Археологи начали работать в центре Новгорода аж в 1973 году. Сегодня суммарная площадь для исследований на территории Троицкого раскопа превышает 800 квадратных метров. А сюрпризы все не заканчиваются.
Самые частые находки — берестяные грамоты. В августе Новгородский музей-заповедник на своем сайте и страницах в соцсетях сообщил о результатах исследований 37 древних посланий, обнаруженных в текущем году. Одно из писем содержало неприятное для адресата пожелание: «От Прокоши к Нечаеву. Удовися». Историков, впрочем, заинтересовало вовсе не содержание текста.
«Грамота написана не вдоль бересты, как обычно, а поперек, — объяснили в музее. — Она не имеет в начале традиционного приветствия к адресату».
Среди берестяных находок также оказались написанные древними новгородцами завещание, учебники, финансовые документы и сообщение о виде казни (в послании говорится, что виновного в преступлении связывали и бросали в воду). Большинство грамот, по мнению специалистов, были написаны в XII веке.
Удивительнейший предмет древности археологи нашли, работая с развалом печи XI века. Выяснилось, что древние новгородцы, обнаружив на своей земле каменный топор бронзового века (сейчас ему 5,5 тысячи лет), просто использовали его как строительный материал при кладке печки.
Еще одна находка, относящаяся к XI веку, — писало. По словам историков, заостренную с одного конца палочку использовали для написания посланий на бересте. Отсюда, собственно, и название. Скорее всего, бывший владелец обронил свое писало на хозяйственном дворе, а найдено оно было лишь тысячу лет спустя.
Более сложные изделия — веретено и деталь ткацкого станка — археологи обнаружили в культурном слое XII века.
«Независимо от сословия новгородки содержали в порядке хозяйство и занимались рукоделием, — сообщила пресс-служба Новгородского музея-заповедника. — Впрочем, как следует из берестяных грамот, новгородские женщины не только хранили семейный очаг, но и занимались торговлей, ростовщичеством, обращались в суд».
Еще одна интересная находка — актовая печать (булла) великого князя Владимира Мономаха. По мнению историков, изделие было создано в 1080–1090 годы. На сегодня это самая древняя свинцовая печать из тех, что находили на раскопе. В XI веке буллы подвешивали к важным документам, чтобы удостоверить их подлинность.
Как рассказали в музее-заповеднике, в этом сезоне Троицкий раскоп подарил исследователям более 8 тысяч находок. Среди них: 37 берестяных грамот, десятки древнерусских актовых печатей, ювелирные украшения, уникальные памятники нумизматики, вооружения и быта. Не так давно археологи сообщили, что не откажутся от помощи волонтеров, после чего в интернете начали говорить о том, что уникальный раскоп якобы может пойти под бульдозер ради строительства Национального историко-археологического Центра им. В. Л. Янина. Слухи развенчал глава музея-заповедника Сергей Брюн. Он сообщил, что на раскопе работают четыре авторитетнейших археологических коллектива. Многие из специалистов посвятили своей работе в центре Новгорода не один десяток лет.
«Речь в призыве волонтерам присоединиться к работам шла о том, чтобы максимально сосредоточить усилия над раскопками в этом сезоне и не откладывать бесконечно нужное музею строительство Центра», — сообщил Сергей Брюн.
Он отметил, что в Центре будет современное хранилище, где можно разместить более 30% фондов музея, а также мастерские, лаборатории, выставочные и лекционные залы с новым оборудованием.
«Никто не допустит уничтожения одних памятников, сокрытых в слоях X–XI веков, ради размещения в новом фондохранилище других, — заявил Брюн. — Для всех нас Новгородская земля — это общенациональное и общечеловеческое достояние. И в последние годы наше государство выделяет колоссальные средства на сохранение культурного наследия Новгорода и Новгородской земли».
По словам специалиста, волонтеров позвали, чтобы они под руководством профессионалов раскрывали оставшиеся участки Троицкого раскопа. Если северную часть раскопа уже довели «до материка», то в южной — под навесами, с освещением и полным техническим обеспечением — работы будут продолжаться до глубокой осени.
«Так или иначе, ни одна пядь археологических слоев Троицкого раскопа не подвергнется разбору ковшами. И ни одна его находка не пострадает. Это четкая позиция и гарантия Новгородского музея-заповедника, Института археологии РАН, а также ППК “Единый заказчик”, компании, которой доверено ведение проекта», — сообщил Сергей Брюн.
Авторы: Дмитрий Ларионов,Наталья Морозова