Проходя по улице Шарташской в Екатеринбурге можно увидеть необычное кирпичное здание непонятного назначения. Это сохранившаяся часть винокуренного завода Антона Адамовича Шанцилло. Давайте, вспомним, как выглядело раньше это место, и его историю.
Здание на фото выше не сохранилось до наших дней. А вот одноэтажное строение на следующем фото - сохранилось.
Это здание бытовки винокуренного завода. Его-то мы и видим на углу улиц Шарташская и Бажова.
Так это здание выглядит сейчас:
Созданию частных винокуренных заводов способствовало принятое в 1861 году Положение о питейном сборе, вводившее в действие акцизную систему. Это нововведение повышало поступления средств в государственную казну и способствовало развитию предпринимательства в сфере алкогольной продукции.
В это время А.А. Шанцилло в числе других уральских предпринимателей, создавших предприятия по производству алкогольных напитков в Пермской губернии (Я.П. Андреев, И.М. Белиньков, П.А., Н.А. и Ф.А. Злоказовы, М.Ф. Рожнов, С.Ф. Чистяков), открыл винокуренный завод в Екатеринбурге.
А. А. Шанцилло числился крестьянином Виленской губернии (сейчас Вильно - это Вильнюс), но имел купеческое свидетельство второй гильдии, что позволяло ему вести торговлю в Екатеринбурге.
Во второй половине 19 века ему принадлежала большая часть территории между улицами Бажова (Обсерваторской) и Кузнечной (Кузнецкая).
На участке размещались производственный корпус, три склада, бытовка, полукаменный дом, сад с прудом. Из пруда вытекал ручей - Засухин ключ, огибавший Вознесенскую горку и впадавший в Харитоновский пруд.
На плане Екатеринбурга 1910 года (слева) виден пруд и ручей, а на карте (справа) - современный вид города в этом месте.
Так выглядела улица Шарташская в середине прошлого века:
Понять, как располагались здания, можно по следующей фотографии. Это вид в сторону улицы Бажова. На углу Шарташской и Бажова видно сохранившееся до наших дней здание бытовки.
А так выглядит это место в наши дни:
Предпринимательство в сфере производства алкогольных напитков процветало в наших краях до тех пор, пока в 1895 году в Пермской и ряде других губерний не ввели винную монополию. В это время А.А. Шанцилло перестал заниматься винокурением. Завод закрылся, а в помещениях разместили казенный винный склад и акцизное управление.
В справочнике В.А. Весновского "Весь Екатеринбург", 1903 г. мы уже видим винный склад, расположенный на улице Шарташской.
С этим складом связана нашумевшая в свое время история. В октябре - ноябре 1917 года в Перми, Шадринске и Кунгуре произошли погромы винных складов, сопровождавшиеся нападениями на близлежащие магазины и лавки нетрезвой толпы.
Для того, чтобы избежать такого сценария, екатеринбургские власти распорядились спустить все запасы спирта со склада в ручей Засухин ключ.
Спирт спустился по ручью и льду до Харитоновского пруда, растекся по поверхности льда и попал в реку Мельковку, через протоку, соединявшую ее с Харитоновским прудом. Узнавшие об этом местные жители и солдаты предались массовому пьянству.
Остановить беспорядки удалось только после того, как открыли шлюзы плотины у железнодорожных мастерских, на Верх-Исетском заводе и на машиностроительном заводе Ятеса и спирт устремился в городской пруд.
До 1941 года в квартале, ограниченном улицами Бажова, Шарташская, Кузнечная, Шевченко, располагались Ремонтно-подшипниковый и Ликеро-водочный заводы.
В начале Великой Отечественной войны на этой территории был образован Уральский подшипниковый завод, созданный в результате эвакуации в Свердловск части оборудования Государственного подшипникового завода N 1 из Москвы.
Завод проработал до 2001 г. и был признан банкротом.
В 2006 г. территория завода была расчищена для строительства ЖК Бажовский.
О том, что когда-то здесь был завод, напоминает только пустующая кирпичная бытовка, построенная в 19 веке.
Казалось бы, ветхое должно уступать место новому. Но не оставляет чувство утраты нашими современниками своих корней, постепенной потери связи с прошлым. А без этой связи - кто мы?