Найти тему

Записка на рубле и «Окопная правда»

В июне 1942 года Севастополь ещё сопротивлялся. За оружие брались все, кто мог сражаться. Саше Галкину только исполнилось шестнадцать лет. Его и других подростков из народного ополчения придали «в усиление» морской пехоте. «Мы – морские пехотинцы!» – то и дело повторял парень.

Это были последние дни, когда ещё была возможность обороняться, огрызаться, удерживать какие-то рубежи. А потом стало понятно, что осталось лишь как можно дороже отдать жизнь. Под рукой у Саши был чернильный карандаш, а в кармане оказался рубль. На нём он и написал свою последнюю записку: «Женщина или девушка, которая найдёт этот рубль, пусть помнит и возьмёт на память от бойца морской пехоты Саши Галкина. Если найдёт женщина, то пускай возьмёт как от сына, а если девушка, то как от любимого. Друг, через час иду в смертельный бой и, может быть, не вернусь живым. Мне всего 16 лет, а я защищаю Родину, независимость. С.Галкин».

Разрушенный Севастополь
Разрушенный Севастополь

Записка на рубле была опубликована в вышедшем в 1968 году крымском сборнике «Строки, обагрённые кровью». В издании приводились последние письма, выдержки из дневников, послания из тюрем и с мест боёв, надписи на стенах камер и бараков. В очерке о Саше Галкине не упоминалось, кто и когда нашёл эту записку. И о судьбе самого Саши – ничего. Просто: «До последнего своего дыхания дрался с врагом». Погиб? Попал в плен? Стал одним из тех безымянных героев, чьи останки по сей день находят поисковики в окрестностях Севастополя?

-2

«Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую улицу… Нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие», – это строки из рукописной газеты «Окопная правда», которую выпускал двенадцатилетний Валерий Волков. На его глазах фашисты убили отца. Это было под Севастополем, в деревне Нижний Чоргун. Мальчик прибился к партизанскому отряду, откуда его переправили в осаждённый, но сопротивляющийся врагу Севастополь. Валерий учился в школе. Здесь, в Севастополе, шла почти обычная жизнь – сидели за партами ученики, работали заводы, вот только в больницах и госпиталях выхаживали большей частью не заболевших, а раненых.

Валера Волков
Валера Волков

В последние дни июня 1942 школа уже не работала: рядом, в Ушаковой балке, проходил рубеж обороны. Мальчик пропадал в окопах: приносил воду, бегал с поручениями, даже делал вылазки к местам боя и приносил оттуда оружие и патроны. 29 июня прошло под обстрелами, бомбёжками. Немцы атаковали постоянно, а защитников становилось всё меньше и меньше. А потом поползли танки. Валерий связал проволокой три гранаты и бросился с ними навстречу одному из них…

"Окопная правда" N11
"Окопная правда" N11

Похоронили мальчика у школы. О его подвиге стало известно лишь в начале 60-х, от двух защитников Севастополя, которые до последней минуты находились рядом с Валерием. У одного из них уцелел выпуск «Окопной правды» – последний, выпущенный юным редактором и журналистом. Номер одиннадцатый.

Фрагмент статьи "Не детское дело – война", Крымский научно-популярный Альманах "Полуостров сокровищ", выпуск I.

Разворот большой статьи "Не детское дело – война", Крымский научно-популярный Альманах "Полуостров сокровищ", выпуск №1.
Разворот большой статьи "Не детское дело – война", Крымский научно-популярный Альманах "Полуостров сокровищ", выпуск №1.