Часть 1 - по этой ссылке.
Сплотились вокруг беды
Многим жителям Курской области, как я уже писала ранее, пришлось бросить нажитое и отправиться подальше. Людям пришлось оставить домашний скот: одичавшие животные скитались по окрестностям поселка в поисках еды, но нашлись неравнодушные, взявшие их под свою опеку.
Как рассказали местные жители, после обстрела украинской армией они остались без света, воды и связи. Местность охватила паника и страх. В происходящее верилось с трудом. Тогда многие постепенно стали покидать территории. По словам оставшихся, сложная ситуация лишь сплотила народ. Каждый помогал, чем мог. Спустя 23 дня в домах появился свет, а по трубам пошла вода.
Чтобы разузнать, как обстоят дела в соседних населенных пунктах, я отправилась с Уралом за пределы окрестности. Транспортом послужил мотоцикл, подаренный бойцам волонтерами. По пути, кроме ставшей привычной проезжающей военной техники, ни души. Напротив дороги раскинулось поле. Несмотря на прилеты и возможность атаки беспилотников, комбайнеры не прекращали работу - население оставить без хлеба нельзя.
В соседнем поселке картина схожа: одинокие брошенные машины, повалившиеся столбы и заросшие некогда протоптанные дорожки. Магазины, школы, детские сады временно прекратили работу, учащихся перевели на дистанционное обучение. На нашу беду, на обратном пути домой в баке закончился бензин, а добираться пешком - не меньше часа. Пришлось катить железного коня и искать топливо. Вскоре увидели небольшой дом: окна открыты нараспашку, трава скошена, на лавке греется кот - значит, жизнь здесь есть. Из форточки выглянула женщина и с недоверием спросила, что нам нужно. Но, убедившись, что мы свои, сразу же вышла. Из-под щелки калитки выглядывала ребятня, семья здесь проживает большая. К нашему счастью, бензином поделились.
Пока мы были в отъезде, бойцы привезли с линии соприкосновения собаку породы хаски. Питомец получил сильные ожоги, контузию и осколочные ранения. Он долгое время скитался в зоне боевых действий в поисках пристанища. Пес еле держался на своих ослабевших лапах, взгляд был поникшим. Ребята сразу же принялись выхаживать беднягу: сделали пару уколов, обработали рану.
«Они защищают меня своей спиной»
Бойцов нередко проведывают оставшиеся местные жители. Например, один из них - пожилой сельчанин Геннадий. Мужчина проживает напротив своих новоиспеченных соседей. В период эвакуации покинул родные стены, но спустя недолгое время вернулся обратно.
По словам бойцов, как только они прибыли на эту территорию, Геннадий сразу же принялся им всячески помогать. Пусть и продовольствием снабдить не мог, но зато знал, как скрасить военные будни. Так как он искусный рыболов, то приобщал к этому делу и бойцов: брал их с собой на ловлю местных пресноводных.
Помимо Геннадия, здесь осталась местная жительница, которую бойцы ласково зовут тетя Люда или мама. Причем прозвали ее так не случайно: она поддерживает ребят, помогает в быту и старается в нынешних условиях подарить материнскую заботу. Тетя Люда - складная невысокая женщина, ныне пенсионерка (бывшая бортпроводница), а стойкости у нее хоть отбавляй.
Когда началась атака ВСУ, женщина отказалась эвакуироваться и покидать родной дом. Причина в большом хозяйстве, которое не решилась бросить.
Я разделяю боль каждой матери, чей сын находится на передовой. Хочется поддержать каждого и помочь, чем могу. Они защищают меня своей спиной, как я могу оставаться в стороне?
Тетя Люда приютила в доме брошенных котят. Некоторые из них были больны, потому приходилось самостоятельно выхаживать. В углу комнаты - иконы. Без веры здесь людям не обойтись.
Тетя Люда встает ранним утром и сразу же принимается управляться по хозяйству. Но как только все дела закончены, дом наполняется бойцами. Они же ее оберегают и по возможности стараются отблагодарить за труд.
Долгое время до меня не доходило, что вообще происходит: в небе грохочет, а я собираю малину. Потом, когда приехали мальчишки, ощутила себя в безопасности. Сейчас уже привыкла, так как все понимаю. В таких условиях люди раскрываются с другой стороны: все друг другу помогают, нет зла и ненависти, - рассказывает женщина.
Люди здесь другие: простые, добрые, особые...
В день отправления домой настигла тоска: за эти три дня успела прикипеть и к бойцам, и к тете Люде. Здесь меня приняли как свою и относились со всей душой: по утрам радовали горячими блинами, приносили свежие ягоды и всячески пытались отвлечь от непривычной пугающей обстановки. Наверняка для них наш приезд стал неким глотком свежего воздуха и возможностью ненадолго прочувствовать забытую мирную жизнь.
Бойцы с огромным интересом слушали о том, как протекает жизнь на гражданке. Им уж сложно вспомнить, каково это - не носить военную форму, засыпать без автомата в руках и не слышать прилетов.
Обратный путь был полон размышлений и переосмысления жизни. Сложно осознать, что все эти три дня командировки происходили наяву. Как бы странно это ни звучало, но там, в зоне боевых действий, человеческого больше, чем в нашей, гражданской жизни. Это были самые добрые и честные люди, которых я когда-либо встречала. Для тех, кто впервые ступил на курскую землю, местность откроет свою душу. Люди здесь какие-то другие: простые, добрые, особые...
Что же я поняла за время своей поездки? Автомобильные пробки, работа с 9 часов утра и всего два выходных в неделю - сущие пустяки. У нас мирное небо над головой: не слышим прилетов и не прячемся в подвалах. И пока кто-то недоволен тем, что в День города не приехала очередная «попсовая звезда», наши бойцы изо дня в день рискуют своими жизнями ради нас.