Член списка Forbes и советник Собянина завершит идею Хосе Асебильо о воротах в Суконной слободе
«Согласовали с учетом выравнивания по высоте с «Барселоной», — рассказала помощник раиса РТ Олеся Балтусова о новом проекте застройки центра столицы Татарстана с двумя высотками, которые спустя 17 лет завершат идею бывшего главного архитектора Барселоны о воротах в центр города в Суконной слободе. До ума замысел испанца доводила московская архитектурная фирма «Ампир» по заказу АО «Баркли» Леонида Казинца. За минувшие время там сложилась разностильная и разномасштабная застройка, поэтому архитекторы предложили композицию из башен и среднеэтажных зданий со сложной архитектурной пластикой. О том, что получилось в итоге многочисленных переделок, всем ли по душе результат и ждать ли в центре Казани новых высоток, — в материале «БИЗНЕС Online».
Вторая высотка в центре Казани с начала года
Облик жилого небоскреба на одном из последних крупных участков в центре Казани у ЖК «Барселона» и Арбитражного суда РТ согласовала в понедельник градостроительная комиссия при главе Татарстана Рустаме Минниханове. Это один из 11 проектов в центре Казани, рассмотренных градкомиссией.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», участок освоит московская компания «Баркли», которую в 1993 году основал бизнесмен Леонид Казинец. По состоянию на 2016-й он входил в число 500 богатейших россиян по версии журнала Forbes.
«Согласовали с учетом выравнивания по высоте с „Барселоной“ и доработки по архитектуре, качеству материалов», — рассказала «БИЗНЕС Online» помощник раиса РТ Олеся Балтусова.
Максимальная высота на указанном участке составляет 100 метров. Изначально застройщик предложил возвести на площади 1 га жилой комплекс переменной этажности с двумя высотными доминантами:
- первая — высотой в 75 м, как и ЖК «Барселона»;
- вторая — 99,5 метра.
В итоге со второй высотки «Баркли» решили убрать «лишние этажи» и сравнять ее с ЖК «Барселона». Такой же высоты, к слову, будет и новый офис «Газпрома» в столице РТ — в начале года градостроительная комиссия при главе республики согласовала 75-метровую высотку бионической формы на Кабане. Поговаривают, что эскиз сначала одобрил глава «Газпрома» Алексей Миллер, а потом проект спустили в Казань, где лишь уладили формальности.
«Было много вариантов, — говорила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, презентуя проект на заседании градкомиссии. — Остановились на более сдержанном и классическом с использованием качественных фасадных материалов, натуральных на первых этажах. Посмотрели со всех основных точек. Не скрою, были и современные решения, но решили, что архитектура в центре должна быть более сдержанной».
На участке площадью 1 га в границах улиц Спартаковской, Суконной, Островского и Ново-Песочной уже начались работы, появился забор, работает техника. В компании «Баркли» не ответили на запрос «БИЗНЕС Online» о старте строительства и облике нового здания.
Архитектурная смесь. Каким будет облик «ворот» центра Казани?
Проект жилого комплекса в центре Казани для «Баркли» подготовила московская архитектурная фирма «Ампир». Компания основана в 1989 году и специализируется на проектах разных версий классицизма, реставрации объектов культурного наследия, благоустройстве классических садов и парков. В Татарстане «Ампир» готовил проект альметьевского ипподрома и конноспортивной школы, а в октябре 2021-го владелец фирмы архитектор Михаил Тумаркин раскритиковал озеленение городского парка «Черное озеро».
У жилого комплекса сделают четыре корпуса. Две жилые высотные доминанты, близкие к американской архитектуре, трехэтажный торгово-общественный пассаж на углу Островского и Суконной, жилой дом классической архитектуры высотой 6–8 этажей на углу Спартаковской и Суконной. Помимо 390 квартир, в комплексе будет более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей и 361 машино-место.
Получилась композиция из башен и среднеэтажных зданий со сложной архитектурной пластикой. «Максимально поработали с архитектурой», — так оценила работу «Ампира» Тухватуллина.
Новое здание завершит профиль въезда в историческую часть города, концепцию которого придумал для Казани испанец бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо. Идея заключалась в стройке двух башен-близнецов, символизирующих ворота в исторический центр. Половинку ворот в 2017 году возвела компания «Сувар». Результат оказался далек от первоначального замысла — пришлось переделывать проект Асебильо, менять фасад, размер окон, которые не подчинялись российским строительным нормам.
«Этим комплексом завершаем идею, которую в свое время заложил Хосе Асебильо, — говорила на градостроительной комиссии Тухватуллина. — Уже реализованная „Барселона“ — это часть той идеи. Сейчас симметрично выстраивается и завершается композиция. Высота башен все-таки должна быть одинаковой».
Такого же мнения придерживаются и другие эксперты издания. «Членам градсовета не понравилось то, что было предложено решение, которое превышает по этажности существующее здание „Барселоны“, — пояснил „БИЗНЕС Online“ архитектор ГУП „Татинвестгражданпроект“ Герман Бакулин. — Потому что автор „Барселоны“ предусматривал идею „ворот“ одной этажности. Повышение этажности я считаю неоправданным».
Учли архитекторы в проекте масштаб 8-этажного здания Арбитражного суда РТ, со стилобатом соседней «Барселоны» здание взаимодействует аналогичной по высоте трехэтажной частью торгово-общественного корпуса нового жилого комплекса.
«Архитектура сделана с высоким профессиональным качеством, — продолжает Бакулин. — Конфигурация объекта повторяет или использует конфигурации соседнего здания „Барселоны“. Облик объектов сделан в стиле поддержки каких-то исторических, традиционных архитектурных образов».
Мнения разнятся. «Об архитектуре я уж как-то не буду говорить. Она такая… сталинская, можно сказать», — говорит руководитель архитектурного бюро «Аксиом Архитект» Олег Маклаков.
Станут ли высотки «Баркли» последними в центре Казани и «Квартале Б»?
Согласованный, пусть и с оговорками, проект «Баркли» завершает в Казани крупную застройку «Квартала Б» — это территория в границах проспекта Универсиады, улиц Петербургской, Островского и Туфана Миннуллина. Пустырь остался после объявленной в 1995 году «войны трущобам». Такое название территории еще в 1980-х дал ныне советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, член градостроительного совета Казани Николай Васильев, в те годы архитектор района и проектировщик.
Когда-то там была слободская застройка с 1–3-этажными домами. С начала нулевых появились жилые дома из белого силикатного кирпича, блестящий «замок» театра кукол, рядом — деревянный комплекс «Туган Авылым», IT-парк в стиле хай-тек, на Петербургской «прописались» офисы под старину. К архитектурной какофонии в 2017 году добавился 23-этажный ЖК «Барселона» по проекту Асебильо — и это была лишь часть подготовленной концепции испанца в 2007-м.
«Каждая эпоха оставляла свои наслоения на территории, планы воплощали только на какой-то процент от того, что закладывали, — рассказывает Васильев. — Например, Хосе Асебильо планировал, что на улице Калинина начнется пешеходная эспланада, к которой будут подходить объекты. По данной причине у театра кукол сделали высокий цоколь, потому что он должен быть на одном уровне с этой эспланадой. Думаю, новый жилой комплекс завершит крупную застройку „Квартала Б“, поскольку он так или иначе опирается на комплексное видение данной территории. Есть соответствующие макеты, которые показывают перспективу, но гарантировать я это, к сожалению, не могу. Нормативы позволяют повышать высотность».
Позднее к территории приложила руку и занимающая ныне пост главного архитектора Казани Тухватуллина, став автором проекта ЖК премиум-класса «Август Астры» #Суварстроит на Островского. А член градсовета Казани Маклаков спроектировал для «КамаСтройИнвеста» граненый Z House на Спартаковской — этому проекту на «комиссии Минниханова» тоже срезали этажи.
К идеям концепции Асебильо вернулись в 2020 году. Тогда разработали проект застройки ЖК «Кастура Таун», который сегодня возводят по обе стороны улицы Островского. Дань уважения вдохновителю закрепили в названии: с испанского costura — «рукоделие». А еще это память о бывшей суконной мануфактуре, которая появилась в XVIII веке и дала название слободе.
«У нас по-прежнему отсутствуют одинаковые правила и справедливость для всех, — полагает Маклаков как разработчик концепции развития центра Казани. — Да, я опять говорю об этажности, о подходе. С одной стороны, дается поручение и задание „успокоить“ (снизить этажность — прим. ред.) центральную часть, а с другой — теми же властями согласовываются вот такие проекты. Для рядовых застройщиков такое было бы невозможно».
Действительно, если взглянуть на окружение будущего жилого комплекса, то с высотностью может возникать некоторое недоумение. С «Барселоной» понятно, ее 23 этажа сейчас выглядят одиноко и нуждаются в архитектурной поддержке соседа, которую и обеспечит слегка подрезанный проект «Баркли». Но тот же «Кастура Таун» имеет 7 этажей. А когда согласовывался находящийся неподалеку Z House, то на «исторической комиссии» тоже были рекомендации не задирать высотность — и в итоге он выполнен 6-этажным.
Можно ли сказать, что новый ЖК завершит крупную застройку так называемого «Квартала Б» Казани? «Мое мнение, что это должны быть последние высотные объекты рядом с историческим центром, — резюмирует Бакулин. — То есть больше высотных зданий, приближенных к историческому центру, быть не должно в целях сохранения сложившегося масштаба этой важной центральной части города».
Иван Скрябин, Александр Гавриленко
Инфографика: «БИЗНЕС Online»