Найти тему
Сретенский монастырь

ОСНОВАТЕЛЬ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

10 октября – день памяти преподобного Савватия Соловецкого, ученика преподобного Сергия Радонежского, который, кроме Троице-Сергиевой лавры, вкупе со своими воспитанниками основал на Руси более 40 обителей, монахи которых затем создали еще 50 монастырей. Так вся Русская земля покрывалась монастырями – знаками Небесной защиты и благодати.

Прп. Савватий Соловецкий. Фреска из Кирилло-Белозерского монастыря, 1585 г.
Прп. Савватий Соловецкий. Фреска из Кирилло-Белозерского монастыря, 1585 г.

Московское государство в те годы было небольшим, и монастыри намечали территорию будущей Российской империи. Север Руси тоже осваивался не военными и купеческими экспедициями, а монахами.

Монахи Ферапонт и Кирилл, ученики преподобного Сергия Радонежского, пришли к Белому озеру. Ферапонт построил здесь келию, а Кирилл вырыл себе землянку. Скоро к ним потянулись монахи и миряне. Один из них в иночестве получил имя Савватий. Он рано осознал суету и тщету земных радостей и богатства, поэтому искал истинные ценности. Он обрел их в молитвенном служении.

Савватий вместе с другими монахами строил из бревен первые келии, храм Успения Пресвятой Богородицы, здания будущего монастыря. Он много времени уделял молитве и строго выполнял общежитийный устав. Савватий стал достойным монахом и смиренным работником.

Кирилло-Белозерский монастырь быстро разрастался, вскоре став духовным центром Русского Севера. Отца Савватия, старожила монастыря, уважали и монахи, и миряне, и паломники. Такое внимание к себе его смущало, так как частое общение с людьми нарушало молитвенный настрой. Тогда Савватий обратился к игумену монастыря и попросил разрешения уйти в Валаамский монастырь на Ладожском озере с еще более строгим уставом жизни. Игумен, отец Кирилл, не хотел расставаться с отцом Савватием, но, обладая даром прозорливости, все же дал благословение на уход, так как увидел его предназначение.

Коммерческий монастырь со стороны Сиверского озера. Фото С. Прокудина-Горского, 1909 г.
Коммерческий монастырь со стороны Сиверского озера. Фото С. Прокудина-Горского, 1909 г.

На Валааме Савватий прожил несколько лет, явив собой образец монаха, проводя время в молитвах и трудах. Как сподвижник преподобного Кирилла Белозерского, отец Савватий приобрел авторитет и любовь братии монастыря и мирян. Но его душа вновь была неспокойна. Он желал уединения. Отец Савватий давно уже думал о далеком необитаемом северном острове под названием Соловецкий, о котором ему кто-то рассказал. Именно туда он и задумал отправиться.

Игумен отпустил уже немолодого отца Савватия в столь долгий путь, ведь желание монаха попасть на Соловецкий остров было огромным.

Путь был долгим и опасным. Немолодой отец Савватий в одиночестве плыл по рекам Севера на старой лодке, с большим трудом проходил через лесные чащобы. Он останавливался на отдых в редких поселениях, где жители гостеприимно встречали его. Отец Савватий первым делом уточнял у них дорогу на Соловецкий остров. От местных жителей он узнал, что на этом острове растут мощные деревья, есть источники пресной воды и озера с рыбой, нет хищных зверей. Но добираться с материка на остров и обратно очень трудно и опасно, потому что всю осень и зиму дуют штормовые ветры, Белое море у берегов покрывается льдом, а в открытом море плавает множество купных льдин, которые делают передвижение по воде невозможным в течение полугода. Из-за этого на Соловках в то время никто не селился. Лишь изредка на остров приплывали рыбаки.

Отца Савватия рассказы селян не испугали, а, наоборот, воодушевили: именно о таком уединении он и мечтал. Но местные жители не разделяли его оптимизма и спрашивали пожилого монаха:

– Как же ты, батюшка, станешь жить на этом острове? Это опасно, одна дорога туда и обратно, на материк, чего стоит. Чем ты там будешь питаться? Ведь зима стоит по полгода.

Отец Савватий уверенно отвечал:

– У меня такой Владыка, Который и дряхлости даст силы юности, и голодных напитает.

Такой уверенности отец Савватий научился у игумена Белозерского Кирилла. Он помнил, как в Белозерском монастыре, когда заканчивались запасы хлеба и вина для церковных служб, неожиданно появлялись благодетели и привозили продукты. Однажды даже в неурожайный год удалось прокормить всех: и монахов, и паломников. По их молитвам Бог посылал все необходимое для жизни и церковной службы.

Фото: fotosergs.livejournal.com
Фото: fotosergs.livejournal.com

И отец Савватий, помня об этом, смело продолжал дорогу. Когда он дошел до Белого моря, до устья реки Выг, в часовне он встретил отца Германа. Герман, неграмотный монах из Тотьмы, посвятил себя служению Богу и тоже желал жить в уединенном месте. Он, возможно, уже добирался до Соловецкого острова с рыбаками, но не остался там из-за одиночества. Тогда отец Герман вернулся на материк, построил себе келию около часовни, где жил и постоянно молился. Так Господь дал возможность встретиться двум монахам, мечтающим об одном и том же – жить в пустынном месте и служить Господу.

Монахи вдвоем стали готовиться к отплытию: починили старую лодку, собрали какие-то продукты, бытовые предметы, рыболовные снасти.

Летом 1429 года Савватий и Герман отплыли на Соловецкий остров.

Белое море было на удивление тихим. На третий день плавания монахи увидели остров. Они причалили к берегу, привязали лодку, перенесли из нее на берег привезенные продукты и снаряжение и отправились осмотреть свое новое место жительства. Монахи были восхищены красотой природы Севера. Отец Савватий был очень рад: он почувствовал, что они с отцом Германом здесь будут еще ближе к Богу.

После осмотра острова монахи первым делом сделали большой деревянный крест и поставили его недалеко от берега моря. Так подвижники освятили землю Соловецкого острова, вознесли около креста благодарственные молитвы Господу о благополучном завершении своего долгого пути.

Морской промысел братии Соловецкого монастыря. Прорись книжной миниатюры рубежа XVI–XVII вв.
Морской промысел братии Соловецкого монастыря. Прорись книжной миниатюры рубежа XVI–XVII вв.

Затем монахи еще раз осмотрели местность и рядом с самой высокой горой острова, в будущем названной Секирной, в версте от моря, нашли годный для обустройства участок земли. Недалеко от него было чистое пресное озеро. Морские ветры здесь дули не так сильно, как на берегу моря, поэтому монахи перенесли сюда деревянный крест и начали строить келию из строевого леса, которого было много.

Для жизни на Соловецком острове Господь дал монахам рыбу, ягоды, грибы, груды сухих веток в лесу для костра. Но главным на острове для Савватия и Германа стало не добывание пропитания, а молитва. Они обращались ко Господу и днем, и ночью.

Летом на острове было тепло, а зимой келию заваливало снегом по крышу, она тряслась от штормовых ветров. Иногда на остров приплывали рыбаки-поморы. Они были глубоко верующими православными людьми, уважали монахов, отдавали им хлеб, соль, крупу.

В 1435 году, через шесть лет после поселения на Соловецком острове, у Савватия и Германа полностью износились одежда и обувь, порвались рыболовные снасти. Отец Герман принял решение поехать на реку Онегу, где жили его друзья-поморы.

На Соловецком острове отец Савватий остался один, но одиночество его совсем не тяготило, ведь он всегда стремился к отшельничеству. Он выполнил свою задачу праведника – проложил трудный путь на Соловки своим последователям.

Отцу Савватию, достигшему больших высот в своем духовном развитии, было открыто, что он скоро перейдет в Царство Небесное. И монах решил завершить свою жизнь как истинный христианин. Но для этого ему нужно было попасть на материк.

Старый, обессилевший монах сел в утлую лодку и отправился в долгий путь по Белому морю. Хорошо, что дул попутный ветер. Отец Савватий плыл двое суток и достиг берега. Он пошел в знакомую часовню на реке Выг. Отсюда шесть лет назад они с отцом Германом отправились на Соловецкий остров.

В часовне его встретил игумен Нафанаил, которого отец Савватий знал. Отец Нафанаил приехал исполнять требы местных христиан, он уже направлялся в другую деревню, чтобы причастить больного. Поэтому у него были Святые Дары.

Отец Савватий попросил игумена исповедовать его и причастить. Игумен знал о подвиге соловецкого старца, почитал этого человека.

-5

Когда монах Савватий исповедовался, игумен сказал:

– О, если бы я имел грехи твои!

Затем отец Нафанаил произнес: 

– Я иду причастить больного. Подожди меня в часовне, я скоро вернусь и тебя причащу.

Но отец Савватий мягко возразил:

– Отец, не откладывай Причастия до завтра, мы не знаем, будем ли живы сегодня.

И отец Нафанаил причастил Святых Таин старого монаха Савватия. А потом сказал:

– Ты желанный гость здесь, побудь в часовне до моего возвращения.

И ушел по своим делам.

Незадолго до этого к берегу причалила большая лодка Ивана, купца из Нижнего Новгорода, который привез товары для поморов и уже распродал их. Иван зашел в часовню помолиться, поблагодарить Бога, приложиться к иконам. Он взял благословение у отца Савватия, который еще и побеседовал с ним, наставляя его с большой любовью и теплотой. Благодарный купец хотел дать монаху большую сумму денег. Но отец Савватий отказался. И еще сказал Ивану:

– Чадо, останься здесь до утра. Ты увидишь милость Божию и благополучно отправишься в обратный путь.

Купец послушал старца и решил остаться, хотя до этого он хотел в ночь выйти в обратную дорогу, потому что дул попутный ветер. И, словно подтверждая правильность его решения, в тот же час на море неожиданно разыгралась буря.

27 сентября/10 октября 1435 года купец ранним утром зашел в келию, когда-то построенную отцом Германом около часовни. Иван увидел старца, сидящего около кадильницы. Он поздоровался, но ответа не получил. Иван подумал, что отец Савватий еще спит, подошел поближе и коснулся его. Купец понял, что преподобный Савватий отошел ко Господу.

Когда из дальней деревни вернулся игумен Нафанаил, усопшего монаха отпели и похоронили.

Успение и погребение прп. Савватия (фрагмент иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких», 1545 г.)
Успение и погребение прп. Савватия (фрагмент иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких», 1545 г.)

Соловецкий остров пустовал меньше одного года. До отца Германа довольно быстро дошла весть, что его учитель отошел к Богу.

Отцу Герману вскоре встретился молодой инок Зосима с Онежского озера. Летом 1436 года Герман с Зосимой отправились на лодке на Соловецкий остров. В пути им было видение: в воздухе парил красивый храм.

Вскоре к Герману и Зосиме приплыли на Соловецкий остров новые ученики. Иноки построили здесь храм и обратились за благословением к Ионе, архиепископу Новгородскому. Так возник Соловецкий монастырь.

В 1465 году монах Зосима перенес в Соловецкий монастырь мощи преподобного Савватия – основоположника знаменитой обители.

Отец Савватий освятил Соловки своей молитвой, закрепил их за Русской Православной Церковью. Бескрайние просторы Севера и Ледовитого океана с тех пор навсегда присоединены к России и стали исконной частью нашей страны.

Елена Детинина