Найти тему

Ради нескольких строчек в конверте…

   Ради нескольких строчек в конверте…
Ради нескольких строчек в конверте…

Два века назад пути сообщения в регионе развивались благодаря почтовым трактам. Во Всемирный день почты, 9 октября, вспомним, как в форме почтовой гоньбы перевозили корреспонденцию, небольшие грузы и пассажиров.

По воде, по суше и по снегу
В XIX веке в России почтовые тракты находились под контролем государства. Вдоль них устраивали почтовые станции с жилыми и хозяйственными постройками. На станции или неподалеку проживал почтосодержатель. Почтовые отделения или станции открывали, как правило, в крупных населенных пунктах, расположенных через 30–40 верст друг от друга. Содержанием почтовой гоньбы занимались представители разных социальных слоев населения, с которыми подписывали договор, как правило, на три года.
Для перевозок существовали сухопутные пути, летом на судах следовали по рекам, в холодный сезон устраивали зимник.
На части почтового тракта Тобольск – Сургут от Самарово сначала было открыто 8 постоянных станций на 131 населенный пункт. В дорожниках конца XIX в. отмечали протяженность тракта Самарово – Сургут – 201 верста, и сокращение почтовых станций до 6, с содержанием на каждой по две почтовых лодки.
К концу века протяженность тракта увеличилась до 304,5 верст. Это связано с тем, что тракт проходил через удаленные населенные пункты, но движение по-прежнему осуществлялось летом на лодках, а зимой на повозках по льду.
В начале ХХ в. после изменения классификации транспортных путей на Обском Севере самыми известными остались почтовые тракты Тобольск – Березов и Самарово – Сургут.

На санях и нартах
На почтовых трактах зимой ездили на нартах увеличенного размера, напоминающих закрытый возок, где пассажир мог удобно устроиться. Грузовые запрягались самостоятельно, но двигались рядом друг с другом.
Чтобы покормить оленей, их распрягали и отпускали пастись, а потом снова запрягали, на что тратилось много времени. В среднем за сутки олень мог пройти около 150 верст, т. е. его средняя скорость в час составляла около 10 верст. А удобство состояло в том, что оленю не требовалась проложенная дорога, так как он легко передвигался по болотам и кочкам.
На многих почтовых трактах привлекали оленей из-за небольшого числа лошадей. Помимо нарт, использовали для перевозок сани или повозку без колес с полозьями.
В хозяйствах Сибири XIX в. встречалось несколько видов саней: дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов; кибитка – крытый экипаж; сани с верхом; пошевни – широкие крестьянские сани, обшитые лубом или тесом; розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком и др .
Помимо почтовых трактов, эксплуатировались земские тракты, вдоль которых располагались земские станции. Земские тракты, наряду с более значительными почтовыми, содержались в лучшем состоянии. В отличие от проселочных дорог, которые ремонтировались крестьянами сельских обществ, земские тракты содержались из средств уездного и губернского бюджетов.



Судовладельцы
С появлением пароходов на Обском Севере образовалась новая форма земской гоньбы, когда местные власти арендовали суда для организации движения. С судовладельцами подписывались специальные кондиции, которые определяли график движения судов. Как правило, арендованное судно должно было совершать рейсы внутри региона по утвержденному расписанию.
В издании «Сибирский листок» того времени опубликована статья с описанием подобного дела. В 1893 году фирма Плотниковых вышла с ходатайством о предоставлении ей земской гоньбы от с. Самарова до Обдорска с обязательством поставить такой пароход, чтоб он мог проходить это расстояние вперед и назад в течение двух недель. Причем фирма просила половину той суммы, которая платится в год за содержание земской гоньбы от Самарова до Обдорска. Торговый дом фирмы Плотниковых располагал к тому времени девятью пароходами и предложил местному правительству услуги доставки почты летом из с. Самарова через город Березов до Обдорска. Обсуждались правительственные выгоды и увеличение маршрута доставки корреспонденции. Конкурентов у Плотниковых почти не было. Но вопрос о пароходном сообщении остался незавершенным. Судя по всему, из-за недоверия властей к коммерческим подрядчикам.



«Поганое болото»
Часть проселочных дорог Обского Севера имела торговое значение и использовалась со времени прихода русского населения в Сибирь. Сообщение осуществлялось летом по рекам, зимой на нартах, лыжах по известному только местному населению направлению.
Инородцы по реке Вах передвигались к селению Ларьякскому чаще всего на собачьих упряжках по болотным тропам. Они тянулись вдоль рек или болот, по ним можно было передвигаться в ночное время, ориентируясь на положение луны.
Дорога от Сургута до Ермаковских юрт относилась к «болотным» маршрутам. Путник двигался вдоль многих рек: Черной, Почекуйки, Моховой, Тром-Юган. По этому маршруту путь проходил через лесные массивы – 9 верст, по рекам – 2 версты и по болотам – 27.
Выделялись разные типы болот участками от 0,5 до 8 верст: «поганое болото», чистое болото, болото между озерами и т. п. Особенностью этого местного маршрута было то, что путь проходил вдалеке от поселений, поэтому для переправы через реки заранее готовили лодки.

Справка
На 1848 г. в Березовском округе располагалось 17 почтовых станций, на каждой из которых для проезжих содержалась пара лошадей. График движения почтовых отправлений был утвержден, и его старались соблюдать: почта из Тобольска в Березов и обратно отправлялась 2 раза в месяц. Летом почту доставляли за 7 суток (1 300 верст), а обратно дольше, примерно 12 суток – приходилось двигаться по воде против течения.
Перевозки зимой осуществлялись на лошадях (1 060 верст) по зимнику в течение пяти суток в одном направлении. Березовский почтовый тракт проходил по территории Тобольского и Березовского округов, и уже к середине XIX в. здесь было открыто 24 почтовых станции.


Читать в источнике