Найти тему
Какой у вас запрос?

Как научиться новому? Законы Торндайка

Оглавление

Есть ли у вас навык, который так и не удалось освоить? Например, в детстве вы не научились кататься на велосипеде (роликах, лыжах, коньках...), все еще мечтаете, но куда уж там теперь... Учили-учили, но так и не выучили иностранный язык. Хотели бы, но не умеете работать в команде, не можете договариваться с людьми, не умеете отпускать контроль. Не научились выступать публично. Не умеете танцевать, вышивать крестиком, умножать в уме, водить машину...

Я предлагаю взглянуть вам на подобные неосвоенные навыки через призму законов Эдварда Ли Торндайка и выявить, что могло конкретно вам помешать научиться. Кроме того, хорошая новость: если учесть "ошибки" и помехи, которые вы ранее встретили на пути научения, то сейчас можно разработать для себя новую рабочую стратегию по освоению желаемого навыка.

В разных источниках можно встретить упоминания законов педагога и психолога Эдварда Ли Торндайка, но немногие знают, что в своих работах выделил не четыре, а гораздо больше законов научения. Я опишу их подробнее с примерами на конкретных навыках.

1. Закон эффекта

Поощрение увеличивает вероятность повторения предшествующего ему поведения, а наказание – снижает. Если кратко, то последствия поведения определяют вероятность его повторения. Действия, сопровождающиеся положительными результатами, имеют больше шансов повторяться, а те, что приводят к отрицательным последствиям, – наоборот.

Пример: Изучение иностранного языка. Если ученик на занятиях использует новое слово в неправильном контексте, но в ответ получает уважение, одобрение и подбаривание от преподавателя за попытку и мягкую помощь, как скорректировать ошибку, то это положительное подкрепление усиливает желание продолжать обучение. Если же ошибка приводит к насмешке учителя и класса, это может уменьшить мотивацию и, соответственно, шансы на освоение навыка.

2. Закон готовности

Суть его в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта. Чем сильнее потребность, тем успешнее научение. Обучение происходит наиболее эффективно, когда человек готов к нему физически и умственно.

Пример: Умение кататься на велосипеде. Если ребенок физически и морально готов научиться держать равновесие и крутить педали, то процесс научения будет более эффективным. Если же попытаться обучать слишком рано, когда у него еще нет достаточных физических сил и координации, это вызовет лишь фрустрацию и сопротивление, разочарование в процессе и отвадит от езды на велосипеде.

3. Закон упражнения

Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Повторение действия делает навык более автоматизированным.

Пример: Умножение в уме. Повторение таблицы умножения ежедневно помогает выучить ее до автоматизма. Чем больше практики, тем легче это делать в уме, не задумываясь над каждым числом. Регулярные тренировки в умножении чисел помогают человеку быстро производить вычисления без подсчетов на бумаге. Если упражнения недостаточно часты, отсутствует регулярность, то навык не автоматизируется, а связь между стимулом и реакцией ослабевает.

4. Закон принадлежности

Если существует естественная взаимосвязь между потребностью организма и нужной реакцией, обучение будет более эффективно, чем если бы эта взаимосвязь была неестественной. Ассоциации между стимулами и реакциями формируются легче, если они имеют смысл или логическую связь для ученика. Проще говоря, ученику важно понимать, как именно ему пригодится математика в этой жизни.

Пример: Навыки продаж. Если продавец осознает, что знание продукта помогает ему лучше общаться с клиентами и заключать сделки, он легче освоит материал о нем и сможет использовать его на практике. Если связь между изучаемым материалом и его применением не очевидна, это затрудняет запоминание и уменьшает вероятность использования новых знаний на практике.

5. Закон недавности

Реакции, произошедшие в недавнем прошлом, имеют наибольшие шансы быть воспроизведенными. Мы очень часто помним концовку книги, эпизода сериала сразу после завершения прочтения или просмотра, но спустя время она вылетает у нас из головы. Бывало ли у вас такое, что вы начинали смотреть фильм, и где-то лишь спустя минут 20 вспоминали, что уже ранее его смотрели несколько лет назад?

Пример: Катание на лыжах. Если ученик недавно практиковал правильный наклон корпуса на склоне, он с большей вероятностью воспроизведет это движение на следующем спуске. Если же ученик долго не повторяет действие, его навык может ослабеть или даже исчезнуть.

6. Закон силовых отношений

Чем больше сила раздражителя, тем больше величина ответной реакции. Чем сильнее раздражитель, тем быстрее происходит научение. Однако слишком сильный раздражитель может вызвать обратный эффект – избегание.

Пример: Публичные выступления. Волнение перед большой аудиторией может сработать как "хороший" стресс может заставить человека мобилизовать свои силы и произнести речь более четко и уверенно. Однако если человек очень боится выступлений, испытывает панический страх, и его сразу вынуждают выступать перед огромной аудиторией, это вызовет обратный эффект и закрепит негативное отношение к процессу. Постепенное увеличение количества слушателей будет более эффективным.

7. Закон преобладания элементов

Вводя понятие преобладания элементов, Торндайк признал сложность среды и сделал вывод о том, что мы реагируем на ее аспекты выборочно. Другими словами, мы типично реагируем только на какие-то определенные аспекты ситуации и не реагируем на другие. Согласно этому закону, при научении новому навыку или знанию человек сначала осваивает основные элементы, а затем переходит к более сложным. Это позволяет ему постепенно увеличивать сложность задачи и улучшать свои результаты. Сложность должна идти по нарастающей.

Пример: При изучении иностранного языка человек сначала учится произносить звуки, затем слова, затем фразы и, наконец, предложения. Это позволяет ему постепенно улучшать своё произношение и понимание языка. Или другой пример - умение танцевать. Обучение новым танцевальным движениям идет легче, если ученик сначала освоит основные шаги, а затем перейдет к более сложным элементам. Однако смешивание множества деталей и требований на начальном этапе (например, попытка освоить движения рук и ног одновременно) может затруднить обучение.



8. Закон множественных реакций

Закон основывается на наблюдении Торндайка, что животные, столкнувшись с проблемой, для которой они не имеют готового решения, вырабатывают множество пробных реакций, пока одна из них не приведет к удовлетворительному эффекту. Именно благодаря этому закону теорию Торндайка часто называют теорией научения методом проб и случайного успеха. Чтобы найти наилучший способ реакции на стимул, человек пробует несколько различных стратегий, пока не найдет оптимальную.

Пример: Езда на велосипеде. На начальном этапе ученик пробует разные позиции тела, экспериментирует со скоростью и балансом, пока не найдет удобное положение для устойчивой езды. Недостаток времени или ограничение на пробование разных реакций, а также сильное "наседание" того, кто его обучает ("ты все делаешь неправильно, только я знаю, как нужно!") могут затормозить процесс поиска оптимального поведения.

9. Закон установки

Это про тенденцию реагировать определенным образом в результате своего жизненного опыта и ранее сформировавшихся отношений.

То, что Торндайк называл предрасположенностью, склонностью, направленностью (или установкой), было признанием важности того, что научаемый привносит в ситуацию научения. Закон установки гласит, что человек склонен воспринимать информацию в соответствии со своими ожиданиями. Это связано с тем, что он уже имеет определённые представления о мире, которые могут влиять на его восприятие новой информации. Например, если человек ожидает, что новое задание будет сложным, то он может испытывать страх или тревогу перед его выполнением. Если же он ожидает, что задание будет лёгким, то он будет чувствовать себя более уверенно.

Пример: Умение работать в команде. Если человек заранее настроен на сотрудничество, он легче воспринимает задачи, требующие кооперации. Отсутствие установки на взаимодействие может помешать в выполнении командных задач. Неготовность к изменениям, враждебность или установка на конкуренцию, а не на сотрудничество, может затруднить выработку командных навыков. Словом, "красота в глазах смотрящего...".

10. Закон ассоциативного сдвига

Если одновременно действуют несколько раздражителей, а у обучающегося есть реакция только на один из них, то в дальнейшем другие раздражители, которые участвовали в данной ситуации, будут вызывать ту же реакцию.

Пример: Изучение иностранного языка. Если ученик сначала изучал лексику с помощью карточек (статичное изображение + статичный текст), а затем перешел на просмотр видео с субтитрами (динамично изображение + динамичный текст), его научение продолжается, словарный запас может пополняться быстрее благодаря изменению контекста. В то же время переход на новые методы может вызывать трудности, если старые ассоциации слишком укоренились.

11. Закон реакции по аналогии

Что определяет нашу реакцию на ситуацию, с которой мы никогда не сталкивались? Ответ Торндайка – реакция по аналогии: мы реагируем так же, как отреагировали бы на схожую ситуацию, с которой мы сталкивались ранее. Количество переноса научения между подобной и незнакомой ситуацией определяется количеством элементов, которые у этих двух ситуаций являются общими. Новые навыки осваиваются лучше, если они аналогичны уже существующим.

Пример: Вождение автомобиля. После освоения вождения на механике, человек может испытывать трудности при переходе на автомат, но навыки управления сохранятся, так как контекст частично схож. При этом излишняя аналогия может приводить к неправильным реакциям, если различия между ситуациями не учитываются (например, разные правила поведения на дороге в разных странах).



12. Закон распространения эффекта

Во время одного из экспериментов Торндайк случайно обнаружил, что состояние удовлетворения не только увеличивало вероятность возникновения повторной реакции, приводящей к состоянию удовлетворения, но также увеличивало вероятность вторичного появления peaкций, стоящих близко к подкрепленной реакции. Обучение одному элементу задачи может положительно или отрицательно повлиять на усвоение других элементов.

Закон распространения эффекта гласит, что эффект от научения распространяется на другие ситуации, которые похожи на ту, в которой происходило научение. Это происходит потому, что человек использует общие принципы и правила, которые он усвоил в одной ситуации, для решения других ситуаций.

Пример: Навык продаж. Освоение техники активного слушания улучшает не только продажи, но и умение строить взаимоотношения в команде. В то же время негативное отношение к одной части задачи может распространяться на другие области, что затрудняет обучение.

Заключение

Понимание законов Эдварда Ли Торндайка и применение их на практике помогут сделать процесс обучения новому более эффективным и комфортным. Развитие навыков, будь то катание на лыжах, изучение языков или публичные выступления, зависит от множества факторов, таких как готовность, частота практики, ассоциации и подкрепление. Каждый навык требует индивидуального подхода, учитывающего и оптимизирующего все элементы процесса научения.

Вы можете вспомнить конкретный навык, который когда-то не получилось освоить и развить, и проанализировать, что конкретно в вашем случае стало помехой к освоению. И далее, с учетом проделанного анализа, можно выработать новую стратегию научения данному или схожему навыкку.

Поделитесь в комментариях, как законы Торндайка проявлялись в вашей жизни в приобретении новых навыков?

Как считаете, что вам или вашим учителям (или в целом в вашем процессе обучения) можно было качественно изменить, чтобы все же освоить ранее не освоенный навык?

Читайте также: