Не типичный Шекспир в типичном Челябинске.
После реконструкции- и на такую глыбу! Столичный режиссер поставила в Челябинске Короля Лир на сцене театра драмы имени Наума Орлова. На улице- не бабье лето, а скорее болдинская осень, но люд театральный уж больно до театра охоч, тем более- последний прогон!
-Обстановка, я вам скажу, как в Лувре!
-А ты там был?
-Я? Нет, но сейчас не об этом. (С)
Пробежимся по тексту...
А вот сейчас- вообще не об этом!
Задумка- кайф! Эффекты- свет, звук- кайф! Декорации- масштаб, показалось даже что- то бертоновское, зловещее, готичное, нестандартное!
Зонтики укропа, вертолетики ясеня, кораблик под потолком, жутковатые маски с горящими глазами в полу- всё это и не только можно было увидеть в постановке.
Первые 40 минут даже не вслушиваешься в текст /перевод Осии Сороки дался мне очень нелегко/.
Просто сопоставляешь, наблюдаешь, рефлексируешь. У Лира как минимум две реальности сознания. Вроде бы успокоиться, но нет, на сцене появляется еще и Гонец /Кент// уж не знаю, насколько он был из Пизы, но был очень хорош! /
Элементов современности в спектакле было предостаточно. Ну, еще бы! Это же режиссёрское видение! Уж сколько раз твердили миру- хотите классического Шекспира- милости просим в London is the capital of Great Britain.
Гонец прибывает к Лиру со шкаликом беленькой, оную тут же залпом выпивает Шут. И сразу же диалоги заиграли новыми красками! Разбавили первое действие очень сочно!
Как мне показалось, много отсыла к шару и яйцу. Это и большие шары папье- маше, и раздел земель Лиром, опять же откалывание кусков от огромного яйца, и второе действие- сцендвижение с яйцами разных размеров, и выколотые глаза Глостера, когда вместо глаз вытекают сырые яйца... Очень эффектно, очень по -бутусовски! / хотя Екатерина Половцева была в режиссёрской мастерской Женовача/
В спектакле был показан чудный лайфхак с переодеванием Эдгара в Тома из Бедлама... Легким движением руки брюки превращаются... Брюки превращаются...Превращаются брюки...
В элегантный рубашку!
А рубашка превратилась в лихие зуавы, которые носил каждый уважающий себя русский, независимо от возраста! /видимо, 10 лет назад я себя не уважала, у меня не было штанов с мотней/. Но это было эпично, взяла на заметку.
Во втором действии было плохо слышно монолог Лира на иностранном языке, на минуту показалось, что декламируется композиция Rammstein /а может, так и было? /
Очень удачный ход с разбавлением текста не шекспировским размером- тяжеловато воспринимается, а иногда и вообще невозможно было разобрать реплики говорящего актера...
На мой взгляд, украшение спектакля- Шут. Там всё в слаженном тандеме- и образ, и монологи, и костюм, и грим!
Финальная сцена наполнена горечью и тоской, даже то, что спектакль идет 3,5 часа- на финале напрочь забываешь про это!
Красивый танец маленькой Корделии, Шут смывает грим, Лир скорбит...
Спектакль, вне сомнений, удался!
Отдельный респект костюмерам и художникам за оформление, ну, и конечно же, работникам сцены за декорации- так вертеть- крутить можете только вы)
Фото со страниц интернета.