Вопрос о гонорарах в киноиндустрии всегда волнует зрителя. Как же, кино это магия, а кумиры это обложка индустрии. И так получается, что самые публичные профессии это как раз режиссёры, немного уступающие в популярности актёрам.
А давайте совместим рассказ о профессии режиссёра и обновлённые ставки за работу на проекте.
Режиссёр-постановщик – действительно человек, который творит фильм. В российском законодательстве и в правовых актов других стран фильм является продуктом коллективного творчества. Но вся слава, подиумы, статуэтки достаются в основном актёрам, режиссёрам и продюсерам. Всё потому что это те профессии, без которых не будет кино.
Осветителей можно заменить. Административную группу с бухгалтерией можно поменять посередине проекта, и никто не почувствует разницы. А вот трёх основных создателей никто не заменит. К ним ещё оператора-постанощика присовокупить можно, но профессия у них закадровая, практически не видимая вне проекта.
Что же делает режиссёр и почему ему (спойлер) так много платят? А режиссёр это тот, кто совмещает воедино художественный облик фильма, включая игру актёров, разработку декораций, подбор костюмов, причёсок, операторское видение кадра, музыку. И всем этим руководит, не без помощи всей съёмочной группы и продюсерской команды, чтобы фильм в прокате прошёл при полных залах.
Режиссёр обязан знать то, что знают представители отдельных профессий: основы драматургии, актёрские секреты и приёмы, операторские тонкости, уметь рисовать, лепить и проектировать. На обучение режиссуре в киношколах уходит от трёх до пяти лет.
Именно режиссёр находит интересные художественные решения. Создаёт концепцию. Едва готов сценарий, как режиссёр садится за режиссёрскую экспликацию – библию для всех цехов. Там прописывается всё – от того что происходит в каждой сцене, как она должна быть атмосферно снята, какие акценты расставлены на костюмах, локациях и декорациях до формы и цвета носков на персонаже и музыке, под которую всё это будет двигаться на экране.
Режиссёры часто и много спорят. С продюсерами, отстаивая своё вѝдение, с оператором за атмосферу и свет в кадре, с актёром о подаче фразы, с композитором о динамике или меланхолии в саундтреке, с режиссёром монтажа о финальной версии фильма, с колористом о передаче цветового решения…
Подготовка к съёмкам может занимать несколько месяцев. Бывает, что ни один предложенный актёр режиссёру не подходит, наброски и макеты декораций не устраивают, раскадровки не удовлетворяют. Бывает, что уже всё подобрано, вроде фильм ещё до съёмок начинает играть красками и смыслами, а на репетициях выясняется, что актёр не умеет бояться в кадре. Ну не приходилось ему дрожать от страха по жизни! И режиссёр должен найти способ заставить актёра выдать то, что от него ожидается. До угроз часто доходит.
Особое искусство – снимать животных и детей. И те и другие ведут себя как хотят и в момент включённой камеры могут выдать неожиданный сюрприз. Мы снимали в одном фильме мальчика двух лет от роду. Ребёнок уже нормально разговаривал, всё понимал. Режиссёр с ним нашла общий язык, приготовились снимать. По сюжету мальчик просто сидит с игрушками и в определённый момент должен посмотреть в сторону мамы – не своей, естественно, а в сторону актрисы. И дублей нужно три с разных ракурсов.
Репетицию с таким маленьким ребёнком проводить – зря время тратить. Настроение быстро меняется и устают моментально. Поэтому снимали сходу. Первым сняли крупный план – тут без проблем. Поставили маму за камерой и сказали в нужный момент «Где мама?» Ребёнок тут же сделал всё, что от него ожидали – повернул лицо и улыбнулся.
Потом короткий перерыв, перестановка камеры и света, снова сажают ребёнка в кадр, а он уже не хочет ту игрушку, с которой сидел. Ему другую подавай, ещё не изученную. А с новой игрушкой кадр не склеится! Еле уговорили, что так надо. Приготовились, скомандовали «Камера! Мотор! Начали!» и в нужный момент дали команду «Где мама?» А в кадре на месте мамы стоит актриса. Ребёнок подскакивает и убегает искать маму по всей площадке. Внушить ему, что мама понарошку это актриса не смогли. Пришлось выкручиваться и менять ракурсы съёмки, надевать на настоящую маму платье актрисы, снимать сзади. А у режиссёра в воображении сцена выглядела более драматично! Жертва, одним словом, случилась.
И вот в таком ключе режиссёр работает над каждым кадром, над каждой сценой, добивается нужной игры актёров. Чтобы было понятно, во время съёмок художественных фильмов за одну двенадцатичасовую сцену снимается всего четыре–шесть полезных минут для фильма. В сериалах это может быть десять–пятнадцать. Но там это достигается за счёт конвейерного метода съёмки. Ну и качество зачастую страдает из-за спешки.
Режиссёр над фильмом работает от года до бесконечности. Я знаю одну женщину режиссёра, которая снимает свой фильм-притчу уже двенадцатый год. Причём основной съёмочный период закончился в 2018-м. Корпит над музыкой, монтажом, эффектами. Заморочилась, в общем.
Ну и сценарии для фильмов режиссёры часто пишут сами, под себя, под своё вѝдение. Или садятся со сценаристом и перерабатывают некоторые сцены в соответствии с художественным решением режиссёра. Хорошие продюсеры на это находят средства.
Теперь осталось ответить на вопрос о гонорарах. Поскольку труд режиссёра-постановщика долог, сложен и морально напряжён, за один фильм ему могут заплатить минимум три миллиона рублей. Ставки на сериалах считаются за каждую серию и начинаются от трёхсот тысяч. На фото выше можно всё увидеть своими глазами.
И вот новость из агентств: режиссёров сегодня в российском кино стало катастрофически не хватать. В проекты уже вовсю заманивают дебютантов, у которых есть дипломная короткометражка удобоваримого качества. Причин у этой ситуации несколько – от ухода голливудских студий с российского рынка до развития интернет-площадок. Но не каждый человек способен стать режиссёром. Как не каждый режиссёр может стать номинантом на престижные кинопремии.