Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Ильсур Метшин: «Благодаря БРИКС Казань получила миллиардные инвестиции»

Оглавление

Большое эксклюзивное интервью мэра столицы Татарстана «Вечерней Казани» о том, как в преддверии международного саммита меняется город.

Автор коллажа: Ирина Звездина/ИД «Вечерняя Казань»
Автор коллажа: Ирина Звездина/ИД «Вечерняя Казань»

БРИКС – огромное вложение в будущее Казани

Скоро Казань примет главное политическое событие не только года именно здесь во многом решится вектор развития России на десятилетия вперед. БРИКС объединение, которому предстоит определять мировую политику. Как бы вы могли объяснить казанцам, почему подобные международные события в жизни города имеют такое колоссальное значение?

— Тут то же самое, как у студента: сначала ты работаешь на зачетку до третьего курса, потом зачетка работает на тебя. Начиная с тысячелетия Казани и далее: Универсиада-2013, чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок конфедераций, чемпионат мира по футболу, WorldSkills, «Игры будущего», с каждым таким международным событием меняется город, растут компетенции людей. Появляется готовность к более сложным и масштабным вызовам. Согласитесь — еще 15 лет назад никому бы и в голову не пришло рассматривать Казань как площадку для глобального мирового саммита, важнейшего в году. А сегодня мы ожидаем приезда руководителей более 30 государств, главу ООН и еще нескольких крупных международных организаций, за переговорами в Казани будет следить весь мир. Спасибо президенту страны Владимиру Владимировичу Путину, который нам доверил это.

Что это дает городу? Авторитет. Узнаваемость. Рост туристического потока со всеми экономическими вытекающими. Уверенность горожан в собственных силах и гордость за свой город. Ведь любое международное событие сложноустроенное, как часовой механизм. Нет неважных шестеренок, случайных деталей.

Подготовка к саммиту БРИКС - огромная ответственность, но и огромные возможности. Благодаря подготовке мы получили 7,9 млрд рублей, которые были направлены на дороги, благоустройство и сети. Например, рекорд этого года – благоустройство 18 общественных пространств. Так много за один сезон мы еще не делали. В каком бы районе города вы ни жили – изменения налицо. В Кировском открыт бульвар по улице Серова, полностью адаптированный для инвалидов, в Ново-Савиновском завершены работы на территории Большого Чайкового озера, в Вахитовском благоустроена площадь Тысячелетия у стен Кремля, обновлен парк Тысячелетия и другие общественные пространства, запущены фонтаны на Булаке. Мы провели реконструкцию главной улицы города, отремонтировали десятки дорог. Установили новые лифты в надземных пешеходных переходах. Отремонтировали 12 лестниц на пешеходном трафике и 21 подпорную стену. Планируется обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта. Все подземные и надземные пешеходные переходы оснащены камерами видеонаблюдения.

К мероприятиям БРИКС проведена замена, реконструкция и модернизация 47 километров трубопроводных сетей разного назначения. Всего в этом году будет заменено 64 километров сетей.

На улицах города высажены 56 тысяч деревьев и 41 тысяча кустарников, цветники на площади 15 тысяч квадратных метров, установлено 2 тысячи цветочных кашпо, заменено 26 км кабельной линии, 1074 опор и 3775 светильников.

Модернизирован аэропорт. Мы бы никогда — в перспективе ближайших 10 лет — не дождались бы финансирования для того, чтобы появились новые полосы, новый терминал. Когда мы начинали Универсиаду, мы планировали аэропорт на 2,5 миллиона пассажиров, и нам казались эти цифры какими-то космическими. А сейчас у нас пассажиропоток свыше 5 миллионов.

Благодаря таким событиям мы опережаем наше развитие на десятилетия вперед. Ни городского, ни республиканского бюджета, ни федеральных программ не хватило бы, чтобы сделать то, что мы сделали при подготовке к саммиту БРИКС.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Конечно, капремонт дорог – это всегда неудобство для жителей. Спасибо им большое за терпение, за понимание! Сейчас уже работать научились быстрее, все стремятся максимально учитывать интересы горожан. Самый ад был в период подготовки к Универсиаде. Но дороги, развязки, общественные пространства, спортобъекты, благоустройство – все это осталось и подарило новое качество городской среды, новое качество жизни. И эти изменения не могли бы произойти без таких международных событий. И саммит БРИКС в этом смысле — очередная ступенька в развитии комфорта, безопасности и благоустройства Казани.

Ильсур Раисович, есть ли что-то, за что вы как мэр города сейчас особенно переживаете в период подготовки к БРИКС и выдохнете только тогда, когда саммит завершится?

— Вопрос номер один — это безопасность. Какое бы мероприятие мы ни проводили в нашем неспокойном мире, а тем более при нынешней ситуации, вопрос безопасности — это основа основ. Всё остальное: инфраструктура, протокольные локации — готово.

Фабрика Алафузова и «Новая Портовая» — проекты российского масштаба

Раз уж мы заговорили о том, что будет меняться и меняется сейчас при подготовке к международным событиям, хотелось бы с вами поговорить на тему фабрики Алафузова. Вы в марте, по-моему, виделись с господином Беляковым (генеральный директор и основатель ООО «ФСК Бриз», под руководством которого проходит реновация территории. – «ВК»)?

— Да.

Как вам проект? И получит ли город новую достопримечательность как минимум российского масштаба?

— Вы знаете, это большая удача, когда есть такие люди, которые растут вместе с городом. Андрей Беляков – яркий пример такого предпринимателя нового типа. За десятилетия он наработал не только опыт и какие-то финансовые возможности, но и желание вернуть в историю важный позитивный пласт, связанный с деятельностью купцов Алафузовых.

Иван Алафузов, как вы знаете, — один из самых известных предпринимателей дореволюционной Казани.19-летним юношей приехал он в Казань и постепенно создал здесь одно из крупнейших в России ткацких производств и заводы по выделке кож. Качество его продукции было таково, что магазины – бутики, как мы сейчас говорим - с продукцией фабрик и заводов Алафузова работали не только в России, но и в Европе, и даже за океаном - на Манхеттене. Занимался благотворительностью, заботился о своих рабочих – яркое доказательство тому – известный алафузовский театр.

Автор фото: kzn.ru
Автор фото: kzn.ru

«Алафузовская» территория расположена в уникальном месте у старого русла реки Казанка буквально в 10 минутах езды от Кремля. После реновации эта территория станет точкой роста для города и магнитом для креативной молодежи — новым социально-культурным центром Казани. Здесь будут креативные пространства, офисы, музеи, детский центр, гостиницы, свой сквер внутри и конечно жилье. Очень красивый, современный, тщательно проработанный проект, гармонично увязавший объекты культурного наследия, благоустройство и новые постройки. Ничего подобного у нас пока нет.

В свое время Алафузов скупал здесь участки, чтобы построить свою производственную империю. А сегодня компания «Бриз» собирала по кусочкам эту территорию, выкупила участки у семи собственников, чтобы комплексно приступить к реновации территории.

Объем инвестиций в проект предполагается очень серьезный – порядка 10 млрд рублей.

Руководитель компании, Андрей Евгеньевич Беляков, в свое время жил неподалеку, в Московском районе. Уверен, что благоустраивать свою малую родину он будет с полной отдачей. Мы обсудили проект у раиса республики Рустама Нургалиевича Минниханова, - уверен, это будет топовое место уже в ближайшие 3–4 года. Красивый алмаз на короне под названием «Историческая Казань».

Благо, в Казани не порушили всю эту историю, не настроили здесь панелек в 90-е, когда разрешали рушить всё. В городе сохранились эти здания, то, что можно возрождать. И очень бережно и аккуратно там, где позволяет законодательство и ПЗО (проект зоны охраны. – «ВК») Кремля, рядом с историческими зданиями будет строиться новое. Без этого нельзя – жизнь продолжается. Но надо строить не хуже, чем Алафузов. У «Бриза» это получится, я в это верю.

Автор фото: kzn.ru
Автор фото: kzn.ru

Также обновление ждет территорию вокруг речпорта. Два года прошло с момента запуска проекта «Новая Портовая». Довольны ли вы тем, как идет его реализация?

— Казань живет на Волге, не имея выхода к реке. На этих 247 гектарах, на которые мы замахнулись, примерно столько же собственников, там их больше 250. У кого-то 10 соток, у кого-то 50 соток. Где-то пустырь, где-то площадка для хранения песка, где-то гаражи да заборы.

Огромная полудепрессивная промзона в центре Казани, отгородившая Волгу от жителей. Сложнейшая ситуация! Благодаря работе нашего земляка вице-премьера России Марата Шакирзяновича Хуснуллина федеральное правительство под руководством Михаила Мишустина внесло необходимые изменения в законодательство по комплексному развитию территорий. Это позволяет двигаться в работе с собственниками.

Как вы знаете, есть концепция развития территории, мы презентовали ее раису республики и общественности. Она предполагает здесь создание современного комфортного пространства – с лучшей в России архитектурой, образовательными и культурными институциями, мариной, набережной протяженностью 12 километров. Уж точно это будет прорубленное окно на Волгу, тропа туда точно не зарастет. Мастер-план делался по самым последним трендам мирового строительства, комфортного даже не жилья, а образа жизни для людей. Там 60% только будет жилья, 40% различные объекты инфраструктуры, включая спорт, культуру, школы, детсады и парки, скверы и шикарную набережную. На Новой Портовой строится Казань XXI века с лучшими трендами в мировом строительстве.

Сегодня не самое лучшее время по инвестированию при нынешних ставках кредитования. Тем не менее проект стартовал, здания строятся. Первая очередь ЖК «Яналиф» уже выросла буквально на глазах, уже идут работы по отделке и фасаду. Строительство еще двух ЖК стартовало в этом году.

Еще есть очень большие вопросы по инфраструктуре сетей, есть проблема по канализованию, воде, отоплению. Самое сложное это под землей. Уверен: при поддержке раиса республики, благодаря участию в нацпроектах решение будет найдено — другого выхода у города просто нет. Мы должны трансформировать эту территорию, раскрыть ее жителям, заложить здесь важные инфраструктурные якоря для развития Казани как города на воде.

Говоря о городской среде, хочется обсудить и такой культовый для города объект, как Александровский пассаж. Какие планы по сохранению этого здания?

— За мою бытность мэром это второй вызов. Первый был тогда, когда он вообще бесхозно стоял никому не нужный. И мы тогда смогли, что называется, пристроить его в заботливые руки. Человек, бизнесмен достаточно известный, провел все необходимые на тот момент противоаварийные мероприятия, усилил фундамент, там плавуны были, подземные воды. Всё это на тот момент было сделано, здание было спасено, и мы, так скажем, успокоились.

Потом объект выкупила крупная питерская бизнес-структура, которая, в частности, специализируется на пятизвездочных отелях. Эти собственники также сделали несколько шагов по сохранению и реконструкции здания – и, к сожалению, остановились. Сейчас оно у них не в приоритете. Это ОКН регионального значения. Состояние таких объектов у нас контролирует Комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия.

Конечно, там прямо просится пятизвездочный отель, однозначно. Самое место! Надеемся, что собственник, который будет это реализовывать, рано или поздно найдется.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Как обстоят дела с другими инвесторами и историческими зданиями, которые им отдали?

— В целом это было правильное решение. Восстановлены десятки объектов в центре города. Мы в свое время в ручном режиме помогали инвесторам с подключением сетей, оформлением документов. Постепенно они возвращаются в хозяйственный оборот, во многих давно уже кипит жизнь. Сейчас уже сложно представить, что многие кварталы в центры стояли в руинах.

Вопрос общественного транспорта — в первой тройке проблем

Ильсур Раисович, наравне с сохранением объектов прошлого ваша команда и вы лично огромное внимание уделяете созданию комфортной городской среды настоящего. И тут у нас вопрос от жителей «Салават Купере». Как скоро они получат законченную дорогу-дублер Горьковского шоссе, которая значительно разгрузит от пробок это направление и сделает комфортный въезд и выезд в этой части города?

— Мы сейчас завершаем реконструкцию и расширение Горьковского шоссе с одной большой развязкой на въезде. Это будет первая в республике трехуровневая развязка с расширением до четырех полос с каждой стороны, с тремя пешеходными переходами, с тремя виадуками. Благодаря этому мы в последующие пять лет проблему въезда с Горьковского шоссе иметь не будем.

Нынешних два проекта: Горьковское шоссе и Вознесенский тракт обошлись более чем в 50 миллиардов рублей бюджету федеральному, республиканскому, местному. Это такие очень серьезные инфраструктурные объекты, за которые спасибо еще раз федеральным программам, правительству Российской Федерации, президенту, принимавшим решение, и, безусловно, раису нашей республики. Это мечта моих предшественников. В Генплане 1969 года уже были заложены эти вылетные магистрали.

Без них сейчас город бы задохнулся. Знаете, какие темпы автомобилизации в городе? Я начинал работу в 2006 году в Казани тогда 137 тысяч автомобилей было, а сейчас мы приблизились к 475 тысячам. В три с половиной раза выросли.

Это мы ещё не считаем тех, кто приезжает и уезжает.

— Да, поэтому без таких проектов Казань стояла бы в пробках. Это фундаментальные вещи. Спасибо, что руководство страны оценивает вклад Казани в экономику страны. В этом году мы соберем примерно 345–350 миллиардов налогов во все уровни. Это существенный вклад в копилку. Видимо, оценивая это, руководство страны и раис нашей республики принимают такие решения.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

В конце прошлого года, на общей встрече с журналистами, вы заявили о необходимости модернизации общественного транспорта. Когда казанцы увидят плоды этой работы?

— Одна из важных составляющих комфортного современного города – развитый общественный транспорт. Ты не можешь быть в смокинге, в белой рубашке и в бабочке, а на ногах кирзовые сапоги, чтобы ходить по городу.

15 лет назад мы провели в городе транспортную реформу – и ее результатов хватило очень надолго. Из числа самых болезненных, по мнению жителей, проблем, общественный транспорт тогда ушел. Вся Россия к нам приезжала изучать опыт – как заменить «газельки» и «пазики» на низкопольные автобусы, дать льготы пенсионерам на все маршруты, добиться плановой регулярности движения, уйти от наличной оплаты.

Сегодня в отрасли снова кризис. Она недофинансируется – и в этом корень всех проблем, частники разоряются, на их место очередь из новых желающих не стоит. С 2020 года с рынка ушли 6 частных перевозчиков (два из них – в этом году). Осталось 9, но и у них ситуация непростая. Большая проблема с кадрами, огромные дополнительные затраты в связи с инфляцией. Мало желающих работать водителями автобуса. Ведь это напряженный график и большая ответственность за пассажиров. Проще пойти в такси.

Если потерять отрасль – восстановить ее не удастся уже ни за какие деньги. Пример тому – Баку. Я восхищаюсь этим городом. Сегодня это один из красивейших городов СНГ, сумевший провести колоссальные изменения за последние 30 лет. Но там невозможно ездить по одной простой причине они потеряли общественный транспорт. Сейчас, чтобы его вернуть, деньги не помогут. У тебя может быть 100 миллиардов на это, но во избежание нулевых пробегов у тебя должны быть базы в центре, в каждом районе, а эти базы сейчас перепрофилированы. Даже водителей можно найти, в конце концов, и тех, кто будет обслуживать. Но создать заново общественный транспорт это неподъемная задача.

Я обсуждал это с раисом республики. Рустам Нургалиевич полностью поддерживает идею качественного, комфортного, безопасного общественного транспорта. Но опять-таки, общественный транспорт требует в Казани плюсом к тому, что сейчас дают, 2,5 миллиарда рублей в нынешних ценах. И спасибо — в этом году при поддержке городского, республиканского бюджета и федеральной программы мы закупаем 157 новых автобусов (всего в замене нуждаются 600), они уже начали поступать. К БРИКСу подойдут 39 новых троллейбусов.

Автор фото: tatarstan.ru
Автор фото: tatarstan.ru

Но выход техники снизился до менее 70%. Есть новая техника, а некому на ней ездить, потому что тариф и цена билетов таковы, что зарплата ниже рынка на 40%. Автобусы сами по себе ездить не могут. И нельзя бесконечно повышать стоимость проезда на общественном транспорте, чтобы за счет только билетов обеспечивать его рентабельность. Во всем мире качественный, безопасный, комфортный общественный транспорт это транспорт дотируемый. И я бью во все колокола, чтобы такой транспорт появился в Казани.

Что сегодня мы делаем для общественного транспорта помимо обновления подвижного состава?

Внедрили бескондукторную систему оплаты на всех троллейбусах и трамвая. Это позволило высвободить 224 кондукторов, из которых 18 человек переобучили на водителей, 12 человек перевели в контрольно-ревизионный отдел. Следующим этапом внедрим бескондукторную системы оплаты в автобусах.

Внедрили биометрию в метро. За 3 недели работы сервиса около 800 казанцев воспользовались услугой.

Начали оптимизацию маршрутной сети согласно рекомендациям специалистов из Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Москвы. В июле была частично изменена схема движения 10 автобусных маршрутов. Это позволило сократить выпуск подвижного состава на 60 единиц, уменьшить дефицит кадров на 120 водителей, уменьшить для пассажиров время ожидания автобусов на остановках. Но для кого-то это увеличило количество пересадок – тоже не лучший вариант.

Мы понимаем, что нужны колоссальные деньги на то, чтобы реализовать эту программу. Но когда все-таки здесь будут подвижки?

— Это вопрос денег. Казань собирает 350 миллиардов налогов, а городской бюджет – 30 миллиардов. Все остальное – это субсидии, дотации, так называемые «окрашенные» деньги, которые можно потратить только на соответственно прописанную цель. Условно говоря – нельзя взять часть денег, выделенных на капремонт дорог, и пустить их на общественный транспорт.

С другой стороны, общественным транспортом у нас пользуются ежедневно от 550 до 700 тысяч человек. То есть это не про жир, не про праздники, а про то, с чем ежедневно сталкиваются казанцы. Поэтому для меня поддержка общественного транспорта – приоритет, я говорю об этом постоянно на всех уровнях и очень надеюсь, что меня услышат.

Водители и кондукторы в казанском транспорте в основном мигранты. Есть разные мнения, стоит ли ограничивать рабочую иностранную силу. Вы какой позиции в этом вопросе придерживаетесь?

— Вы ошибаетесь – среди казанских водителей и кондукторов мигрантов меньше половины. Но, безусловно, мы без них уже не обойдемся. Чем богаче регион, чем больше покупательная способность, уровень доходов, тем тяжелее с рабочей силой, с кадрами для базовых отраслей городского хозяйства и экономики. Ни одна развитая страна без мигрантов не справляется. Но я абсолютно согласен с тем, что нужны четкие правила, прописанные в законе.

Должно быть взаимное уважение. С их стороны – к нашей стране, ее культуре, традициям, русскому языку. С нашей стороны – корректность и предсказуемость. Сегодня они мигранты, завтра ассимилируются: кто-то женится, кто-то замуж выйдет, родятся дети. Мир подвижен.

Казань занимает третье место по количеству олимпиадников в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Но если мы возьмем число победителей олимпиад на тысячу учащихся, то мы абсолютные лидеры в стране. Мы опережаем и Москву, и Санкт-Петербург. Если мы возьмем общее население жителей Казани и количество мигрантов и преступлений или правонарушений, которые они совершают, то окажется, что они далеко не те люди, которые могут считаться незаконопослушными. Безусловно, есть, как говорится, «паршивая овца, которая всё стадо портит».

 Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Но об этом пишут. Если это мигрант, то сразу новость – как красная тряпка, все негодуют. Но справедливо ли распространять отношение к одному правонарушителю на всех приезжих?

Давайте не забывать, что у нас в Казани 116 наций и национальностей. Они веками живут в мире и дружбе. Среди нас русские, татары, евреи, белорусы, казахи, киргизы, украинцы, грузины, армяне. Они живут здесь веками, и никто их не называл мигрантами. Поэтому и те, кто сейчас приезжает, возможно, когда-нибудь также станут нашими жителями. Через 50 лет их дети или внуки скажут: «Да вы что – какой я мигрант? Я тут родился, вырос, женился, мои дети растут». Это нормально. Но надо внимание этому уделить и принять правильные законы.

«Въезд в центр станет платным»

Ильсур Раисович, от общественного перейдем к личному транспорту. Система платных парковок постепенно выбирается из центра и двигается в сторону спальных районов. Зачем? В чем их необходимость, например, в Ново-Савиновском районе?

— Есть лучшие мировые практики, которые мы изучаем, анализируем и используем для решения городских проблем. Про рост автомобилизации в четыре раза и загруженность дорог мы поговорили. Но есть еще один аспект – куда ставить личный автомобиль?

Многие по старой памяти пытаются поставить его прямо у подъезда. А если место занято – прямо на дорогу рядом с подъездом. О том, что из-за этого сужается проезд для других, многие не думают. Но представьте – пройдет еще пять лет и количество автомобилей опять резко возрастет. Что, машины будем у подъезда друг на друга ставить? Поэтому выход – это муниципальные парковки. Напомню: платные они только по будням, с 8:00 до 19:00. Ночью, когда интенсивность движения в разы меньше, можно парковаться бесплатно. Но когда люди месяцами хранят свою машину на дороге и считают, что так и надо – это не дело. Более того, скажу: Метшин уже не будет работать мэром, но мы придем к тому, что въезд в центр Казани станет платным.

У нас 170 тысяч студентов, из них несколько десятков тысяч ездят на личном транспорте не потому, что по-другому доехать нельзя, а потому что неудобно родителям. Вот у знакомого 18-летний сын, ему нужна машина. Я говорю: «Ты живешь на проспекте Победы. Там и станция метро, и автобусное движение, и трамвайное. Он отвечает: «Кеше алдында оят. Перед людьми неудобно, и сын просит». Мода – это одна из составляющих роста автомобилизации.

Паркинги. Ничего другого пока не придумано. В Европе знакомый еще до СВО купил квартиру рядом с ратушей. Самый центр города. И как-то мы по линии ОГМВ (Метшин занимает пост президента консультативного комитета местных органов власти. – «ВК») приехали. Он меня встречает на такси. Я говорю: «Ты что, свою машину пачкать не хотел?». А он отвечает, что у него нет машины. А как так? Он рассказал, что в доме на 40 квартир всего 15 машино-мест. Я говорю: «Ну поставил бы рядом». А там нет в получасовой пешей доступности ни одного места, куда поставить машину. И у него даже в мыслях нет кого-то ругать и кому-то претензии предъявлять. Он пользуется такси, общественным транспортом и живет в центре.

В 2010 году в Казань приехал мэр Боготы Энрике Пеньялоса – мы все тогда были обеспокоены растущим количеством автомобилей, нас ругали, просили больше паркингов, потому что машины ставить некуда. Я у него слушал лекции, когда учился в МБА (международное образование, предназначенное для руководителей и предпринимателей среднего или высшего звена. «ВК»). Он говорит: «А какие вот у тебя проблемы?» Я рассказал. Он говорит, что это не моя проблема. Я отвечаю еще раз, что я мэром работаю и меня жители просят, чтобы парковок было как можно больше.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Он говорит: «А ты изучал? Есть в мире один мэр на 50 тысяч муниципалитетов, который успешно бы решил проблему парковок? Таких нет и не будет, и ни один мэр не решит эту проблему». Я спрашиваю: «Почему это не моя проблема?» Он говорит: «А если кто-то купит холодильник и телевизор и придет к тебе и скажет, я купил холодильник и телевизор, дай мне квартиру, некуда технику ставить».

Для меня это был шок, потому что я так никогда не думал. Я и сейчас стараюсь так не думать, но, по сути, он говорит, что ты должен думать о жителях, о пешеходах, развивать общественный транспорт, но вы никогда не решите проблему количеством парковочных мест. Это должно решаться с развитием общественного транспорта. Это две ноги одного организма.

«У нас было 4-5 провалов, до 50 возросло»

Не менее важная тема для жителей города ЖКХ. Очевидно, что для вас как для мэра, для вашей команды модернизация коммунальной инфраструктуры это серьезный вызов. Какие шаги предпринимаются, чтобы модернизировать подземную часть столицы?

— Если вы посмотрите мои выступления на федеральном уровне за последние 10 лет и в присутствии Владимира Владимировича, то увидите, что мы стучали во все колокола, и спасибо, что нас услышали. Принята беспрецедентная программа реформирования жилищно-коммунальных сетей, которая четко определяет приоритеты. Шаг сделали республика, федеральный центр и муниципалитет. Я рад, что в этом хоре муниципальных лидеров городов и муниципальных образований наш голос был всегда и мы услышаны.

Под Казанью – более 4 тысяч километров различных сетей. Мы вскрываем некоторые сети и находим там столетние дубовые лотки. 70 процентов сетей Казани изношены. Сегодня город участвует во всех действующих в России и Татарстане инвестиционных бюджетных программах.

Водоканал выполняет долгосрочную инвестиционную программу сроком с 2014 до 2028 года на общую сумму 30 миллиардов рублей.

Введены в эксплуатацию крупные объекты, такие как КНС «Заречная» и уникальный цех термомеханической обработки илового осадка. Выполнена реконструкция и модернизация Волжского водозабора и водозабора «Мирный», реконструкция КНС «Ипподромная» и строительство Южно-промышленной КНС. Построено и реконструировано 93 км сетей водоснабжения и канализации. Выполняется реконструкция магистрального канализационного коллектора в Ново-Савиновском районе Казани. Масштабная работа – коллектор диаметром 2,2 метра на глубине более 7 метров восстанавливается фактически до состояния лучше нового, потому что срок службы будет минимум вдвое больше.

На ближайшие годы запланировано и выполняется строительство и реконструкция 54 километров сетей водоснабжения и 13,5 километров сетей водоотведения, реконструкция 10 насосных станций. С участием средств федерального фонда развития территорий в текущем году выполняется реконструкция 19 участков водопроводов.

Но этого недостаточно. Недофинансирование отрасли критическое, поэтому, когда президент России объявил в своем послании, я чуть не подпрыгнул, когда это услышал.

Как будто гол забили.

— Да, больше, чем гол. Большая работа. Мы сейчас готовимся, пишем программу вместе с коллегами из министерства строительства и ЖКХ республики. Защищаем ее в правительстве у премьер-министра Алексея Валерьевича Песошина и дальше будем докладывать раису республики.

Автор фото: kzn.ru
Автор фото: kzn.ru

Нужно системное внимание. Ведь что творится в том же Ново-Савиновском районе? У нас было 4-5 провалов, до 50 возросло. А почему? Потому что сети, бетон. Вот я приехал к родителям. Мама еду приготовила, я посуду мою. У нас три сына. Мама готовила, стирала, гладила, мы никогда не гладили. Но вот полы мыть, пылесосить, мусор вынести, посуду помыть – это всегда было за нами. И я мою посуду, а она говорит: «Не надо, не мой». Я говорю, что я не разучился. Она отвечает: «Ты сейчас так чисто, наверное, не моешь». Я помыл, показал, у нее вопросов не было. Мы всегда отмывали посуду хозяйственным мылом и содой пищевой.

Сейчас же у любой хозяйки целая баррикада всех этих моющих средств. А это же разъедает те сети, которые построены в Советском Союзе. Они под такую химическую активность не рассчитаны, внутри все разъедается.

Реконструкция сетей – следующий необходимый этап. Все, что Владимир Владимирович говорил и регионы подтверждали, делалось. Я надеюсь, что мы приведем коммунальную инфраструктуру Казани в порядок.

«Последние три года в Казань везут 40% мусора республики»

Ильсур Раисович, вы сейчас коснулись вопроса мусора. Казань один из первых городов в России, который начал учить горожан раздельному сбору мусора. Можем ли мы рассчитывать на то, что столица Татарстана все-таки продолжит эту работу?

— Мы были пионерами в этом. Мы первыми вернули в одни руки сбор, вывоз и хранение мусора. Нигде в стране это не было сделано. И мы прошли огромную дорогу, в том числе по сортировке мусора на первой станции на Левченко.

Нас сильно назад откинула вот эта мусорная реформа по всей стране, как только появился региональный оператор. Я сейчас не говорю – плохой он или хороший. Они эффективные менеджеры, стараются делать в действующих условиях все что могут, но из-за того, что тем же федеральным законодателем прописана форма обслуживания населения по твердым бытовым отходам единая на регион, они одинаково работают и в Казани, и в Бугульме. Мы далеко вперед ушли, но вся остальная инфраструктура не была готова. Они не занимались этим. И нас приравняли к остальным, обратно вернули. Мы оказались отброшены назад.

Говоря об этой теме, естественно, мы не можем не затронуть вопрос о строительстве завода по термической переработке отходов (больше известный как МСЗ. «ВК»). Когда этот проект запускали, обещали использовать европейские технологии. Сегодня, по понятным причинам, это невозможно. Нет ли у вас опасений, что без соблюдения технологий этот завод может нанести непоправимый вред экологии города?

— Завод просто априори не может быть сдан в эксплуатацию без соблюдения заявленных в проекте и экспертизе норм. Это все равно что машину выпустить на дорогу без тормозов. Стандарт качества определен в экспертизе. Этот документ регламентируется строжайшими правилами Ростехнадзора России.

Можно ли сказать, что после запуска МСЗ полигоны ТБО станут не нужны и Казань все их рекультивирует?

— Конечно, главное – чтобы остановить рост мусорных полигонов. У нас их и так вокруг Казани 900 гектар вместе с санитарной зоной. С тех пор, как я стал мэром, мусорообразование в Казани выросло в три раза. Если в 2005 году полигоны ТБО принимали в день около 550 тонн мусора, то сегодня каждый день в Казани формируется 1500–1800 тонн отходов. Увеличение связано как с ростом численности горожан, так и с изменением самой морфологии мусора, и с ростом качества жизни. Что раньше у нас было в ведре? Кожура от огурцов, от картошки, яичная скорлупа, бумага. Все бутылки мы сдавали, металлические собирали, крышек немного было. А сейчас? Огромное количество упаковки, пластика, пакетов.

Из-за того, что наши муниципалитеты-соседи вопросом мусора не занимались, у них были перегружены площадки полигонов ТБО. Минэкологии РТ с природоохранной прокуратурой совершенно законно закрыли эти площадки, и наши соседи повезли мусор в Казань. Так и получилось, что последние три года Казань принимает 40% мусора республики. Когда мы строили полигон «Химический», я думал, что его хватит на 25 лет. К сожалению, этот полигон уже переполнен: объем мусора вырос в три раза.

Другого пути нет, как сокращать излишки потребления, уменьшать объем выбрасываемого мусора. До того, как мы рекультивировали Самосыровскую свалку, она, казалось, состоит из полиэтиленовых пакетов. Их там, наверное, сотни тысяч.

 Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Но когда я как-то заикнулся о том, что раньше правильно пакеты мыли – всем стало очень смешно: мэр Казани пакеты предлагает стирать. У меня друзья, куда я бы ни приходил, говорили: «Пакет не выкидывайте, отдайте Ильсуру, пусть он постирает его». Но знаете, как Игорь Крутой, наш друг, говорит: «Ругайте меня или хвалите, главное – не перепутайте фамилию». Также ругайте или хвалите меня, но делайте что-нибудь для сокращения потребления и сохранности нашей экологии. Поэтому пусть через этот стеб, но я до кого-то достучался. А это очень важно.

Никуда этот пакет не уедет. Он никак не сгниет. Он будет отравлять атмосферу еще нашим детям, внукам, правнукам. Меня очень тронули слова Наиля Маганова, главы компании «Татнефть», которая много делает в плане экологии. Он сказал, что планета нам досталась в наследство от наших родителей и предков, а взяли мы ее взаймы у наших детей и внуков.

Поэтому мы сегодня работаем над тем, как сократить количество вывозимого на полигоны мусора, изъять из него органику, перерабатываемые фракции. Я сейчас не буду предвосхищать события, но вот этим мы занимаемся и это следующая наша штанга. Опять-таки, мы первые в России сами себе ищем работу в этом плане. Но я хочу жить в этом городе, я хочу, чтобы мои дети, внуки, друзья, коллеги, соседи жили в лучших условиях.

В Казани построили больше всего школ, чем в каком-либо регионе России

В этом году за парты в Казани сели 182 тысячи школьников. Но вместе с тем есть городские территории, где образовательных учреждений не хватает. Расскажите, как у нас обстоят дела со строительством новых школ?

— В Казани обстоят дела лучше всех. Мы лидеры в России по количеству построенных за последние 10 лет объектов социальной инфраструктуры: школ, детсадов, поликлиник, подростковых клубов. Об этом говорит сухая статистика. За 10 лет по итогам прошлого года мы построили 90 детских садов и 25 школ. И мы активно продолжаем строить. В прошлом году мы сдали четыре новые школы на 6 тысяч мест. В этом году мы сдали три новые школы и пристрой новый в гимназии № 2 имени Шигабутдина Марджани. По сути, опять-таки четыре новых здания школы. Надеемся, что и в следующем году будем строить такими темпами.

Но в то же время есть нехватка школ. Почему? Потому что у нас, слава богу, спасибо родителям, большая рождаемость и приток населения, в том числе миграционный. Мы приросли за мою бытность больше чем на 200 тысяч населения. Это целый Нижнекамск за эти 19 лет. Сейчас идёт комплексная застройка. Возьмите ЖК «Весна», наши новые районы, реновация вдоль Вознесенского тракта, где стройка была. Уже нет такого, как было в 90-е в Азино, Ново-Савиновском районе, что есть лишь детсад, школа, а вся остальная инфраструктура – в подъезде.

Есть проблемы с присоединенными территориями, такими как, допустим, в Салмачах. Мой тезка, известный баянист и композитор, который писал красивые песни, – с удовольствием их все пели и до сих пор поют – будучи председателем колхоза, нарезал по 10 соток и раздал людям. В то время по-другому думалось. Строится кто-то – и слава богу. Теплится жизнь, кирпичная кладка идет, новый домик загорелся светом – слава тебе, Господи. Ни тебе красных линий, ни расширения дороги, ни прокладки для путей, для сетей, для будущего развития, ни участков под соцобъекты – ничего. В итоге вырос там многотысячный поселок.

Сейчас даже с вопросом расширения трассы попробуйте к кому-то подойти. Я не говорю даже о школе, о тротуаре, о том, чтобы поставить площадку сбора мусора. Все умные: площадку делайте, но только не около моего дома. Вместе с тем мусор за 200 метров никто таскать не хочет.

Образование это не только инфраструктура, хотя она, безусловно, важна, но еще и кадры. «Учителя нужны как воздух» ваши слова, которые вы произнесли на одном из деловых понедельников. Как вы считаете, чем вызван дефицит учителей в системе образования Казани? Как это решать?

— Дефицита учителей-предметников сегодня практически нет, мы справляемся. Через различные программы и гранты мы привлекаем учителей. Так, в прошлом году трудоустроились 357 педагогов. За два года в столицу Татарстана переехали 153 педагога из разных регионов России. К нам сегодня охотно едут. У Казани хороший имидж, отличные, хорошо оборудованные школы, творческая атмосфера в образовательных учреждениях.

С прицелом на будущее мы стали создавать в школах профильные педагогические классы. Сейчас в наших школах 54 таких класса, в которых учится 1400 школьников.

Но есть огромная проблема в новых детских садах с педагогическими работниками, с вспомогательным персоналом.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Казань одним из первых городов в Татарстане запустила реформу школьных столовых. Еще три года назад в школе на улице Батыршина была обычная столовая, а сейчас, заходя туда, попадаешь в ресторан, и как будто действительно оказался во Франции, в Париже, а не где-то в Кировском районе Казани.

— Я прошу прощения, если бы вы зашли в школьную столовую Парижа или Лондона, вы бы ахнули: у них суперобразование, может быть, но в пакетике или в боксах...

Яблоко, бутерброд.

— Да-да, и всё сухомятка сплошная.

Свыше полутора миллиардов рублей израсходовано на модернизацию. На ваш взгляд, эта программа помогла изменить отношение учеников, их родителей к школьным обедам?

— Цифры говорят сами за себя. Сегодня в городе функционируют уже 184 школьных ресторана. За 6 лет благодаря открытию новых школ и проведению ремонтных работ количество посадочных мест в столовых увеличилось более чем на 14 тысяч. Это очень важно – во многих школах дети просто не успевали покушать во время перемены.

В этом году завершаем реконструкцию последних школьных столовых – остальные уже сделаны. Остались только три школы, где не прошла модернизация – но только потому, что в них ожидается строительство пристроев, куда вынесем столовые.

Почему мы этим занимаемся? В 2005 году охват горячим питанием составлял 37% школьников, а сегодня 80%. Это мы считаем только тех, кто организованно сдает деньги на питание и вместе с классом идет обедать. Старшеклассники же просто приходят, выбирают блюда – есть несколько вариантов меню. Так что питаются практически все.

Восемнадцать процентов школьников получают питание за счет городского бюджета бесплатно. Это дети из семей в трудной жизненной ситуации: у нас целый перечень, кому помогаем. Такое решение еще в 2007 году приняли решение депутаты Казгордумы. Учиться и одеваться дети могут по-разному, но обедать все должны одинаково хорошо. Диетологи объяснили: здоровое питание – это основа основ, горячую еду нужно обязательно детям давать в первой половине дня. И сейчас в Казани просто исключена ситуация, когда кто-то ест первое, второе и третье, а кто-то чай с дыркой от бублика. А с появлением образовательных карт оплачивать питание в школьных столовых льготникам стало еще комфортнее. Зачем другим знать, кто положил деньги на карту: родители или городской бюджет?

Между 37 и 80, 90 процентами обедающих детей – колоссальная разница. Мы единственный российский город, кроме Москвы, который системно решил вопрос школьного питания глобально и дошел до каждого.

Как появилась идея школьных ресторанов? Ко мне пришли неравнодушные мамочки с идеей сделать школьный ресторан. У них был дизайн. Они лишь просили поддержки. Я говорю: «Слушайте, можно какое-нибудь другое название?» Они ответили: «Вы не цепляйтесь за название, давайте мы сделаем».

Сделали – и оказалось, что в красивом обеденном зале кушать захотели все. Вся туса, выражаясь молодежным сленгом, была там на переменах, на свободных уроках. Ну и дальше мы, конечно, включили модернизацию пищеблоков, залов для приемов пищи с индивидуальным для каждой школы дизайном в реформу школьного питания.

Департамент питания стал активнее работать с рецептурой и разнообразием блюд – не забывая о проверке сырья, логистике, тендерах, чтобы предоставлять детям максимум по минимальной стоимости. Для того, чтобы держать руку на пульсе, в каждой школе внедрили «Дневники родительского контроля» и попросили родителей ежедневно по очереди дежурить в столовых и давать свою обратную связь. Сегодня 98 с лишним процентов отзывов – положительные!

Автор фото: kzn.ru
Автор фото: kzn.ru

Возьмем среднестатистический дом, откроем холодильник. Что мы там увидим? Как правило – майонезы, сосиски, маргарин. На столе – кола и чипсы. Если бы мы это увидели в школьной столовой – тут же бы ее закрыли, потому что это просто вредно для организма. Ну а дома – вроде нормально. Но потом ребенок говорит, что в школьной столовой невкусно. Ну конечно, у нас там паровые котлеты, отварные овощи, мы приучаем детей к правильному питанию.

У департамента питания сейчас 9 разных меню. То есть завтраки, обеды, полдники меняются – чтобы не надоедало, чтобы увидеть, что детям больше нравится. Они даже салат-бар придумали, чтобы ребенок мог выбрать только любимые овощи. Я могу рассказывать об этом часами. Мы прошли большую дорогу. Мы точно лучшие в стране по этому вопросу.

И есть понятие насмотренности. Многие из нашего поколения – и я в том числе – помнят плакаты с изречениями и формулами на школьных стенах. Просто в подсознание впечатались. Я до сих пор кабинет физики смогу нарисовать, кабинет химии, русского языка и литературы и астрономии.

С этим пониманием мы оформляем каждую столовую. Ребенок на всю жизнь запомнит, зачем нужны те или иные витамины, что такое здоровое питание. Это не вопрос цветов, дизайна и красоты. Это на научной основе со специалистами, диетологами Минздрава, Санэпиднадзора проделана большая работа. Убежден: это нужно делать для того, чтобы юное поколение росло здоровым.

Больше половины родителей, не буду говорить сколько, я уверен, не разделяют этот подход. Их холодильники не соответствуют стандартам здорового питания, и мой, к сожалению, часто в том числе. Но детям нужно прививать здоровые привычки!

Будущее Казани и её мэра

Ильсур Раисович, если говорить о перспективных планах развития Казани, то какой столицу Татарстана увидят жители через 20 лет?

— Это точно будет лидер среди агломераций России благодаря системной поддержке федерального центра, раиса Татарстана и правительства республики.

Многие спрашивают: в чем феномен Татарстана, Казани? Очень просто: мы все вместе в одной команде, начиная с первого президента Минтимера Шаймиева до действующего раиса республики. Любое решение принимается с пониманием, что нам здесь всем жить, что здесь живут наши дети и будут жить внуки. Среди руководства республики не было и нет варягов, которые на выходные уезжают к семьям в другие регионы или страны. Наша задача – не укрыться от проблем в чужом красивом городе, а сделать свой город, свою землю цветущими и благополучными.

Мы видим, изучаем лучшие практики. Берем на себя ответственность. Спасибо нашим жителям, что они при различных сценариях продолжают нам верить, доверять, и в итоге поддерживают эти решения своими активными действиями.

Казань через 20 лет – это город-лидер. Комфортный, благоустроенный, инновационный город с очень качественным образованием, начиная с дошкольного, среднего и до высшего, с развитой культурой, с многонациональным, дружным сообществом жителей, которые живут с любовью к истории, во взаимном уважении к различным нациям и национальностям в мире и в гармонии.

Это и есть наш самый главный двигатель, источник энергии. Мир, многонациональная столица, межконфессиональное согласие и талантливые люди. И вот это смешение кровей, большая история Казани, начиная с Шелкового пути, фактор Волги и наш университет с 220-летней историей.

У этого локомотива под названием Казань задней скорости нет. Только вперед.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

И последний вопрос: закончите фразу, как бы вам хотелось, чтобы казанцы о вас говорили: «Ильсур Метшин это мэр, который...»

— …остался с нами в городе жить после того как перестал быть мэром.

Автор материала: «Вечерняя Казань»