый радиатор Киа Спектра (неоригинал) - 6 727 рублей
- 2. Патрубок верхний (неоригинал) - 414 рублей
- 3. Патрубок нижний (неоригинал) - 579 рублей
- 4. Антифриз 5 литров - 846 рублей
Итого 8 566 рублей.