Найти в Дзене
Damn good, thank you

In Rainbows: прагматичный эксперимент

Radiohead
Radiohead

В 2007 году Radiohead шокировала поклонников музыки и индустрию, выпустив свой альбом «In Rainbows» без лейбла, через собственный веб-сайт и за любую цену, которую слушатели захотят заплатить за его скачивание.

Но прежде всего, давайте проясним одну вещь. Выход «In Rainbows» не ознаменовал собой конец продаж компакт-дисков в том виде, в котором мы их знаем. Но в течение девяти дней между анонсом пластинки и ее выходом все только и говорили о том, какой это новаторский эксперимент. Все, включая меня.

10 октября 2007 года, в 3:30 утра, я сидел перед компьютером и ждал, когда загружу альбом. Я готовил материал для Morning Edition, рассказывая о стратегии выпуска альбома, еще не услышав ни одной ноты музыки.

Radiohead – In Rainbows (2007)
Radiohead – In Rainbows (2007)

Как оказалось, Radiohead выпустили «In Rainbows» на CD через несколько месяцев. Том Йорк, вокалист группы, объяснил в онлайн-интервью журналу Wired, что Radiohead никогда бы не смогли провернуть этот трюк без многолетней поддержки со стороны своего бывшего лейбла Capitol EMI.

«Единственная причина, по которой нам это сошло с рук, заключается в том, что мы прошли через всю мельницу бизнеса, – сказал Йорк. – Это не должно было стать образцом для чего-то другого. Это была просто реакция на ситуацию. У нас закончился контракт. Мы потратили огромное количество денег. У нас есть своя студия. Что, черт возьми, нам еще делать? Это очевидная вещь, которую нужно сделать».

По сути, участники Radiohead заявили, что они знали, что запись утечет в сеть. Они могли бы стать теми, кто слил ее, и посмотреть, смогут ли они произвести фурор – и заработать на этом немного денег.

«У меня сложилось впечатление, что это был очень прагматичный эксперимент», – говорит Эрик Гарланд, основатель и генеральный директор компании Big Champagne, которая отслеживает скачивание файлов в Интернете. Руководство Radiohead наняло Гарланда и британского экономиста по музыкальной индустрии Уилла Пейджа для анализа продаж и нелегальных скачиваний альбома.

«Это была группа, которая признала реалии рынка в тот момент, когда индустрии было очень трудно это сделать, – говорит Гарланд. – Это люди, которые без труда поняли, что музыка течет по Интернету, как вода. И что, несмотря на все усилия индустрии помешать ей в этом, она продолжит это делать. И поэтому группа очень не хотела зарывать голову в песок по этому поводу. Это реальность рынка. Как нам работать в этом мире? Как принять мир таким, какой он есть, а не таким, каким мы хотели бы его видеть?»

Вопрос на устах у всех остальных: сколько люди заплатят, если вообще заплатят? В том же интервью Йорк говорит, что «In Rainbows» принес группе больше денег через Сеть, чем цифровые релизы всех остальных альбомов Radiohead вместе взятых.

«Люди восприняли его так, как и было задумано, - говорит Йорк. – Это не было нигилизмом, не было тем, что музыка ничего не стоит. Все было совсем наоборот. Но, возможно, это просто природа людей, которые немного верят в то, что мы делаем. Что само по себе было неплохим небольшим стимулом для эго».

Сработало ли это?

Не очень. Согласно выводам Гарланда и Пейджа, более 2 миллионов человек скачали «In Rainbows» из неавторизованных источников в течение месяца после его цифрового релиза, хотя он был доступен бесплатно на веб-сайте группы. Гарланд говорит, что некоторые люди восприняли это как доказательство того, что эксперимент был неудачным. Вместо этого он утверждает, что эта статистика указывает на более фундаментальный факт: больше людей покупают популярный альбом, но и больше людей скачивают его.

«Не все платят, и многие платят очень мало, – говорит Гарланд. – Но разумная ниша заплатит гораздо больше, чем вы или я ожидаем».

В десятилетие, когда девизом индустрии можно было бы назвать «Занижайте свои ожидания», это небольшая награда. Даже если бы не было ничего другого, «In Rainbows» был хорошо управляемым событием: правильный альбом, в правильное время, от правильной группы, по правильной цене.

Источник: NPR