В ночь на 2 июля 2002 года из-за ошибки швейцарского авиадиспетчера Питера Нильсена в небе над Южной Германией столкнулись два самолета – пассажирский Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой Boeing 757 немецкой логистической компании.
На борту Ту-154 находились 69 человек – 17 взрослых, включая членов экипажа, и 52 ребенка, почти все – учащиеся уфимской школы для одаренных детей. За успехи в учебе их наградили путевками в Барселону. Во втором самолете были только два пилота.
Воздушным движением над местом крушения самолетов управляла частная швейцарская компания Skyguide. В ту ночь в центре наблюдения дежурили два диспетчера, один из которых перед столкновением ушел на обед, а второй, Питер Нильсен, слишком поздно заметил, что самолеты находятся в опасной близости друг от друга.
Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны. Позже выяснилось, что основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Кроме этого, не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов, 11 раз пытался дозвониться до швейцарских коллег, но безуспешно.
В 21:35 на высоте 10 600 метров Boeing врезался в фюзеляж Ту-154. Пассажирский самолет развалился в небе на четыре части. Грузовой борт потерял управление. Они упали в семи километрах друг от друга.
Строитель из Северной Осетии Виталий Калоев потерял в авиакатастрофе над Боденским озером всю семью – жену, дочь и сына. СМИ писали, что, узнав о случившемся, он прибыл на место трагедии.
"Мою дочь Диану нашли в трех километрах от места падения самолета. Я ее сразу опознал. Дочка опустилась на землю как ангел – тело совсем не пострадало. Потом я нашел ее бусики. Десять дней я провел в поисках останков своих дорогих детей и жены. Жизнь моя остановилась на этой трагической дате – 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями", – цитировали Калоева СМИ.
В феврале 2004 года Питер Нильсен был убит в своем доме в пригороде Цюриха. Это сделал Виталий Калоев. Он пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших родных, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю. Калоев потерял контроль над собой.
Что было дальше, по словам Калоева, он не помнит: пелена гнева захлестнула его, из глаз брызнули слезы. Следствие установило, что, увидев снимки на земле, россиянин достал складной нож и нанес Нильсену удары в грудь, живот и горло. Авиадиспетчер скончался на месте от 12 ножевых ранений. Виталий Калоев был приговорен к восьми годам тюрьмы, но через два года швейцарские власти освободили его.
В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым Boeing виновны швейцарские диспетчеры из компании Skyguide.