Найти тему
А почему бы и нет?

Жалость и Христос

Александр Ивашкевич

Если  человек сознательно и добровольно  делает  что-то себе во вред или  стремится попасть  в ситуацию, заведомо зная, что ему при этом будет плохо,  то  как к нему следует относиться?  Следует ли его жалеть? Сочувствовать?  Осуждать? 
      По рассматриваемому сценарию   могут   поступать  только  высоко духовные  личности,  для которых идеи, представления, теории, защита интересов других людей (семьи, племени, нации, государства)  значат больше  собственного благополучия.  Такие  люди  вполне  осознанно идут на потерю своего личного комфорта или даже на верную  смерть за  нечто, что для них духовно важно.  Нужна ли  им  при этом чья-то жалость?  Они же сами  решили  без всякого внешнего принуждения,  сами сделали по своему желанию. Это их путь.  Жалеть таких людей сродни вмешательству во внутренний мир человека, сродни нарушению его свобод…
      Жалость, при таких обстоятельствах,  будет  направлена скорее на самого себя, а не на того,  кто поступил так,  как не мог поступить иначе.  Начинаются причитания:  " и на кого же ты нас оставил", "как  же мы будем без тебя жить", "кто же нас, сирых, теперь защитит"...  Люди искренне сочувствуют себе, жалеют себя, считая  это  "жалостью"  к  другому. Другому следует оказывать помощь, а не "жалость". Горький вообще считал, что жалость унижает человека...
      А что такое "жалость" в нашем понимании? Жалость - это сопереживание чужих проблем, потерь, утрат как своих. Это хорошее и нужное эмоциональное качество нормального человека. Чувство жалости вызывает  стремление  отнестись к другому с пониманием, с сочувствием, с желанием поддержать его. Есть, также, жалость к себе.  Есть ещё чувство сожаления о том, чего нельзя вернуть, об ушедших годах, так бездарно потерянных, о  временах, когда можно было что-то сделать, а сделано не было,  о людях, с которыми не вышло то, что могло бы быть, о событиях, не использованных вами так, как надо  и т.д.
      Жалость вызывают люди, попавшие в различные житейские передряги, бездомные, инвалиды, уличные попрошайки, собаки... Особенно, если они попали в эти обстоятельства не по "справедливости". Мы жалеем своих оступившихся детей, постаревших родителей, родственников, попавших в неблагоприятные ситуации.
     Добрый самаритянин искренне пожалел попавшего в неприятную ситуацию человека... И эта библейская история стала  на века  примером проявления жалости,  доброты и определения "близости" к тебе конкретного человека. "Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем..." Человек так поступил по велению сердца. По своему желанию.
      Причин для проявления чувства жалости  много, и, часто, люди начинают верить в то, что тем самым, они действительно оказывают объектам своей жалости  реальную помощь. Чувство жалости - это только первый шаг в стремлении помочь ближнему. Если всё ограничивается лишь переживанием этого чувства, то кому, кроме вас, он нужно?  Все жалеют покойников. А что им от этой "жалости"? Они уже  там, где "только не и только ни". Пожалеть стоит скорее родственников и коллег, которые лишились чего-то, что давал им покойный. "Пожалеть" в смысле помочь...
      Люди искренне  жалеют Иисуса Христа. Это нужно Христу или людям? И второй вопрос: "За что жалеть Иисуса Христа?" Христос всё заранее точно знал  про свою жизнь и мученическую смерть.  Должны ли люди  Его жалеть, если всё, что произошло  с  Ним,   было предрешено,  предопределено заранее  и известно Ему?  В чём смысл  "предательства" Иуды, если лично от него ничего не зависело?  Христос был благодарен Иуде за помощь в реализации того, что должно (!!!) было произойти.
      Ничего личного, как говорят теперь, деловые люди.  Иуда  посодействовал планам  Господа. Если бы он этого не сделал, то пришлось бы  искать ещё кого-то. Зачем Христу лишние хлопоты. Любимый ученик  проявил понимание…
      И ещё вопрос: жалеть кого?  Он же Бог, хотя и в образе, личине  человека. Как можно жалеть Бога, если все Его деяния от Него  Самого и происходят? Все деяния Бога, по определению, истинно верные.  "Жалеть Бога" - не гордыня ли это? Или  глупость? Или нас кто-то держит за дураков?  Каков смысл  жалеть воду, за то, что она мокрая или воздух, за то, что он  улетает?
      Человек  может отрезать себе палец, чтобы сохранить руку или потерять руку, чтобы сохранить жизнь.  Меньшая жертва ради блага чего-то большего. Это нормально. Но если на "кону" стоит сама  жизнь? Что может быть  для человека больше жизни?   Идеи, высшие цели, благо семьи, сохранение рода, народа, государства, веры… 
      Человек сам решает,  как ему поступить. Человеку дан выбор. Человеку решившему что-то сделать не нужны ничьи жалости!
      Сообщество может пожертвовать своим членом, если это принесёт благо всему сообществу. Государство может пожертвовать сотнями людей ради блага миллионов.  При этих "жертвоприношениях"  людей  не спрашивают согласны ли они. Это необходимость, условие выживания  сообщества.   Меньшая жертва ради блага чего-то большего.
      Вы бы хотели всё знать про свою жизнь заранее?  Вряд ли. Ведь очень трудно жить, точно зная все  возможные тяготы и горести  такой жизни и невозможность их избежать. И не быть уверенным в том, что после вашей смерти вам будет хорошо и вам воздастся по делам вашим. Или хорошо будет тем, кого вы любите...
      Иисусу  было легче. Христос точно  знал кто Он  и, что Он вернётся к Отцу, и у Него всё будет Нормально. А вы знаете куда попадёте? Вы верите, что после смерти окажитесь там,  куда  ушёл  Христос?  Если верите, то Бог вам в помощь. А если не верите? Доказательств ещё никто не предоставил за всю историю человечества.   Может  лучше не знать, что тебя ожидает и надеяться на лучшее? Каков смысл жалеть себя?
      «Быть или не быть?  Вот в чём вопрос…» - вопрошал Гамлет. Ответа нет до сих пор. А возможен ли ответ?
       Есть ли некие надчеловеческие критерии, которые предопределяют кого надо жалеть, а кого нет?
       Ущербных физически людей всем жалко. Мол, слава Богу, что это не я! Тут всё  понятно и очевидно: нет руки, ноги, носа... А если человек ущербен интеллектуально - ну там глуп, мало образован, дурак... Его надо жалеть?
       А если человек ущербен духовно? А это как? Спросит каждый. А так, как ты понимаешь - отвечает мудрец! Вера в Бога - это ещё далеко не "духовность"! Духовность - это житиё с Богом в душе?! С Тем Существом, которое контролирует твои деяния с твоей искренней точки зрения! Которое есть Суть нашей Вселенной и лежит в основе её создания? Разум Высший, Абсолютная Идея, Единое Одно...
       Ну и кого, мы гуманитарные уже вроде как люди  должны "жалеть"?  Ущербных физически  или (и) ущербных интеллектуально, духовно?т  Моральных, нравственных, сексуальных извращенцев? "Извращение" - это отклонение от нормы. А "норму" можно и поменять???
       Понимать? "Понимание" - это что? Принятие и прощение? Идиоты, глупцы и бездари всегда имеют своё "понимание". Ориентироваться и на это?
       Относительность нравственности и морали. Так?  Или есть всеобщие, мировые критерии?! Кант там что-то пытался изобразить. Словами про "императивы"...

       Что такое обида. Справедливость и месть?
http://proza.ru/2021/01/14/274