В современном обществе коррупция стала одной из наиболее актуальных проблем, препятствующих экономическому росту и социальному развитию. Стоит заметить, что коррупционные правонарушения представляют угрозу не только для государства, общества и граждан, но и для бизнеса.
В условиях глобализации и интеграции национальных экономик борьба с коррупцией становится ключевым приоритетом для всех стран. Одним из эффективных инструментов противодействия коррупции является формирование антикоррупционной культуры среди сотрудников компаний. Решение этой задачи возможно, прежде всего, путем планомерного развития этических и нравственных норм. Особенно важным является взаимодействие с молодежью, поскольку именно молодое поколение будет определять будущее страны и ее готовность к борьбе с коррупцией.
Безусловно, работа по формированию этики неприятия коррупции основывается на повышении уровня правовой культуры. Правовая культура диктует каждому отдельному человеку принципы законопослушного поведения, а коллективу – четкую систему правовых ценностей, идеалы, обеспечивающие уважение к праву и закону.
Перейдем к реальным примерам. Предлагаю рассмотреть компанию ОАО «Российские железные дороги», как одну из крупнейших компаний России, которая активно работает над созданием антикоррупционного мировоззрения у своих сотрудников и молодежи в целом. Компания на протяжении последних трех лет активно проводит работу по выстраиванию прозрачного и понятного диалога с молодежью, в том числе с активными волонтерскими объединениями для взаимодействия в рамках антикоррупционной работы, направленной на повышение осведомленности молодежи о проблеме коррупции, а также на формирование у них негативного отношения к коррупционным проявлениям.
В компании не один год развиваются молодежные объединения на разных уровнях: советы молодежи, молодежные комитеты, волонтерские объединения и корпуса. Стоит отметить, что в холдинге «РЖД» волонтерская деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи, играет большую роль. Как известно, волонтерство включает в себя множество направлений и имеет большое разнообразие форм. Например, интеллектуальное волонтерство. Это особый вид благотворительности, при котором люди помогают другим с помощью своих профессиональных знаний и навыков. Именно участники данного направления создают основной информационный костяк по формированию культуры непринятия коррупции в ОАО «РЖД».
Взаимодействие с молодежью и волонтерскими объединениями является одним из эффективных методов формирования антикоррупционной культуры гражданского самосознания у сотрудников. Открытое общение и диалог на равных становится особенно актуальным в свете современных требований к развитию общества, основанного на принципах социальной справедливости, законности и прозрачности. Сотрудничество с молодежью позволяет холдингу «РЖД» не только повысить уровень знаний о проблеме коррупции, но и сформировать у молодых людей активную гражданскую позицию, навыки критического мышления и умение отстаивать свои права и интересы.
Тут важно отметить особую роль интеллектуальных волонтеров, которые в свое свободное от работы время взаимодействуют в различных формах с сотрудниками компании, таких как проведение образовательных мероприятий, посвященных проблеме коррупции, ее негативным последствиям для общества и экономики (лекции, семинары, тренинги, квизы), участие в разработке антикоррупционных проектов, проведение антикоррупционных игр. При их организации учитываются возрастные и психологические особенности молодых людей, использование разнообразных методов и форм работы, позволяющих сделать антикоррупционное просвещение интересным и привлекательным для молодежи. Они проводятся в рамках учебных программ и корпоративных мероприятий.
За последнее время большая часть мероприятий инициируется на местах самой молодежью. Все чаще удается уйти от так называемого тона сверху и поддержать инициативы активных ребят, а также обеспечить их всем необходимым для организации и проведения мероприятий.
Для обеспечения данной деятельности в компании разработаны типовая программа и сценарии антикоррупционных встреч на разных уровнях, составлены каталог сувенирной продукции, включающий в себя более 60 наименований, и перечень из более 100 наименований полиграфических материалов для использования в ОАО «РЖД», смонтировано 63 видеоролика, придумано 6 антропоморфных персонажей (проработаны истории о характере и модельные листы для применения в стрип-комиксах, полиграфических и сувенирных материалах, стикерах, видеороликах, иллюстрировании блогов и материалов в соцсетях), создано 5 антикоррупционных игр.
При проведении данной работы одним из ключевых аспектов взаимодействия с молодежью должно быть формирование у молодых людей четкого представления о том, что коррупция – это не просто нарушение закона, но и угроза для развития общества и государства. Необходимо разъяснять негативные последствия коррупции для компании, в которой они работают, для экономики в целом, социальной сферы и политической системы страны интересным и понятным для молодежи языком. Ведь именно эти знания – один из основных элементов построения фундамента успешной карьерной траектории.