В последние несколько лет это одно из самых популярных городских пространств в столице.
Построенное в первой четверти XX века, здание долгое время оставалось в запустении. Однако благодаря усилиям талантливых художников и архитекторов, оно обрело вторую жизнь, став лабораторией современного искусства.
Его история началась в 2015 году, когда команда единомышленников, увлеченных искусством, преобразила заброшенное производственное здание в яркий центр выставок, встреч и культурных событий.
Капитальный ремонт не только преобразил вид зданий, но и изменил всю концепцию этого места. Здесь проходили выставки, лекции и фестивали, объединяющие артистов и зрителей.
С момента официального открытия в 2016 году Хлебозавод 9 стал магнитом для творческих личностей, предоставляя площадку как для талантливых новичков, так и для известных мастеров. Социальные инициативы, мастер-классы и экологические проекты дополняют культурную палитру, делая пространство важным участником городской жизни.
Сегодня искусство в России представляет собой нечто странное и весьма хаотичное. Когда я зашла на Хлебозавод, тут проходила открытая выставка, в рамках которой людям было предложено насладиться видом плохо раскрашенных платков в псевдорусском стиле, если слово «стиль» вообще можно применить к этому. Впрочем, у любого художника случаются провалы.
В отличие от многих креативных кластеров, где стараются воссоздать атмосферу творчества и свободы, на Хлебозаводе все выполнено в едином стиле, в одной цветовой гамме, повсюду отсылки к творчеству Маяковского и Родченко.
Это своего рода идеальная открытка с видами Москвы 1930-х годов, какой ее бы хотели видеть пламенные мечтатели той поры. Благодаря этому подходу городское пространство получилось прекрасным, а вот называть его в полном смысле арт-кластером я бы не стала. Больше всего арта можно найти на стене с граффити, которая находится между «Хлебозаводом» и железнодорожными путями.
Маяковский
Пожалуй, самая интересная работа на Хлебозаводе – это знаменитый портрет Маяковского от португальца Александро Фарто (Vhils).
Художник не рисует, а буквально выдалбливает свои портреты на стенах домов, используя для этого специальную технику. Тут все сошлось в буквальном смысле: и дух Хлебозавода с его преклонением к Москве 1930-х, и сама фигура поэта, которому как нельзя лучше подходит брутальный выбитый из обломков штукатурки портрет, и сам стиль художника, который если и не превзошел себя, то, по крайней мере, представил миру здесь одну из лучших своих работ.
Разного рода стрит-арта здесь еще можно найти много, но за счет того, что все оно согласовано и выполнено в одинаковой цветовой гамме, ты здесь проходишь мимо него, воспринимая работы художников чем-то вроде рекламных плакатов и вывесок, которые, по большей части, не замечаешь, когда гуляешь по городу.