Альберт женился на Валентине. Обычная семья, ничего особенного. Жена – домашняя, хозяйственная, при это с хорошим чувством юмора. Альберт – трудяга и заботливый муж. Вроде все замечательно, но вот детей не было долго. Родители с обеих сторон постоянно говорили:
- Внука бы нам или внучку. Для чего вы женились? Чтобы род продолжать.
Валя с Альбертом молча улыбались, но вот не получалось у них ребенка родить. Все врачи говорили, что все у них нормально. Но детей все не было, а годы шли.
Спустя пять лет родилась у них дочка, Машенька. Глазки мамины, ушки папины. Зарегистрировали они ее в квартире, в которой жили, вместе с папой. Квартира была мамы Альберта.
- Да ты наше солнышко, да ты наша радость, - приговаривали бабушки и дедушки.
Альберт на долгожданного ребенка не мог надышаться, Валя тоже радовалась, обожала доченьку.
Шло время, Маша уже в садик ходила, на развивашки всякие. К школе стала готовиться, и тут к Альберту пришли доброжелатели (любопытствующие дамочки):
- Валька-то твоя со старым знакомым общается, встречалась с ним когда-то, потом расстались. А сейчас работают вместе, обедать ходят на пару.
- Ну, мало ли кто с кем когда-то встречался. У нас семья, ребенок.
- Ох, зря ты ей так доверяешь, глазки у нее горят и щечки розовеют, когда она на этого Максика смотрит.
- Понаблюдаю, но я супруге верю.
Валентина дома вела себя обычно, с телефоном в местах, предназначенных для иного (туалет и ванна), не уединялась, пароли на телефон не ставила, вела себя спокойно.
Альберт подумал:
— Вот сплетники, наговаривают. И домой она вовремя приходит, и мне в любви не отказывает, и с дочкой занимается. Пироги пекла на выходных, на следующих тортик мой любимый, «Черепаха» сделает, а то и на «Медовик» согласится.
Ответил он доброжелателям:
- Со своей жизнью разберитесь, в нашу не лезьте, все у нас нормально. А раскраснелась – прогулялась, оторвалась от компьютера, горячего чаю, может, выпила.
Обиженные доброжелатели сказали:
- Ну погоди, мы докажем. Не можем мы себе позволить, чтобы нас считали обманщиками.
Валентина жила привычной жизнью, в обычном режиме, муж, ребенок, тихое семейное счастье. И уже несколько лет, два раза в неделю, задерживалась на работе с обеда, уходя чуть раньше. Ходила она в соседний дом, по известному только двоим адресу, где Максик снимал квартиру для них. И час предавались недостойным описания тут занятиям.
Не знала Валя, что слежка за ней, что ее недоброжелатели твердо решили собрать доказательства для ее мужа. Не ради денег, а принципа ради. Одна из доброжелательниц давно на Альберта поглядывала с симпатией, безответно, правда.
Слежка велась долго. Следом за Валентиной с Максиком ходили, подслушивали, но те только о работе разговаривали, да о событиях в мире. Внешне вели себя как коллеги: за ручки не держались, тайно не обнимались.
Не один месяц был потрачен, но узнали дамы о тайной квартире. Бабушки местные были опрошены, входы и выходы зафиксированы.
- Ведь не поверит Альберт, снять бы их в обстановке неподобающей.
Повезло им однажды, выходила Валентина из той квартиры, жаркие объятия позволила на прощание в дверях, а дверь-то уже открыли. Компрометирующие фотографии были сделаны, распечатаны, сохранены на съемный носитель, чтобы не потерялись, мало ли что. И, конечно, торжественно предъявлены Альберту.
Вечером Валентину ждал вопрос:
- Ты с кем тут? Что происходит?
Не стала отпираться неверная жена, заявила:
- Да, изменяла, сначала ребенка хотела, у нас не получалось, а потом так… привыкла, нравилась такая жизнь, адреналин в крови.
- В смысле – ребенок?
- После того, как с Максиком встречаться стала, и доченька родилась. Думаю, раз у нас с тобой не получалось – это его дочка.
Побелел Альберт, был в ярости. Пока в себя приходило, Валентина быстро собрала Машеньку, да и уехала на квартиру, которую Максик снимал, фамилию они Машеньке поменяли на мамину. Альберт, пока был в раздрае, дал согласие. Потихоньку пришел в себя от такого невиданного предательства, тут и отец его пришел:
— Вот теперь можно поговорить, сын. Ты с чего решил, что Маша не твоя дочка? Согласие дал на смену фамилии, злишься, с дочкой уже два месяца не виделся, а она скучает.
- Валентина сказала, что не от меня Маша.
- То, что она копия твоей матери, это ни о чем не говорит? Да и девочка скучает по тебе, плачет.
- И я скучаю ужасно.
- И из детского дома берут и любят. Да, была измена, но ради ребенка.
- Нет, папа, это тогда – ради ребёнка, а тут многолетний обман был. Это уже не ради ребёнка, вот это меня и обижает, предательство лютое.
- Ладно, ты с Валентиной разводишься, понятно. Но вот тест ДНК сделай, не пожалей денег. Будешь знать, твоя или нет, и потом решишь, как быть. В соответствии со своими чувствами и эмоциями.
Кивнул Альберт. Валентина заикнулась про отмену отцовства, вот и Максик не возражает, жить они уже стали вместе, и Валентина второго ребенка вроде как ждет.
- Нет, я считаю, что дочь моя, - заявил Альберт. – На маму мою похожа очень. Все же настаиваю на проведении экспертизы.
— Это дочь Макса, - чуть не кричала Валентина, - и второго ребенка я от него жду. Не мешай нашей семье. Отстань от Маши, она должна привыкнуть к изменениям.
Сделали тест, и он подтвердил – отец Альберт, не Максик.
Обрадовался Альберт, с дочкой он и до теста требовал видеться, но Валентина была против:
- Пусть к родному папке привыкает, ты ей никто.
- Столько лет был «кто», а теперь никто. Моя это дочь, и я ее люблю.
Тайно в садике виделся с Машенькой, а как тест подтвердил отоцвство, сказал:
- Попробуй только препятствовать нашим с ребенком свиданиям и общению.
Валентина была растеряна и обескуражена, срок второй беременности был немалый, и Максик поинтересовался:
- Сейчас от кого ребенка ждешь? Чуть на меня отпрыска мужа не повесила, а я, как тот доверчивый ….человечек, готов был на это. И ведь как убедительна была. А этот, от кого?
- От тебя, - бледнея и заикаясь говорила Валя.
- От меня у тебя только встречи, я не буду вешать себе на шею этого младенца без теста на отцовство.
- Ты мне не веришь?
- Удивительно, но и основания для этого у меня есть, - фыркнул Максик.
В быту коллега оказался невыносим, Маша ему мешала, Валентина громко топает. И фея оказалась какая-то приземленная, то в ванной сидит, то туалет посещает. Феи так себя не ведут, прилетают на время, прекрасные и радостные, и улетают в свои фейские кущи. А тут ест, пьет, спит, сопит во сне, живот растет, токсикоз мучает. Максику все это не нравилось, да и денег стало много уходить: то на питание, то купить домой что-то. Куда сходить – Валентина дуется, привыкла с мужем везде таскаться. А Максику хорошо и одному в бар пойти, с приятелями посидеть.
Стали они скандалит, чуть не до драк дело доходило. Валентина плакала, принц оказался поддельным, конь отсутствовал. Жили в съемной квартире, хотя у Максика была своя, но там жила его мама, которая не была готова принять у себя в двухкомнатной квартире сына с женой и почти двумя детьми.
Валентина вспоминала, как она ходила беременная Машенькой. Альберт с нее пылинки сдувал, старался радовать. Тяжелее кружки ничего поднимать не давал. А тут… И готовить самой, Максик даже кружку не помоет за собой, и за дочкой присматривать, и убираться. Хорошо хоть Альберт девочку забирает, да бабушки с дедушками на подхвате.
- Макс, мне надо гардероб новый. Живот уже большой, я не влезаю ни вот что.
- Надо – покупай.
- Так денег дай.
- У тебя своя зарплата есть, я не могу тебя по бутикам водить.
Обиделась Валентина, купила себе платье, одно, как раз ходить до родов хватит. А сама думала:
- Альберт бы мне обязательно купил и платьице, и костюмчик, и комбинезон для беременных. Но дорого, если куплю, не хватит на Машу. Хотя Альберт деньги дает, но как-то они быстро расходуются.
Ушла Валентина в декрет, деньги приберегла, а Макс скандал закатил, машина сломалась, и половину у нее выманил.
Тогда Валя стала записывать траты, зарплаты-то не было, и выяснила, что на Машу половина алиментов уходит, а вторую половину проедают они с Максиком, да и Максик не очень-то на питание дает. Стала Валентина требовать деньги, да только скандал новый вышел.
А Альберт в это время был спокоен. Квартиру двухкомнатную родители решили продать, Альберт пока у них поживет. Часть денег Альберту дадут, он купит себе то, что хочет, в ипотеку. А сами домик на доче перестроят под круглогодичное проживание, газ подключат.
Так и сделали. Времени прошло с момента развода немало, Валя уже и второго родила, и тест они с Максом сделали, да на Макса вторую дочку записали, его оказалась. Встречаться с доброжелательницей Альберт не стал, зря дама прилагала усилия для вывода неверной жены на чистую воду. Он встретил спокойную Танечку, стал встречаться, все у них было хорошо и ладно. И Машенька с Таней подружилась. Валентине это, конечно, не нравилось, но что поделать? Сказала все же Валя бывшему мужу:
- Со всякими тут дочь знакомишь, мало ли какая дама у тебя может быть.
- Ты вообще заявила, что от другого ее родила, и живет она у тебя неизвестно с кем, хотя я предлагал со мной оставить. Она и так более половины времени со мной проводит.
- Не отдам.
- Боишься без алиментов не выжить?
Валентина промолчала, так и было.
Вот с продажей квартиры случился казус. Надо было Альберту выписаться, вместе с ребёнком, на новую жилплощадь. Валентина идти отказалась:
- Сам там договорись, Машу пропиши с собой, и вообще. Не ходи тут, мы и так с Максом ругаемся.
Подал он документы на свою регистрацию по новому месту жительства, и на Машу тоже, а ему отказали. Согласие мамы надо.
- Так я как я приведу маму, если не идет, младенец у неё и новая семья.
- Пусть сама приходит и пишет, нет, без нее никак.
- Дайте письменный отказ.
Ему возвратили документы с письменным указанием:
МУ МВД России …. возвращены документы на Альберта и его несовершеннолетнюю дочь Машу со ссылкой на п. 58.2. Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (отсутствие документов, обязательное предоставление которых предусмотрено Административным регламентом).
Обратился Альберт в суд:
- Прошу признать незаконным отказ МУ МВД России в предоставлении мне государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ в связи с изменением места жительства. Прошу обязать МУ МВД России зарегистрировать меня и мою несовершеннолетнюю дочь по месту жительства, снять нас с регистрационного учета по прежнему месту жительства в связи с переменной места жительства.
Ответчики возражали:
- Принес бы два паспорта, мы бы и перерегистрировали. Это тоже согласие. А так - верно отказали, нужно согласие другого родителя на смену регистрации.
- Да кто же мне папорт даст, мы в разводе с Валентиной. Там уже и муж другой, и ребенок растет.
Суд дело рассмотрел, да и иск Альберта удовлетворил:
- Для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей письменное согласие другого родителя не требуется Для проведения регистрации требуется лишь заявление и документ-основание для вселения (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ). И при этом орган регистрационного учета ОБЯЗАН зарегистрировать гражданина в квартире по месту жительства. Детей до 14 лет регистрируют при предъявлении, удостоверяющих личность родителей, и по их заявлению. Отказ в государственной услуге – регистрации по месту жительства, не имел под собой правовых оснований.
…регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
В определении от 28 марта 2003 года по ходатайству МВД РФ об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, указал, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии, что является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище. (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2003 № 209-О).
Зарегистрировал Альберт по новому месту жительства себя и Машеньку, Танечка к нему переехала, Маша фактически жила у отца.
У Валентины же дела были весьма неважные. Максик скандалил, мог уйти, дома не ночевал. Она оставалась одна с ребёнком, денег не хватало. Хорошо хоть Маша у Альберта фактически жила. Но если долго будет у него, то может Валя алиментов лишиться. А на что тогда дить? Макс денег почти не дает. Да и зарплата у него намного меньше, чем у Альберта.
Альберт сказал:
- Валя, я не буду судиться по определению места жительства ребенка со мной, мы уже с юристом взвесили все «за» и «против», и много шансов, что ребенка оставят с собой. Да и на Машеньку это повлияет не лучшим образом. Мы с Таней согласовали, что я буду платить тебе алименты, как и плачу, но Маша живет с нами. Ты этому не препятствуешь. Начнешь выступать, пойду в суд, и определю место жительства ребенка с собой, да еще и алименты с тебя взыщу.
- Альберт, мне бы до садика младшего дотянуть.
- Добрый совет: уходи жить к родителям, вам с твоим ребенком там места хватит, все равно ты со своим кавалером фактически уже не живешь, только деньги на съем тратишь.
Валентина все же через месяц съехала к родителям, Макс к своей маме, и был счастлив. Нет, он готов встречаться с Валей, но не постоянно жить. Даже алименты платить готов, и не возражает сходить к нотариусу подписать соглашение. Все равно взыщет, зарплата у него вполне легальная, отцовство установлено. Так чего по судам ходить, дойдут до нотариуса, потом, когда у Макса будет время. Тогда и платить начнет.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Решение от 12 ноября 2019 г. по делу № 2А-4489/2019, Ногинский городской суд (Московская область)
Берегите себя и своих близких. И не забывайте пописываться на автора.