Найти в Дзене

Не бывает неба в полкрыла, или «Аннушки» Ямгутдинова

Оглавление

Говорят, стоит от чистого сердца послать запрос во Вселенную, и она исполнит твоё желание. Кто-то относится к этому скептически, кто-то в это верит, а кто-то и не задумывается - просто судьба так сложилась. Мидэхат Ямгутдинов принадлежит к последнему типу людей. Да и не вдаётся он особо в подобные рассуждения: скучное это всё. То ли дело выйти на взлётную полосу, когда приземлилась «Аннушка»...

Автор: Светлана Пинская, фото: архив Мидэхата Ямгутдинова

1978 год

«Да зачем тебе это? У чёрта на куличках! Там нет ничего!» - доносилось из одного из кабинетов ямальского производственного объединения гражданской авиации. Дело было февральским днём 1978 года. Новый год - это всегда новые планы. Вот и Мидэхат Ямгутдинов решился на перемены, приехал из Уфы на Север. Супруга с годовалой дочкой остались дома, дожидаться, когда глава семейства обустроится.

Жалко, конечно, было бросать и любимую работу, всё-таки основной аэропорт Башкирии, пять тысяч работающих и город, где провёл детство и юность.

Трёхкомнатная кооперативная квартира в столице республики - шутка ли, заиметь её было практически неосуществимой мечтой. А ему, 25-летнему парню выделили. И не просто так, как говорят, за красивые глаза или по великому блату. Дали как передовику производства. Нужно было обустраивать. Не дело, когда на новых квадратных метрах только и есть, что стол, стул, кровать и раскладушка. Жена была ещё студенткой, так что зарплату в семью Мидэхат приносил пока один.

-2

«Давай, приезжай к нам», - не раз говорили ему друзья и звали в Мыс Каменный. Место для него небезызвестное, здесь базировалась эскадрилья полярной авиации, да и отец работал в «Диксонстрое», ещё в 1960-е годы строил в Мысе Каменном и на Диксоне объекты.

«Да там одна тундра, - настойчиво продолжал убеждать салехардский начальник Мидэхата. - А вот в Тарко-Сале такая рыбалка!»

«Ну ладно, к работе не привыкать», - и он согласился.

-3

«Аннушки»

Работать Мидэхат начал по нынешним меркам рано - в 16 лет. До службы в армии успел поработать слесарем и на автобазе УГХ №7 г.Уфы, и на лесозаводе орденоносного «Братскгэсстроя», стоявшего у истоков строительства Усть-Илимской ГЭС. А вот служить попал в г.Кривой Рог, в войска военно-транспортной авиации. Там закончил вечернюю школу, оттуда же получил направление на полугодичные курсы в Иркутское военно-авиационное училище. Так он и обрёл специальность авиационного техника.

Профессионального опыта набирался в Уфимском объединённом авиаотряде Приволжского управления гражданской авиации. Был закреплён за лётным экипажем.

-4

«Мы почти всю страну облетели. Бывали в Казахстане и в Туркмении, в Узбекистане и на Алтае, в Волгоградской, Оренбургской и Саратовской областях. Опрыскивали поля от вредителей. Улетали где-то в марте, как только начинался сезон, и до ноября. Одно спасало - отпуск на время уборочной кампании», - вспоминает Мидэхат Мингалеевич.

Тогда-то он и прикипел душой к «Аннушкам».

«Лучше «Ан-2» и сейчас не найти, - говорит Ямгутдинов. - Если не хулиганить с этой машиной, она всегда тебя вытащит. Двигатель неубиваемый, с 1949 года ходит. Какие-то нюансы - это, в основном, человеческий фактор. А так машина хорошая, по крайней мере, для тех времён была. Мы, когда в колхозах работали, по 50 взлётов-посадок в день делали, за раз до 24 гектар полей обрабатывали».

-5

Тарко-Сале

От техника в авиации зависит очень многое. Ведь он занимается техническим обслуживанием и предполётной подготовкой воздушных судов. Другими словами, техники выступают первыми гарантами безопасности полёта. Бригаду техников в таркосалинском аэропорту и возглавил Мидэхат Мингалеевич в начале 1978 года.

-6

«Авиапарк у нас был нормальный: 15 вертолётов «Ми-8», 11 самолётов «Ан-2», летали транспортные «Ан-12». Очень часто командировали в Салехард, где находилась головная контора и где выполнялось регламентное и техническое обслуживание воздушных судов из Тарко-Сале. А ещё был аэропорт Уренгоя, который обеспечивал перевозки людей и грузов для геологии, там тоже работали», - рассказывает Мидэхат Мингалеевич.

В то время, как вспоминает Ямгутдинов, в районе Уренгоя концентрировалась не только геология, работали около 100 геологических бригад, но и авиация. Вертолёты «Ми-2», «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10», самолеты «Ан-24», «Як-40», грузовые «Ан-12», «Ан-26», «Ил-76». В конце 1970-х - начале 1980-х на взлётных полосах аэропорта геологического посёлка движение не прекращалось.

И авиаторы, по словам нашего героя, работали круглые сутки.

- Несладко было в то время? - спрашиваю.

-7

- Условия тяжёлые. Жили в доме, который под общежитие отдали, вода в ведре на полу замерзала. Он практически на территории аэропорта находился, сошёл с крыльца - и уже на работе. Продуктами в Уренгое запасались, там снабжение намного лучше было. Это что касается быта. По работе тоже разное бывало. Но авиаторы - это особенные люди, в основном хохмачи, подшутить любят да ещё так, что поверишь. А вообще, раньше отношения между людьми другими были. Летишь на вертолёте, видишь, на зимнике машина встала, кто-то ковыряется, приземлились: как? всё нормально? Полетели дальше, - ответил Мидэхат Ямгутдинов.

Продолжение следует