Автор: Михаил Щипанов
Все смешалось в Белом доме. Джо Байден отказался от запланированной поездки в Германию, где его ждали на очередных посиделках в формате «Рамштайн». Отказался под предлогом необходимости державного противодействия надвигавшемуся на Соединенные Штаты небывалому урагану «Милтон». Вслед за ним поближе «к дому» решил держаться и госсекретарь Энтони Блинкен. В результате отмененной оказалась не только коллективная встреча группы поддержки Украины, но и презентация столь разрекламированного «плана перемоги» Владимира Зеленского.
Что-то пошло не так
Конечно, на финише президентской гонки каждое лыко демократам в строку, а предыдущий ураган «Хелен» в пропагандистском плане связкой Байден-Харрис был проигран с сухим счетом. Недаром Дональд Трамп с видимым удовольствием сравнивает расходы на поддержание Украины с $750, которые получили от правительственных щедрот пострадавшие от разгула стихии жители Северной Каролины и Джорджии. Нужно было как-то реабилитироваться и не дразнить из Германии американское общество цифрами новых подачек Киеву.
Однако все-таки представляется, что дело не только в пугающем урагане, в организации массовой эвакуации жителей Флориды и, видимо, не лучшей физической форме самого Байдена, который весь последний месяц изображал «хромую утку» исключительно на пляже. Все куда тоньше и сложнее.
Только наивные наблюдатели еще верят, что все судьбоносные решения окончательно принимаются исключительно в присутствии носителей высшей власти. На самом деле к таким саммитам, что был запланирован на 12 октября в Германии, все документы готовятся заранее и решения не принимаются в последний момент, когда лидерам услужливые референты подносят тексты для торжественного подписания.
Поэтому приезд или неприезд самого Джо Байдена ничего, по сути, не решал, не мог повлиять на сам факт согласованных документов. Его присутствие просто прибавило бы пафосности и торжественности такому высокому собранию. И, может быть, внесло бы в само действо некую лирическую нотку по случаю прощания лидеров стран-сателлитов с заокеанским хозяином, отправляющимся в политическое небытие. Более того, в некотором смысле это был бы последний, явно льстящий самолюбию Байдена бенефис с хоровыми концертными номерами, славящими его место в истории. Но и от этого он вынужден отказаться.
Как говорится в таких случаях: видимо, что-то пошло не так. Но что же? Что заслонил от пытливых аналитиков и прогнозистов небывалый ураган, заставивший пять миллионов американцев сняться с насиженных мест?
Запад подал сигнал Киеву: Зеленского сдуло с «Рамштайна» и «саммита мира»
В последнее время участились явные западные сигналы терявшему берега Владимиру Зеленскому. Между тем ведущие масс-медиа наполнились сливами и о последствиях поражения ВСУ в Угледаре, и о том, что американская администрация не в восторге от его «плана перемоги», который обозвали «списком покупок», и о западном недовольстве непримиримой позицией Киева в отношении возможных переговоров.
А тут еще последовало два существенных удара по его авторитету и позициям. Сначала стало известно, что планировавшийся до американских выборов второй «саммит» мира» в бюргенштокском формате в этом году не состоится. А что будет в феврале 2025 года, на который он условно перенесен, никто не решится ответственно предсказать. И в довершение разочарований Зеленского перенесен и «Рамштайн». Даже если министры обороны группы поддержки соберутся 17 октября, это будет выглядеть чисто техническим мероприятием, на котором в рабочем порядке просто подтвердят прежние обещания Украине по военным поставкам.
Таким образом, Зеленского, как актуально сказать на фоне урагана «Милтон», сдуло с «Рамштайна» и «саммита мира». При этом Запад все отчетливее дает понять перемены в отношении к Зеленскому: «Он нам надоел».
Украинский кейс стал постепенно напоминать «чемодан без ручки», который и бросить нельзя, и нести крайне обременительно. Тем более, что Киев требует дальнейшей эскалации конфликта: поставок американских ракет «воздух-земля» большого радиуса действия JASSM и права наносить удары в глубь исторической российской территории.
США тянут с таким обоюдно опасным решением, позволяя его крикливо поддерживать только мелким сателлитам типа Эстонии. Попутно множатся намеки, что такое согласие может дать сам Байден после выборов, в течение еще двух месяцев, когда он будет находиться в Белом доме до инаугурации нового президента. И то при условии, что победит все-таки Дональд Трамп. Пока же представители действующей власти повторяют, что у них нет «серебренной пули» для перелома ситуации на Украине.
Искусство нагибать союзников
А раз такое требуемое Киевом решение подвешено, то незачем ехать в Германию. С другой стороны, это явный компонент неофициального заочного торга, который во многих отношениях предварит реальные переговоры России и США. Только их возможные сроки никто сейчас не решится назвать.
Другой, видимо, нерешенный аспект «Рамштайна» – это явное желание американцев переложить основное бремя поддержки Украины, а заодно и основную ответственность, на своих европейских союзников. И Парижу, и Берлину это явно не слишком нравится. Канцлер Олаф Шольц по-прежнему блокирует передачу украинцам дальнобойных ракет TAURUS. Французы еще в начале лета обещали передать украинским силам шесть своих далеко не самых новых истребителей Мirage 2000, но теперь перенесли такую поставку на следующий год.
И, наконец, подвешен вопрос о приглашении Украины в НАТО и об объявлении дорожной карты такого приема. Утверждают, что как минимум половина членов Североатлантического альянса против такого пополнения блока. Та же Германия продвигает идею «обмена территорий на членство Украины в блоке». То есть за Россией остаются области, вошедшие в ее состав, но Москва не станет никоим образом препятствовать «атлантизации» Киева. Но этот вариант явно неприемлем для России.
Иными словами, целый ворох нерешенных проблем сделал торжественное прибытие Джо Байдена в Германию весьма проблематичным. Так что ураган налетел очень вовремя.