Найти тему
ПАО «НЕФАЗ»

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОМОЩНИКИ

Пассажирские автобусы с годами обретают все более современный облик, они становятся светлыми и визуально лёгкими, с хорошей обзорностью, а это в свою очередь предполагает наличие большого количества стекол.

«На одном автобусе производства ПАО «НЕФАЗ» устанавливается до 29 стекол, самое большое из которых в исполнении стеклопакета имеет размеры 1710х1980 мм и массу 78,5 кг, – отмечает главный технолог предприятия Мария Нуриева. – Соответственно механизация участка остекления была неизбежна, и в 2021 году началась проработка данного вопроса».

«Первоначально рассматривались разные варианты решения: экзоскелеты, подкатной стол с механизмом опрокидывания стекла собственного производства, кран-балка с вакуумным захватом, передвижной напольный манипулятор, манипулятор на КВК-системах и даже необитаемые робототехнические комплексы (РТК), – поясняет ведущий инженер-технолог Игорь Измайлов. – При более детальном изучении рынка манипуляторов, общении с производителями и эксплуатирующими организациями был сформирован чек-лист с важными параметрами: тип манипулятора, вид привода, схема захвата, эргономика управления, качество комплектующих, гарантийное и сервисное обслуживание, опыт реализации подобных проектов. В итоге было принято решение, что оптимальный вариант для нашего производства – подвесной пневматический манипулятор консольного типа. Специалисты компании-поставщика ООО «ДАЛМЕК-РУС» спроектировали по нашему техническому заданию, изготовили и выполнили шеф-монтаж необходимого оборудования».

-2

Особенностью установленных манипуляторов является то, что 80% компонентов манипуляторов изготовлены на собственных предприятиях компании, но при этом являются стандартными и заменимы на аналогичные других брендов. Манипуляторы удобны и неприхотливы в эксплуатации, так как работают исключительно от системы сжатого воздуха, при этом имея в конструкции все системы безопасности, исключающие некачественный захват, падение груза при аварийном отключении воздуха или обрыве какого-либо контура. Конечно, все это возможно только при бережном обращении с высокотехнологичным оборудованием.

Успешное внедрение манипуляторов стало возможным благодаря слаженной работе коллектива участка остекления под руководством мастеров Наиля Хаматова и Руслана Ахтямова, оперативной работе отдела проектирования технологической оснастки под руководством Илюса Мухаметова и непростому труду бригады монтажников под руководством мастера Марселя Карасова, которым пришлось выполнять опасную работу на высоте. Многие идеи в части оснащения участка были инициированы самими работниками уже при внедрении манипуляторов, что позволило значительно оптимизировать процесс монтажа стекол.

Бригада участка остекления. Мастер Руслан Ахтямов
Бригада участка остекления. Мастер Руслан Ахтямов
Бригада участка остекления. Мастер Наиль Хаматов
Бригада участка остекления. Мастер Наиль Хаматов

Всего на данный момент установлены 3 манипулятора: два непосредственно на участке остекления и один на конвейере сборки, с помощью которого устанавливаются лобовые стекла автобусов.

Реализация проекта по механизации операций остекления выпускаемой пассажирской техники позволит снизить физическую нагрузку и улучшить условия труда работников, а также улучшить показатели производительности.