На рынке представлено множество прожекторов типа PAR. И хотя они могут выглядеть похоже, это совершенно разные устройства, предназначенные для разных целей. Как не запутаться в многообразии, сделать покупку приятной и получить именно тот результат, который ожидался? Попробуем разобраться!
Бренд-менеджер STAGE4.
Выбор прожектора PAR требует внимательного подхода к основным параметрам и характеристикам, которые помогут вам найти идеальный вариант для ваших целей. Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые, надеюсь, окажутся полезными в этом процессе.
Сначала мы поговорим о том, чего совсем не стоит делать
• Мощность светодиода. Нужно постараться абстрагироваться от бытового и устаревшего понятия мощности лампы накаливания и забыть про понятие «мощность» светодиодов. Не сравнивайте прожекторы по мощности в ваттах и уж тем более не перемножайте мощность светодиода на количество источников света. Такое сравнение ничего не даст и не поможет в выборе устройства. Прожектор 7шт х 30Вт (210Вт) может быть в несколько раз эффективнее, чем прожектор 19шт х 15Вт (285Вт). Это связано с огромным количеством нюансов:
- возможности блока питания,
- материалы, используемые при изготовлении светодиода,
- использование светодиода заведомо в непроектных параметрах,
- завышение параметров в маркетинговых целях и прочее.
Описание данных нюансов — отдельная тема для разговора.
• Яркость. В быту мы привыкли говорить «яркий фонарик», «яркая люстра». Но в профессиональной светотехнике понятие «яркость» используется несколько иначе. Яркость описывает количество света, излучаемого или отраженного поверхностью в конкретном направлении, и измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м²). Чтобы понять данный термин, представьте, как меняется яркость, когда ваш друг поднимает ручной фонарик от пола к вашим глазам. Поэтому при выборе прожектора типа PAR важно ориентироваться не на яркость, а на другие светотехнические характеристики, например освещенность.
• Еще больше люмен. Избегайте и не сравнивайте по световому потоку. Для такого сравнения нужно слишком много дополнительных технических деталей. Два прожектора с одинаковым световым потоком могут иметь совершенно разную оптику, и их освещенность (эффективность) также будет разной. Кроме того, большинство производителей не указывают, что световой поток источника света не имеет ничего общего со световым потоком готового изделия. А проверить заявленный световой поток источника света вы сможете только при дорогом исследовании. Сила света же очень тесно связана с понятием угла луча, а луч многие понимают и измеряют совершенно неправильно. Сравнивать прожекторы по этим параметрам, не учитывая ряд дополнительных характеристик, будет ошибочным и приведет к неправильному выбору. Тем не менее, STAGE4 – это один из тех немногих брендов, который проводит лабораторные испытания светового потока, предоставляет отчеты и указывает как световой поток уже готового изделия, так и источник света.
• Встречать по одежке. Чего точно не стоит делать — судить о прожекторе по форме и виду корпуса. Многие корпуса являются свободными для производства и копирования в Китае. Многие производители выбирают этот путь, чтобы избежать временных затрат, расходов на промышленный дизайн и изготовление пресс-формы или форм для литья. Даже если два прожектора выглядят похоже, как две капли воды, это совершенно не значит, что внутренняя «начинка» или назначение таких прожекторов одинаковы. Корпуса могут быть идентичными, но качество сборки и компонентов, программный код прожектора, линзы могут быть абсолютно разными.
• Негативный опыт. Неудачные модели и недоработки на старте продаж есть у производителей любых товаров. Даже у именитых брендов. Но не стоит судить о бренде, получив опыт по одной модели или прочитав негативный отзыв. Возможно, выявленная проблема была уже устранена буквально в следующей партии произведенного товара. Применительно к сценическому оборудованию, 99% импортеров, владельцев собственного бренда, производят свою продукцию не на одной фабрике, а работают с десятками производителей. Одна фабрика лучше делает PAR, другая — SPOT, третья — дым-машины. Поэтому однозначно не стоит делать вывод о бренде, имея негативный опыт с каким-то одним товаром. Посоветуйтесь с менеджером, чтобы детальнее узнать о продукции.
• Верить всему, что написано, точно не нужно. Многие производители упускают то, что опубликовано на сайте и в паспортах. Законодательно ответственность за ошибочно декларируемые данные не закреплена. Может быть, продавец и не задавался целью вас обмануть и просто опубликовал неточные данные фабрики-производителя. Но конкуренция также велика, как и соблазн завысить или занизить некоторые параметры, чтобы получить рыночное преимущество. Что же делать? Просите спецификации, отчеты, результаты замеров, результаты лабораторных проверок, тестируйте сами. Это ваше законное право потребителя! Торговая марка STAGE4 готова подтвердить заявленные характеристики.
К каким параметрам нужно относиться с осторожностью:
• Освещенность. Как правило, все производители указывают освещенность только для угла луча и только в самом центре светового пятна — в точке пика. Это не совсем объективная информация. Знание освещенности в центре пятна совершенно не говорит об общей и средней освещенности по световому пятну. Измерения освещенности могут производиться как бытовыми люксметрами, так и в лабораторных условиях. Данные могут быть и просто взяты «из головы». Использовать освещенность как критерий сравнения двух прожекторов можно лишь тогда, когда измерения сделаны в одинаковых условиях, одинаковым инструментом, углы прожекторов и дистанция одинаковы. STAGE4 не только предоставляет информацию по пиковой освещенности, но и честно делится (по запросу) информацией о средней освещенности и об освещенности в различных точках светового пятна на разных дистанциях, проводя детальные измерения в лабораториях.
• Углы раскрытия луча. Большинство производителей зачастую указывают один угол луча. Лидеры индустрии же всегда указывают, как минимум, два угла – угол раскрытия луча (beam angle) и угол поля луча (field angle), последний еще часто называют «поле засветки». Угол раскрытия луча образуется точками, в которых освещенность на световом пятне снижается до 50% от пиковой освещенности. Угол поля луча на световом пятне образуется точками, в которых освещенность равна 10% от пиковой освещенности. Если очень сильно упростить, то угол луча – это некая полезная зона луча. Поле же луча – это менее полезная зона, которую можно использовать для совмещения двух кругов – световых пятен двух прожекторов. Однако чтобы понять истинный диаметр светового пятна прожектора, нужно учитывать именно угол поля луча. Почему же тогда большинство производителей указывают только один угол? В рамках угла луча (beam angle) средняя освещенность всегда выше, а следовательно, с точки зрения маркетинга, это выглядит интереснее. Чем это плохо? Тем, что покупатель рассчитывает на один диаметр пятна, а по факту получает совершенно иной.
• Диапазон зум (ZOOM). Общемировая практика указания диапазона зума применяет общую тенденцию и некоторую хитрость: для минимального зума часто указывают угол луча (beam angle), а для максимального зума – угол поля луча. Так диапазон кажется шире. Следовательно, если вы рассчитываете использовать прожектор на минимальном зуме, то учитывайте, что может быть еще и поле луча (field angle), таким образом, диаметр будет шире. Это зависит от точности указанных характеристик. STAGE4 – один из немногих брендов, который хоть и принимает эти мировые правила, но честно указывает Beam angle и Field angle как для минимального, так и для максимального зума.
• Цветовая температура. Коррелированная цветовая температура потому и называется коррелированной, что является наиболее соотнесенной, то есть наиболее приближенной к определенной отметке на линии цветности абсолютно черного тела. Белый свет с CCT 5600К может быть как зеленым, так и фиолетовым, т. е. производитель вас не обманул – это наиболее приближено к отметке 5600К. Указания и знания цветовой температуры недостаточно. Важно знать, как далеко от линии цветности находится точка, которая относится к белому цвету. Эта точка называется точка DUV (Дельта ЮВи). STAGE4 – одна из тех немногих торговых марок, которая всегда указывает эту точку в параметрах, чтобы пользователь заранее знал и понимал, «зеленит» или «розовит» синтезированный белый свет, либо же он почти идеальный.
• Индексы цветопередачи. Безусловным лидером в цветопередаче является только солнечный свет. Все индексы (CRI, CQS, TM-30–15, IES TM-30–18, TLCI, SSI и др.) основаны на сравнении с естественным дневным освещением и различаются количеством эталонных цветов или методикой сравнения. Самым первым и используемым чаще всего стал индекс CRI. Зачастую под ним понимают его самую первую версию, состоящую из восьми эталонных оттенков, среди которых нет глубокого красного цвета (R9). Исторически же для более эффективного сравнения со «Светилом» и определения качества белого света индекс CRI постепенно трансформировался и имеет уже и 9, и 15 эталонных оттенков. По девятому цвету, как правило, у светодиодных прожекторов имеются серьезные проблемы, и производители намеренно выбирают CRI по восьми оттенкам, чтобы не портить высокий индекс (в маркетинговых целях). Таким образом, данный параметр совсем не гарантирует вам корректную цветопередачу некоторых значимых оттенков, особенно естественных оттенков кожи лица. STAGE4 всегда указывает CRI по 8-, 9- и 15-м оттенкам, отдельно уведомляя об индексе глубокого красного цвета R9, даже если его уровень невысок. Именно R9 помогает принять решение покупателю, подойдет ли прожектор для выносного освещения или нет.
• Синтез. Любой из цветов можно назвать условно красным или условно синим. У красного цвета может быть до нескольких сотен оттенков, так же как и у синего или зеленого. Ожидаемый вами результат может расходиться с реальностью. А граница между желтыми, лимонными и янтарными диодами тоже может быть весьма условна, и часто производители диодов желтого или лимонного цветов выдают их за янтарные и наоборот. Поэтому не стоит слепо верить аббревиатуре синтеза (к примеру, RGB+L). Разобраться, какой же на самом деле цвет, помогут данные из лаборатории с указанием доминантной и пиковой длины волны. STAGE4 обладает результатами исследований по всем цветам синтеза и предоставляет эти данные потребителю.
Мифы и заблуждения:
- Все прожекторы IP65-IP68 предназначены только для улицы. Нет. Их можно и нужно применять в помещениях, сокращая тем самым потребность в обслуживании и снижая уровень шума от активной системы охлаждения.
- Прожекторы с активной системой охлаждения громкие. Нет. Это далеко не всегда так и не является аксиомой. Некоторые прожекторы с активной системой охлаждения настолько тихие, что для сравнения уровней шума с включенным и выключенным устройством нужен шумомер.
- «Диммер от 0 до 100%» обеспечивает плавность. Нет. Это бесполезная информация. Плавность и скорость диммирования определяют такие параметры, как 16-битные диммеры, кривые диммирования, скорость диммирования.
- Недорогие прожекторы не могут быть плавными или эффективными. Нет. Это заблуждение. Стоит внимательно изучить параметры и убедиться, что иногда недорогое устройство может оказаться эффективнее для ваших задач, чем более дорогое.
- Пластиковые корпуса очень хрупкие. Нет, это не так. Всё зависит от состава пластика. Многие корпуса делают из того же материала, что и уличную мебель, которая служит годами и её не так уж и просто сломать.
- С помощью RGB можно получить любой оттенок, смикшировать белый цвет любой цветовой температуры. Действительно можно. Но не так быстро. Такой свет будет иметь серьезные проблемы с цветопередачей.
- Светодиодные приборы не нуждаются в обслуживании. Нет. Хоть светодиоды и имеют больший ресурс, чем лампы накаливания, их потребность в охлаждении выше, чем у лампы, и таким прожекторам требуется регулярное обслуживание (в том числе чистка).
- Светодиодный прожектор неровня ламповому и не подходит для театра или ТВ. Нет. Это сильно устаревшее мнение, хотя еще несколько лет назад оно было верным. Современные технологии в области светодиодов достигли такого уровня, что не оставили ламповому оборудованию никаких преимуществ, кроме низкой стоимости самого источника света. Именитые театры в полной мере уже используют светодиодное оборудование, в том числе и на выносном софите.
Какой же правильный алгоритм действий при выборе прожектора?
Рекомендую следующий чек-лист:
1. Сфера применения прожектора. Где он будет использоваться: театр, студия, ледовая арена, концертный зал, ночной клуб, фасад здания? От сферы применения будет зависеть ряд параметров, на которые вы при ином подходе и не обратили бы внимания.
2. Назначение прожектора. Можно ли его использовать как фронтальное, контровое, боковое, нижнее, верхнее выносное освещение, или он предназначен для создания световых эффектов? На выбор повлияют различные комбинации из параметров. Нижеописанное носит рекомендательный характер.
- Выносное или поплановое освещение белым светом. Уровень шума прожектора — тихий или бесшумный, плавный и точный 16-битный диммер., наличие кривых диммирования, синтез CW+WW (теплый плюс холодный) либо LGB-ALC, CRI 90+, достаточный диаметр пятна (не менее 2м), освещенность не ниже 500лк. Сменные фрост-фильтры и кашетирующие шторки будут преимуществом.
- Контровое освещение. Рекомендовано наличие функции ZOOM. Остальные параметры не имеют принципиального значения или зависят от поставленных задач. Преимуществом будет являться наличие функции попиксельного управления или управления сегментами диодов.
- Боковое освещение. Рекомендуется наличие кашетирующих шторок и функции ZOOM, плавный и точный 16-битный диммер, синтез CW+WW (теплый плюс холодный) либо LGB-ALC, CRI 90+.
- Нижнее освещение. Для нижнего освещения рекомендованы малые габариты устройства, низкий уровень шума (или бесшумный), широкие углы луча (не менее 90°), сменные фрост-фильтры. Остальные параметры непринципиальны.
- Верхнее освещение (цветное). Здесь решающим фактором будут такие параметры, как уровень освещенности (рекомендуется не менее 300лк в определенном цвете), наличие ZOOM, плавный 16-битный диммер, функция изменения цветовой температуры. Желательно иметь синтез не менее RGBWA, который при необходимости сможет обеспечить белый свет с индексом цветопередачи не менее 70Ra.
- Световые эффекты. Для создания световых эффектов подойдут практически любые прожекторы типа PAR, особенно имеющие возможности попиксельного или сегментного управления. Выбирайте устройство в зависимости от поставленных задач, с узким или широким углом.
- Для освещения объектов, требующих точной передачи цветов (картины, костюмы, грим и др.) первостепенным параметром будет являться высокий индекс цветопередачи (не менее 90Ra). Если планируется видеосъемка или ТВ-трансляция, то уровень освещенности должен быть не менее 1000лк, у прожектора должна быть функция регулировки цветовой температуры и выбора частоты ШИМ, а также высокий индекс цветопередачи TLCI, а не CRI.
- Заливка вертикальных поверхностей (стены, кулисы, задники и др.). Тут желательно наличие ассиметричного отражателя, также преимуществом будут фрост-фильтры, шторки и очень широкие углы раскрытия поля луча.
3. Дистанции работы, требуемый диаметр. Нужно начинать не с мощности, а с измерения дистанций работы. От углов раскрытия луча и заданных рабочих дистанций будет зависеть диаметр светового пятна и его светораспределение. Далеко не всегда широкое пятно хорошо, так как сильно снижается освещенность. Ровно как и узкое пятно может иметь высокую освещенность. Но при этом есть большая вероятность возникновения темных или неосвещенных участков планшета сцены, что потребует значительного увеличения количества устройств. Узкий угол раскрытия луча также может привести к тому, что освещение артиста будет составлено неравномерно, неэстетично, из нескольких пятен. Для освещения зеркала сцены рекомендуется диаметр пятна не менее 2,3м (человек с вытянутой рукой вверх), а максимальный диаметр не должен превышать высоту зеркала сцены.
4. Требуемый уровень освещенности. Единого мнения или нормативных актов об освещенности на сцене нет, но проанализировав многие научные источники и труды, стандарты и нормы для бытового освещения, изучив опыт коллег и используя здравую логику, я предлагаю вам следующую градацию освещенности для белого цвета:
- ниже 50 люкс — крайне плохая;
- от 50 до 100 люкс — плохая;
- от 100 до 300 люкс — терпимая, но неудовлетворительная;
- от 300 до 500 люкс — удовлетворительная;
- от 500 до 1000 люкс — хорошая;
- 1000 люкс и выше — отличная.
5. Выбор прожектора по углам раскрытия луча, которые обеспечат нужный диаметр и освещенность. Именно углы луча определяют эффективность прожектора для заданной дистанции, а не мощность светодиода. Узкие лучи — дальнобойные прожекторы, широкие углы — для работы на очень близких дистанциях. Как только вы поняли, что с заданной дистанции вас устроит диаметр светового пятна, нужно убедиться, что этот прожектор обеспечивает требуемый уровень освещенности при таком диаметре и дистанции. Стоит помнить о разнице между Beam Angle и Field Angle. Максимальный диаметр пятна определяет именно второй показатель.
6. Выбор прожектора по подходящему синтезу. Для освещения лиц артистов или объектов, где крайне важно показать естественные цвета, следует выбирать прожекторы с белыми источниками света CW (холодный белый), WW (теплый белый). Синтезы RGB, RGBW, RGBA, RGBL, RGBY, RGBWA подойдут для контрового освещения или подсветки стен и декораций. Более универсальными для различных задач будут синтезы типа RGB+CW+WW или RGBALC. Это связано со спектральным составом света и, соответственно, уровнем цветопередачи.
7. Выбор по индексу цветопередачи. Необходимо определиться с вашими требованиями к цветопередаче. Если у вас рок-концерты или диско-клуб, то, вероятно, вам не нужен высокий уровень индекса цветопередачи CRI. Для всех остальных задач нужно позаботиться о том, чтобы уровень CRI был не ниже 70Ra, как минимальный порог. Индекс около 90? Отлично! Индекс выше 95? Великолепно! Будьте уверены, что ваши костюмы увидят так, как вы их задумали. Однако не забывайте про показатель R9 (красный). CRI – это средний показатель по всем оттенкам, и при общем высоком индексе не всегда красные оттенки будут отображаться верно.
8. Определиться с требуемым уровнем плавности. Если прожектору чаще всего предстоит использоваться только в такт музыке или просто статично светить, и не требуется работа на сверхтонких режимах интенсивности (работа с тысячными целого числа, например 0,198), то вам подойдет прожектор и с 8-битной системой диммирования или смешения цветов. При этом прожектор с 16-битной системой будет преимуществом, расширяющим ваши возможности. Бренд STAGE4 сейчас начал программу по переводу всех своих устройств на 16-битную систему управления интенсивностью и цветами.
9. Определиться с допустимым уровнем шума. Если есть задача, чтобы прожектор был полностью бесшумным, то стоит выбрать PAR с пассивной системой охлаждения. Но нужно понимать, что такая система охлаждения не применяется с источниками света большой мощности. Световая эффективность таких устройств будет низкой, и приборов потребуется гораздо больше. На музыкальных концертах, банкетах и прочих мероприятиях, где работает громкая музыка, уровень шума не столь важен — подойдет прожектор с активной нерегулируемой системой охлаждения.
Что будет являться приятным бонусом и дополнением, но не станет приоритетным в выборе прожекторов типа PAR?
• Функция Zoom, безусловно, является удобной для регулировки угла луча «на месте» и добавляет дополнительный динамический эффект.
• Попиксельное управление или управление сегментами. Интересный и эффектный бонус к прожектору PAR. Попиксельное управление позволяет управлять каждым светодиодом и назначать ему свой цвет, пошагово создавая из таких сцен свою уникальную анимацию. Управление сегментами же не дает возможности управлять каждым диодом, но позволяет выбрать цвет для группы диодов, которые образуют, например, кольцо или треугольник – кусочек пирога. Все эти возможности позволяют вам делать дополнительные динамические эффекты на статичном устройстве – многоцветный луч, эффект луча в луче или формирование только части луча. Особенно интересно это будет выглядеть, если не прятать устройства за арлекином, а, например, сделать из них интересную стену на заднике. Подходите к выбору устройств с попиксельным управлением рационально, с готовым планом применения данного эффекта.
• Канал управления цветовой температурой. Многие постараются возразить, что это не является преимуществом, ведь почти каждая более-менее приличная или профессиональная консоль управления светом умеет формировать пресеты (заготовки) цветовой температуры. Верно, это так. Но, как правило, алгоритм консолей построен просто на математике и заключается в том, чтобы проставить в определенной пропорции значения DMX-каналов аддитивного синтеза RGB или RGBW. Минус такого «консольного» подхода в том, что пульт не учитывает особенности сборки диодов и модель прожектора. В мультичипах цвета разнятся, следовательно, и пропорции будут индивидуальные. Увидеть соотношение цветов поможет спектральный отчет из лаборатории. Исходя из вышесказанного, DMX-канал CCT — однозначное преимущество, особенно когда есть не только пресеты, но и возможность линейно менять температуру. Всё же для белого света рекомендуется использовать прожекторы с белыми источниками цвета, а синтезированный белый свет использовать только при острой необходимости.
• Кривые диммирования. Кривые диммирования – мощное дополнение и специальные алгоритмы, определяющие нелинейную зависимость между значением DMX-канала и фактической интенсивностью (яркостью) светового прибора. Проще говоря, это реакция диммера устройства на ручку фейдера вашей консоли. Как правило, в прожекторах их делают четыре. Они имеют разные названия, но смысл один и тот же. Если одна кривая позволит вам быстро включать и выключать устройство для создания эффекта дискотеки, то в другом режиме вы будете наблюдать эффект замедленного гашения. То есть прожектор должен был уже включиться, выключиться и снова включиться в такт музыке, а он все еще выполняет задачу первого выключения. Обратите внимание, что на многих устройствах кривых диммирования может быть заявлено, но не расшифровано, что смена кривой диммирования происходит только через меню устройства. Между номерами одного гала-концерта с разными задачами вам придется использовать стремянку или опускать софиты, чтобы поменять кривую диммирования, что однозначно неудобно. При разработке устройств STAGE4 это учитывается и производится так, чтобы кривые диммирования управлялись удаленно, то есть через канал DMX с консоли.
• Тихий режим. Если еще несколько лет назад мало кого интересовал уровень шума прожектора, то в последнее время интерес к этому вопросу значительно вырос. Уровень шума в приборах во многих задачах стал одним из важных параметров. Давайте разберемся с этим показателем. Если с пассивной системой охлаждения всё понятно (там нет вентиляторов и шуметь нечему), то для более мощных устройств, как правило, применяют или комбинированную систему, или полностью активную, построенную только на вентиляторах и радиаторах. Под принудительной системой понимают вращение вентиляторов с максимальной скоростью каждый раз, как только пошло питание на прибор. Под интеллектуальной системой понимают вращение вентиляторов с изменяемой скоростью в зависимости от показания датчика температуры светодиодов. Данная функция предназначена с целью недопущения их перегрева. Повлиять на скорость и на уровень шума вы не сможете, регулировка происходит автоматически. Под тихим режимом многие понимают и реализуют тоже разное. Одни производители позволяют вам снизить скорость вращения вентилятора, но за это пропорционально снижают интенсивность света. То есть за тишину вы «заплатите» яркостью. Другие торговые марки, как например STAGE4, предлагают вам изменить скорость вентилятора, при этом не трогают яркость, понимая, что это будет заметно на сцене, но компромиссно не позволят опустить скорость вентилятора ниже допустимого уровня. Всегда уточняйте алгоритм работы тихого режима.
• Ультрафиолет. Сейчас очень популярен 6-цветный синтез RGBWA+UV, где UV и есть якобы ультрафиолет. Бесспорно интересная опция, но к этому параметру нужно относиться с осторожностью. Мощность таких УФ-диодов мала, а самое главное – по длине волны это может быть просто глубокий синий цвет, а не настоящий ультрафиолет в диапазоне частот УФ-А. Что это значит на практике? То, что в полной темноте будет легкая засветка синим цветом и станут видны актеры и материалы, которые по задумке не должны быть видны. Для достижения ваших целей есть как ламповые, так и светодиодные УФ-светильники, которые изначально используют совершенно другие источники света и другую длину волны. Убедиться в этом можно, запросив информацию о длине волны готового изделия в режиме UV (должна быть от 330 до 400нм).
• Протокол RDM, который позволит не использовать стремянки и не опускать софиты, а менять режимы DMX или адресацию приборов удаленно с пульта управления. 99% ассортимента устройств STAGE4 имеют RDM.
• Протокол ArtNET — это протокол для передачи данных DMX по Ethernet, позволяющий управлять световым оборудованием через компьютерную сеть и соответствующие адреса. Приятное дополнение, но, как по мне, имеет смысл и обоснованность, когда прожектор имеет попиксельное управление и занимает большое количество DMX-каналов.
• Кашетирующие шторки помогут частично ограничить световой луч, избегая ненужной засветки. Но стоит понимать, что это не система профилирования луча (профильные прожекторы) и обрезки луча справляются с подобными задачами куда менее эффективно. Хотя со шторками любой прожектор смотрится бесспорно профессиональнее, даже если они не используются. Преимущество шторок в стоимости и простоте использования.
• Сменные фрост-фильтры станут серьезным и очень эффективным приятным бонусом, так как добавят прожектору возможность менять углы луча, если он не оснащен функцией ZOOM. Также фильтры влияют на мягкость краев светового пятна. Но будьте готовы к тому, что и диаметр, и освещенность изменятся. Некоторые фильтры позволяют придать лучу и его проекции форму эллипса.
Аккумуляторные батареи — отличное дополнение для достижения автономности в местах, где не «пробросить» провода. Однако эффективность таких прожекторов будет многократно ниже аналогичного прожектора с кабелем питания. Возможности компактного аккумулятора ограничены, и мощные диоды быстро его разрядят, поэтому производители серьезно занижают подаваемый ток и напряжение на диоды, чтобы повысить время работы от АКБ.
Истинный мастер освещения знает, что лишь через внимательный подход к деталям рождается волшебство и подлинная гармония света и тени на сцене. Совершенство же сценического прожектора PAR заключается не в его высокой цене или известности бренда, а в тщательном подборе его параметров, уникальной комбинации функций, обоснованном и взвешенном выборе и правильном размещении, чтобы он исполнял свое задуманное предназначение. Ценность бренда STAGE4 заключается в детальном изучении каждого параметра в независимых лабораториях, чтобы пользователи обрели исчерпывающие и объективные данные о прожекторах, гарантирующие желаемый результат после приобретения.
Бренд-менеджер STAGE4.
Остались вопросы? Возникло сомнение в правильности вашего выбора устройства? Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться в наш уютный и дружелюбный чат технической поддержки пользователей STAGE4 в Telegram. С удовольствием объясним параметры, обоснуем выбор расчетами и поможем сделать вашу покупку приятной и эффективной. Ответим на любые вопросы.
Автор статьи: Денис Великжанин – бренд-менеджер STAGE4 и DTS компании «Имлайт».