С прошлого года трамваи и троллейбусы столицы Татарстана отказались от кондукторов. Вместо них установили валидаторы, которые должны были увеличить прибыль перевозчика. Удался эксперимент или провалился, разбирался KazanFirst.
Вот уже год троллейбусы и трамваи Казани работают без кондукторов — их все перевели на бесконтактную оплату.
— Бескондукторная система оплаты проезда является современной и отказоустойчивой, работает на программно-аппаратном комплексе AQSI 5Ф (АКСИ 5Ф) и POS-терминалах AQSICUBE (АКСИКУБ), установленных на поручнях в салоне. Компостер легко крепится внутри салона возле каждой двери транспортного средства и не занимает много места, что удобно для пассажиров. Оплата проходит за несколько секунд и осуществляется пассажирами самостоятельно. В случае отсутствия возможности оплатить проезд с помощью банковской или транспортной карт это можно сделать у водителя за наличный расчет на остановках общественного транспорта, — прокомментировали в пресс-службе МУП «Метроэлектротранс».
«Первопроходцем» стала Москва. Тут от кондукторов в общественном транспорте отказались еще в начале 2000-х, заменив их на турникеты, которые убрали в 2018-м. К столице присоединились Пермь, Хабаровск, Самара, Златоуст, Благовещенск и другие города России.
В Казани эксперимент начался в 2021 году с троллейбусного маршрута №2. В 10 машинах установили валидаторы на входе. Первые две недели кондуктор все-таки выходил в рейс, чтобы направлять пассажиров и подсказывать, как оплачивать проезд.
Лишь спустя два года МУП «Метроэлектротранс» решило отказаться от кондукторов на других троллейбусных маршрутах. Техника заменила человека сначала на маршруте №6, затем на №7, 9, 12 и 13. Параллельно система внедрялась и на трамваях. Сейчас весь электротранспорт Казани оснащен бескондукторной системой оплаты.
В первый месяц масштабной работы эксперимента заместитель гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Алексей Варин отмечал, что у бескондукторной системы большие перспективы. Большинство пассажиров ведут себя сознательно — 84% граждан оплачивают поездку без напоминания. Лишь 1,4% пассажиров отказываются от оплаты даже после того, как их забывчивость обнаруживается мобильными бригадами ревизоров.
Делился успехом и заместитель гендиректора по эксплуатации МУП «Метроэлектротранс» Алексей Сидоров. Он говорил, что бескондукторной оплатой на предприятии довольны, пассажиры тоже не имеют никаких нареканий.
Однако одна большая проблема все же есть — «зайцы». За неделю контролеры проверили 66 638 пассажиров. Из них 662 (это 12,9%) оплатили проезд после замечания сотрудников МУП. Еще 512 безбилетных граждан не захотели оплатить поездку и покинули электрический транспорт.
— К сожалению, отсутствие кондуктора в некоторых случаях для недобросовестных пассажиров служит поводом «сэкономить». Стоит отметить, что типичный представитель «безбилетных» относится к экономически активной категории населения возрастом от 26 до 35 лет. К сведению, информация о количестве произведенных оплат отображается у водителей трамвая и троллейбуса. Если пассажир отказывается оплатить проезд, контролер вправе высадить его на ближайшем остановочном пункте или вызвать сотрудников правоохранительных органов, — рассказали в пресс-службе «Метроэлектротранса».
Но, тем не менее, в МУП уверены, что у бескондукторной системы есть перспективы. Большинство пассажиров ведет себя сознательно. Но периодически на маршрутах встречаются и те, кто предпочитает поконфликтовать. От этого страдают другие пассажиры, ведь пока «заяц» не заплатит, водитель отказывается ехать.
В других городах страны тоже столкнулись с заядлыми неплательщиками. Каждый пятый, по подсчетам мэрии Перми, сейчас игнорирует обязательную оплату проезда. Сократить убытки у транспортников не получилось, не окупилась пока даже покупка валидаторов. В Екатеринбурге произошла похожая ситуация. На установку устройств для безналичного расчета в уральских автобусах было потрачено более 22 миллионов рублей. Всего закупили 57 валидаторов. Стоимость каждого из них составила около 140 тысяч рублей.
В Москве тоже говорили, что убытки возрастали. В ГКУ «Организатор перевозок» после отмены турникетов насчитали почти 600 тысяч безбилетников — в полтора раза больше, чем обычно регистрировалось за год.
Бороться с неплательщиками решили разъяснительными беседами: на ту тысячу, что безбилетники платят в виде штрафа, можно проехать по «Тройке» больше двух десятков раз. И работа дала результаты. Уже через год число безбилетников в Москве вернулось к средним статистическим значениям.
Однако в Казани предлагают увеличить штраф для «зайцев». В Казани наказание за такое нарушение составляет 300 рублей. На одном из заседаний руководитель МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков требовал увеличить штраф до 3,6 тысячи рублей.
Отказ от кондукторов — вынужденная мера. Абдулхаков заявлял, что МУП «Метроэлектротранс» не хватает 350 кондукторов, 196 водителей трамваев и троллейбусов. К тому же бескондукторная система выгоднее, считают в МУП, ведь валидатору не нужно платить зарплату и гарантировать ежегодный отпуск.
Вслед за электротранспортом эксперимент решили провести в автобусах. Валидатор установили на маршруте №34. Однако отказ от кондукторов привел к огромным убыткам. Директор МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие №2» («ПАТП №2») Альберт Мухаметшин рассказал, что 30% пассажиров оказались «зайцами».
— Убыток по данному маршруту вырос ровно в три раза. Вот результат бескондукторной системы оплаты, — подчеркнул Мухаметшин.
Заместитель директора транспортной компании «Байлык №3», депутат Казгордумы Руслан Юсупов так же считает бескондукторную оплату неудачным экспериментом.
— Большая часть населения не готова к этому. Менталитет у нас такой, что платить не будут, — уверен депутат.
При этом, по его словам, перейти на бесконтактную оплату всё же придется. Не хватает кадров.