ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
ЭРИКА ВЛАДИМИРОВИЧА БУЛАТОВА
Говоря об известных художниках нашей страны, мы чаще всего вспоминаем имена мастеров дореволюционной России, таких, как: Карл Брюллов, Илья Репин, Валентин Серов, Архип Куинджи, Михаил Врубель, Александр Иванов, Михаил Нестеров и других. Несомненно, данная эпоха оставила свой след и внесла неоценимый вклад в развитие отечественной культуры, она заслуживает внимания. Но сегодня всё чаще предаётся забвению живопись советского периода, а ведь ей принадлежит большое количество работ, отображающих историю нашей страны на протяжении практически всего XX века. Именно поэтому вопрос о возвращении и сохранении в памяти современного общества имен деятелей искусства, живших и творивших в прошлом столетии, очень важен и актуален на сегодняшний день. Картины советской эпохи позволяют нынешнему поколению сформировать представление об особенностях того времени, не забыть столь важный, навсегда изменивший жизнь нашей страны, исторический период. К нему, в том числе, принадлежит становление и развитие художника Эрика Владимировича Булатова.
Как известно, эпоха оказывает влияние на творчество любого деятеля искусства, особенно отчетливо идеологическое воздействие прослеживается в советский период, когда автор вынужден был представить зрителю «единственно верную» точку зрения, все работы проходили жёсткую цензуру прежде, чем демонстрироваться публике. В этих условиях творчество Эрика Владимировича Булатова особенно отличается свободой и определённой независимостью от действующей идеологии (насколько это было возможно в рассматриваемый период).
Родившись в 1933 году в городе Свердловске, семья художника вскорости переезжает в Москву, что впоследствии, уже в послевоенное время, позволило Эрику Владимировичу окончить Художественный институт имени В.И. Сурикова. Жить и творить в государстве с мощной идеологической пропагандой, не затрагивая тему партии и строительства коммунизма, было невозможно. Доказательством этому является одна из работ художника «Слава КПСС», 1975 года.
На первый взгляд работа, написанная в стиле плакатного советского искусства, направлена на пропаганду и распространение официальной идеологии. Параллельно с этим, облака на заднем плане картины указывают на то, что помимо советской власти и правящей партии в мире есть более важные и вечные вещи. Художник использует двойное пространство, одно из них изображает реальность, второе - искусственно созданную действительность, что повышает эффект и впечатление на зрителя.
Противопоставить два мира: социалистический и природный, художнику удаётся в картинах того же периода. Одна из них - работа «Горизонт», написанная в 1971-1972 годах.
На картине вместо линии горизонта мы видим орденскую ленту или красную ковровую дорожку, являющиеся советскими символами успеха. Подобное сопоставление в одном произведении образов, заимствованных из идеологизированного пространства советской реальности, и лирических ландшафтов, слова и изображения позволило критикам и историкам искусства отнести художника к основателям нового направления в искусстве. Оно возникло в 1970-х годах, выступившее в роли альтернативной культуры, противостоящей государственной советской идеологии.
Заслуживает внимания и картина «Улица Красикова», 1977 года.
Люди, идущие по тротуару вперед, в перспективу сужающейся аллеи; машины, мчащиеся по дороге, противостоят шагающему навстречу всем им монументальному Владимиру Ильичу Ленину на большом плакате, перед которым выстелена дорожка неухоженного газона. Подобным образом художник противодействовал советской идеологии, стремящейся заполонить собой всё искусство, используя его, в том числе и живопись, в качестве механизма для пропаганды.
Обе картины несут в себе противостояние социальной действительности и вечных ценностей, которые не зависимы от изменений, происходящих в обществе. Таким образом, автору удалось вложить в работы двойной подтекст. Многие картины Э.В. Булатова получили мировую известность, вызвав интерес и за рубежом. Так, на аукционе «Филипс» несколько произведений художника были проданы по высокой цене.
Изменения, происходящие в стране и мире на рубеже прошлого и нынешнего веков, не могли не отразиться на жизни и творчестве Эрика Владимировича. В 1989 году художник переезжает в Нью-Йорк, затем в Париж. Но творческая деятельность Э.В. Булатова продолжает существовать неразрывно с его Родиной. По-прежнему мастер использует русские буквы и символы в процессе создания своих произведений. Подводя итог XX веку, художник пишет серию работ «Русский XX век».
На одной из картин данного периода изображён типичный российский пейзаж. Дома и деревья, природа, на переднем плане которой расположена верхняя часть православной постройки, её купол наклонён. Над пейзажем угрожающе нависает римская цифра «ХХ». Изображённый символ века превращается в лучи прожектора — или тюремного, или кинематографического. Картина повествует о тех изменениях, которые произошли в прошлом столетии в привычной и традиционной жизни русского народа, основанной на православном христианстве.
В первые десятилетия нынешнего века Эрик Владимирович часто обращается к тёмным тонам, но присутствуют и проблески, которые мы можем наблюдать, в частности, на картине «Дверь» 2009-2011 годов. Художник изобразил приоткрытую дверь, она должна вести к лестнице, но на самом деле подъём отсутствует, виден только белый свет. Он символизирует надежду на то, что проблески находятся в глубине души каждого человека, а не в реальности.
О преобладании содержания над формой говорит произведение художника «Свобода есть» 2000 года.
Смысл картины заключается в том, что человек способен приобрести истинную свободу только оторвавшись от социального, поскольку общество устанавливает определённые рамки, ограничивая пространство отдельно взятой личности. За пределами социума, в данном случае, на небе, среди облаков, появляется возможность полностью освободиться от давления. В целом творчество Эрика Владимировича Булатова можно отнести к концептуализму, где преобладающей является идея, которую вкладывает автор в своё произведение. А передача этого смысла, сути картины, происходит благодаря эмоциональному воздействию на зрителя. Именно то эстетическое влияние, которое оказывают произведения художника на аудиторию, способствует популярности и высокой оценке его работ.
Произведения Эрика Владимировича символизируют собой целое направление ушедшей в прошлое эпохи, представляющее альтернативный взгляд на происходящие в XX веке события. В противовес официальной советской живописи, ставящей на первое место пропаганду социалистических идей, художник пытается выйти за ограничивающиеся рамки. Таким способом матер указывает на тот факт, что искусство не может быть продиктованно определёнными условиями, свободе творчества ничего не должно препятствовать, ни иделогия, ни форма. Особенно сложно соответствовать выбранному пути было в советский период, в условиях ограничений и диктуемых сверху ценностей. Но художнику мастерски удалось следовать своей цели, что говорит о твёрдом характере и умении в определённой степени противостоять системе.
В работах Эрика Владимировича можно увидеть целое философское направление, которое приводит думающего зрителя к размышлениям и рассуждениям о вопросах свободы личности, проблемах взаимодействия и влияния общества на человека. Следовательно, не смотря на то, что советская эпоха ушла в прошлое, произведения художника актуальны в современном мире и не должны подвергаться забвению.
Больше об искусстве Вы найдете на моем Телеграм канале: https://t.me/art_duko