С октября в России начали действовать изменения в законе об утилизационном сборе. Раньше размер выплат индексировался каждый год, но в этот раз сумма увеличилась сразу на 70-85%. Далее ставку будут поднимать на 10-20% каждое 1 января до 2030 года. На что могут повлиять нововведения, рассмотрели в статье.
Что такое утильсбор?
Утилизационный сбор — платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его использования. Уплачивается он один раз за одну машину — при растаможке, до этого автомобиль нельзя поставить на учет и использовать.
В России сбор ввели в 2012 году, перед вступлением во Всемирную торговую организацию. Тогда планировали, что мера сдержит резкий прирост ввоза в страну подержанных иномарок.
Кто уплачивает утильсбор:
— Производитель автомобиля, изготовленного в России.
— Импортер за машину, которую он ввозит в Россию.
— Покупатель, если ранее за его машину не взимался утильсбор и авто менее 30 лет.
Кого коснутся изменения?
Изменения не затронут тех, кто ввозит легковые автомобили с объемом двигателя до 3 литров для себя, как физическое лицо. Но есть условия:
1. Владельцам нужно выплачивать все таможенные пошлины и налоги.
2. Нельзя продавать автомобиль в течение года, иначе придется заплатить утильсбор.
Увеличение сбора отразится на тех, кто закупает автомобили за границей и перепродает в России, неважно от имени физлиц или юрлиц они действуют.
Речь не только о легковых авто: сбор повысился для грузовиков, автобусов, прицепов, дорожно-строительной техники и т. д.
Для автомобилей, ввезенных в РФ до 1 октября 2024 года, будут действовать прежние условия, но важно, чтобы документы в таможенные органы были поданы не позднее 1 ноября 2024 года.
Ситуация на границе
Накануне изменений в законе об утилизационном сборе на всех погранпереходах Китай - Россия наблюдалась большая загруженность. Подробностями поделилась генеральный директор компании-импортера ATVIRA Екатерина Кизевич.
«Самоходная техника в срочном порядке пыталась пройти таможенное оформление до тарифного повышения.
К примеру, за сутки: 2-3 часа выходят 6 машин с товарами и оборудованием и все остальное время уходит на оформление самоходной техники. Абсолютно все перевозчики подтвердили, что ожидание на погранпереходе составляет 5-7 дней».
Также было отмечено скопление порожних контейнеров и в обратном направлении. Максимальный срок ожидания выхода экспортной продукции из-за загруженности путей, зафиксированный в этот период, — 80 суток!
Возможные последствия
По задумке правительства, повышение сбора должно подтолкнуть зарубежные компании строить заводы в России. Но, по мнению многих экспертов, повышение сбора, скорее всего, приведет к удорожанию китайских автобрендов.
Производители КНР заинтересованы в том, чтобы продавать продукцию, которая у них в избытке, а не занимать долю российского рынка, поэтому могут просто увеличить цену на свои автомобили на всю стоимость сбора.
В свою очередь это даст повод российским автопроизводителям тоже поднять стоимость своей продукции, что сделает личные автомобили менее доступными, а в дальнейшем может отразиться на других сферах, связанных с перевозками.
Мы в ATVIRA внимательно следим за всеми изменениями, а если вам нужен профессиональный совет по импорту из Китая, обращайтесь: +7 (967) 851-00-21.