В Библии о пауках и паутине говорится следующее:
«Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их - дела неправедные, и насилие в руках их» (Ис. 59,6).
Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет; упование его подсечено, и уверенность его – дом паука (Иов.8:13-14).
Годы наша похожи на паутину (Пс.89, 10)
Наиболее интересным кажется этот пример из Притчей Соломона: «Паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах» (Притч. 30,28).
Как это можно истолковать? Паук, незначительное существо, а, благодаря своей цепкости, он везде может пролезть и живёт в царских чертогах. По своей природе паук должен жить в лесу, а он пролазит в царские чертоги. Также и мы, христиане, если мы будем цепко держаться за Христа, всеми силами, как паучок, то войдём в Царские Чертоги Царства Божьего. С этих животных нам христианам и надлежит брать пример.
Христианские святые разных эпох говорили о пауках и паутине во многих разных интересных смыслах, которые можно рассмотреть.
Святой Ипполит Римский (2-3 века) пишет: «Паук, лапками цепляющийся и легко уловляемый, живет и в царских чертогах - разбойник, руки которого были распяты, соединился с крестным распятием Христа и обитает в раю, твердыне трех Царей - Отца и Сына и Святого Духа».
Климент Александрийский (2-3 века) говорит о пауках в контексте христианского обычая целования мира: «если мы в Царство Божие призваны, то должны быть и гражданами этого царства, звания этого достойными, Бога любя и ближнего. Любовь же эта состоит не в целовании мира, а в благорасположенности. Некоторые же свой поцелуй мира с таким бесстыдством в церковных собраниях дают и принимают, что производят шум и смятение, самой любви в сердце вовсе и не имея…будем свидетельствовать о своей душевной благорасположенности к ближним целованием мира скромным и при устах сомкнутых; такого рода целование особенно и соответствует нравам кротким. Но есть другое, преступное целование, ядовитое, на себя лишь личину благочестия накидывающее. Или вы не знаете, что некоторые пауки человеку боль причиняют, лишь только садятся на уста? Точно так же и поцелуями часто вливается яд чувственности. Для нас теперь, следовательно, ясным становится, что христианская любовь состоит вовсе не в целованиях мира».
Святитель Григорий Богослов (4 век) пишет: «Те, кто, как паук, сплетают нити паутины, и в этой жизни издеваются над слабыми, пусть знают, как носятся легко ветрами и разлетаются [во прах] все приятности такой паучей жизни»
Святитель Иоанн Златоуст (4век) говорит: «видели вы, сколь мал паук? Растягивая паутину, он ловит мух, и часто воробей и иные птицы получают корм от этой худой ловитвы. Подобно и мы приемлем обилие Божие от немощных, безродных, худых и убогих (людей). Богу необходим всякий человек: богатый и убогий; поэтому не презирайте никого
Еще святой Иоанн Златоуст говорил следующее: «Ведь и паук трудится и хлопочет, растягивает по стенам тонкие ткани выше всякого искусства женского, но его не уважают, потому что работа его для нас совершенно бесполезна: таковы те, которые трудятся и хлопочут только для себя…»
Также святитель Иоанн Златоуст писал : «паутиной, следовательно, пророк назвал человеческую жизнь, отчасти потому, что она продолжается немного времени, так как недолговечность — свойство паутины, отчасти потому, что она сопровождается бесполезными усилиями и трудом, так как и паутина, вследствие чрезвычайной тонкости тканей, делается с большим трудом и усилием, хотя потраченный на них труд и бесполезен, поскольку не достигает ничего полезного».
Древний христианский автор Арнобий (4 век) пишет о том, что плетение пауками паутины на статуях языческих богов показывает, что даже животный мир не считает их за божество: «Неужели вы не замечаете, что иногда пауки ткут на лице статуи паутину и коварные сети, чтобы ими опутывать летающих и жужжащих бесстыдных мух, и что, наконец, летающие в самых куполах храмов и полные нечистот ласточки бросают свой помет и пачкают то сами лица, то головы божеств, бороду, глаза, носы и все другие части, на которые падают извержения? Покраснейте, таким образом, от стыда, хотя поздно, воспользуйтесь образом действия бессловесных животных, и пусть они научат также и вас тому, что нет ничего божественного в статуях, на которые они не боятся и не избегают извергать нечистоты, следуя своим законам и истинному внушению природы».
Святитель Григорий Нисский (4 век), когда писал об речениях древнего еретика Евномия, сравнивал их с паутиной: «как паутина имеет наружный вид ткани, но под этою наружностью нет самостоятельности, ибо прикасающийся к паутине не касается ничего состоятельного, паутинные нити от прикосновения пальцев пропадают, подобна этому и несостоятельная ткань пустых речений».
И еще святитель Григорий Нисский говорил о жизни тех, кто не может справиться с гневом. Уподобляя их жизнь паутине: «над кем превозможет владычество гнева, жизнь тех не состоятельна, походит на тень, подобна паутинной ткани. Как она бывает видна, пока остается связною; но если кто наложит руку, немедленно, от прикосновения перстов распадшись, уничтожится: так и жизнь человеческая, несостоятельными усилиями, как бы из воздушных некиих нитей всегда соплетаемая, напрасно старается соткать себе ткань неосуществимую, которой если коснется кто твердым помыслом, то избежит прикосновения, и обратится в ничто сей напрасный труд; потому что все, чего домогаются в этой жизни, есть мечта, а не существенность. Мечта — честь, достоинство, род, надмение, пышность, богатство, и все сему подобное, в чем поучаются науки этой жизни. Потому-то все подобное имеет нужду в уврачевателе Боге».
Святитель Афанасий Великий (4век) говорил о природе человеческой, сравнивая ее с патиной: «природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного, подобно паутине легко расторгается».
Блаженный Феодорит Кирский (4-5 века) также все временное и человеческое сравнивал с паутиной: «Ничего твёрдого, ничего постоянного не имеет в себе естество человеческое; подобно паутине удобно расторгается».
Святитель Кирилл Александрийский (4-5 века) вот как рассуждал о пауке в контексте распития Христа: «Паук, это малое, говорю, и весьма ничтожное животное, в пустых частях жилищ плетет ткани, с большим искусством сотканные из тонких нитей. Но хотя они сделаны с величайшим трудом, однако же решительно никакой пользы не приносят им; потому что они не могут служить одеянием тому, кто сделал их, но бывают слишком непрочны для облачения даже мастеров самого этого искусства. Таковы же, говорит, были и злоумышления Иудеев, очевидно, против Христа. Составляя хитрые замыслы и сплетая ложные обвинения против Него, они думали, как я сказал, что, подвергши Его телесной смерти, совершают нечто полезное для себя самих и посредством своих злоумышлений достигнут безопасности. Но надежды их оказались тщетными, потому что они лишились высшего благоволения и отвергли Защитника, то есть Христа, между тем как защита подается за добрые дела тем, которые, хотят совершать их, и притом ее подает им Бог. Для тех же, которые совершают зло, совершаемое ими не может служить ограждением для них, напротив они лишаются покровительства, подаваемого Богом».
Блаженный Иероним Стридонский (4-5 века): «тканье этих тканей бесполезно. Труд их, говорит, и все учение не производит одежды Христовой и ризы, которою могла бы прикрыться нагота души, но утруждаются тщетным трудом». И
Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский (5 век): «Да будет тебе, возлюбленный, – если хочешь вести борьбу, как следует, – примерным указателем образа и чина сердечного безмолвия маленькое животное – паук. Тот хватает и умерщвляет малых мух, а ты, если так же, как он (сидит в своей паутинной норе), претрудно безмолвствуешь в своей душе, не переставай всегда избивать младенцев вавилонских, – за каковое избивание блаженным назвал бы тебя чрез Давида Дух Святой».
Святитель Исидор Севильский (6 век) дает такое определения термина паука: «Паук – воздушный Червь, прозванный так из-за кормления воздухом. Он выпускает из крохотного тельца длинную нить и никогда не перестает служить натянутой паутине, постоянно поддерживая подвешенное своим искусством».
Святитель Григорий Двоеслов (6 век) сравнивает лицемера с пауком:
«уверенность лицемера справедливо называют паутиной паука, потому что все боли и труды, что они тратят, чтобы приобрести славу, ветер жизни ударов смертности рвет в клочья. Ибо, поскольку они никогда не ищут вещи вечности, они теряют вместе со временем все временные хорошие вещи. Более того, следует учитывать, что пауки сплетают свои нити, следуя порядку, и лицемеры тоже как бы регулируют свои дела проницательностью. Паутина сплетается через боль и труд, но она разбрасывается внезапным порывом потому, что то, над чем лицемер трудится с кропотливыми усилиями, мирская оценка уносит в никуда, и, в то время как в амбициозности, получив аплодисменты, его работа сводится к нулю, это как если бы его труд был развеян на ветру. Ибо часто бывает, что дела лицемеров длятся вплоть до самого конца нынешней жизни, но, зная, что они не ищут таким образом славы своего Создателя, они никогда не станут добрыми делами в глазах Бога. При этом очень часто бывает, как мы уже говорили выше, что они сильны в науке священного закона, что они дают уроки обучения, что они укрепляют свидетельствованиями каждое понятие, что они раскрывают; но они не стремятся тем самым улучшить жизнь своих слушателей, но получить аплодисменты для себя. Ибо они не знают, как представить любую другую вещь, кроме той, что может разжечь сердца их слушателей как можно быстрее заплатить мзду похвалы, и вовсе не знают, как зажечь их, чтобы пролить слезы. Ибо сердце, будучи озабочено внешними желаниями, не горит огнем божественной любви, и поэтому слова, которые исходят из холодного сердца, никогда не могут согреть своих слушателей к небесной любви. Ибо никогда не может какая-либо вещь, которая сама по себе не горит, сама по себе разжечь какую-либо другую вещь. Поэтому очень часто происходит, что в одно и то же время высказывания лицемеров не наставляют слушающих, но делают тех самых людей, которые сами произносят их, еще хуже, из-за вознесения в полученных похвалах».
Святой Иоанн Карпафский (7-8 века) говорит о пауке в контексте промысла Божьего о человеке: «посмотри на паука и рассуди, сколько разнствует человек от паука, паука, говорю, которого слабее и бессильнее ничего нет. А он ни стяжаний не имеет, ни повсюдных хождений не совершает, не судится и не гневается, и кладовых не имеет, в совершенной кротости и целомудрии и крайнем безмолвии проводит жизнь свою, о том, что касается ближних не любопытствует, одно свое делает и своим делом тихо и безмятежно занимается, чем и не говоря говорит любителям бездействия, что нехотящий трудиться не должен и есть, молчалив же он столько, что много превзошел самого Пифагора, которому больше всех философов эллины дивятся, за его подвиг воздержания языка, Пифагор не со всеми говорил, но с приятелями своими говаривал по временам тайком, также к быкам и орлам обращал иногда речь, делая нечто смеха достойное и бессмысленное; вина совсем он не употреблял, и пил одну воду. Такое Пифагорово воздержание языка паук превзошел совершенным своим безгласием; воздержание же его от винопитья тем, что чуждается и водопитья. В таком безмолвном состоянии пребывает слабый и смиренный паук, не любя выходить наружу и блуждать там и сям, ни безмерно предаваться труду и утомлению; и в вышних живый и на смиренные призираяй (а ничего нет смиреннее паука), простирая даже до него свое промышление, посылает ему каждодневно питаньице некое, по близости скинийцы его, давая попадаться в сети его для потребы его малым насекомым».
Прп. Никодим Святогорец (18 век) говорит о пауке в негативном ключе сравнивая его с человеком, объятым страстью гордости: «Гордость – безумная похоть, которая, обладая человеком, внушает ему мысли о том, что он лучше, чем есть на самом деле, и что другие люди думают о нем то же, что и он. Поэтому гордый не думает ни о ком, только о себе. Как паук сидит в центре паутины, так и он поставляет себя в центре всего. И как паук прядет паутину из самого себя, так и гордый, когда думает или делает что-то, всегда считает себя основой всего. Слуг он считает за бессловесных животных, их господ – своими слугами, к своим родственникам он относится так, как будто никогда не знал их, к своим согражданам – как к бродягам и чужакам».
Но также святой Никодим рассуждает о нем и в положительном ключе: «если вы гордитесь своими умелыми руками, то oни не идут ни в какое сравнение с ножками паука и пчелы, ничтожных и слабых козявок. Паук своими ножками настолько ловко изготавливает самое тонкое и самое прочное полотно, какое не под силу ни одному ткачу, даже лучшему в мире».
Святитель Илия Минятий (17-18 века) сравнивает корыстолюбцем с пауком: «нет животного, которое работало бы так усердно и искусно, как паук; он губит себя, выделывая это нежное полотно, так как эта тонкая ткань выходит из его внутренностей; но ведь это полотно бесполезно, такой труд и искусство паука напрасны. Подобным же образом нет человека, который работал бы больше, чем корыстолюбец. Какой труд! Сколько путешествий, сухопутных и морских! Сколько забот о прибыли! Какая тщательность в замыслах и какая точность в расчетах! Он сохнет, истощается от забот и попечений и делает дело, но это – паутина, постав паучинный. И как из ткани паука нельзя сделать одежды, так и из дела корыстолюбца не может выйти никакой пользы».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (19 век) сравнивает с пауком рассудок человека с его суждениями: «Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины: вера – средство сообщения духа с духом, а рассудок – духовночувственного с духовно-чувственным и просто материальным: та – дух, а этот – плоть».
Также святой Иоанн пишет о пауке следующее: «Мы думаем, что на земле только и блаженство, на земле только и жизнь, как муравьи считают, что в муравейнике заключается весь мир, или рыба в воде считает, что тут-то весь мир, или паук паутину свою считает едва не за всю вселенную. – Нет, наше отечество там, на небесах, к нему будем стремиться».
Еще святой праведный Иоанн говорил: «Весь мир – паутина в сравнении с душой человека-христианина; ничто в нем не постоянно и не надежно; ни на что опереться в нем надежно нельзя: все рвется. Ни к чему не надо привязываться сердцем, кроме единого Бога, раскинувшего эту паутину, содержащего и оживляющего ее. К чему ни привяжешься, кроме Бога, все то язвит и стесняет сердце; к Нему одному полная привязанность живительна»
ЪЭ
Святитель Феофан Затворник (19 век) говорит: «Посмотрите, что делает паук со своею добычею? Часть за частью он опутывает ее тою же тонкою паутинкою, пока запутает всю; после этого жертва его хоть и делает некоторые движения, но они уж не сильны освободить ее. Так и грех, к которому частыми падениями привыкает человек: часть за частью поражает он в нем, пока исполнит собою и тело, и душу и пока не поработит его себе. Потом хоть и приходит иногда человеку на мысль бросить грех, но видя, как он запутан в нем, уже не решается поднять руку, чтоб выпутаться».
А вот что говорил преподобный Амвросий Охтинский (19 век): «Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет – как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит... Так и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову долой... Смотри, не будь мухой, а то также жужжишь».
Святитель Филарет Московский (19 век) говорит: «Что может быть святее, как проповедывать людям спасительное учение о Христе Распятом? Но это было предметом соблазна, как говорит Апостол: "мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн" (1Кор. I. 23). Это соблазн не от проповедующих, которых дело было чисто и свято, а от самих соблазняющихся, которые из спасительного для верующих учения о Кресте, мудрованием плотским, гордостью и неверием извлекали для себя вещество соблазна, подобно как паук извлекает яд из цветка, дающего пчеле мед».
Миссионер и полемист протоиерей Иоанн Смолин (19-20 века) также сравнивает с пауками еретиков, которые ищут в Писании яд, как пауки в цветах: «Как пчела со цветов собирает мед, а паук – яд, так православные при руковод. церковных учителей и при содействия Святого Духа получают от Писания пользу, а самочинно-истолковывающие священного Писание сектанты получают вред».
Такую же мысль озвучивал и подвижник схиархимандрит Иоанн Маслов (20 век): «Важно в жизни, что извлекаешь из обстоятельств. Паук из цветка яд берет, а пчела – мед».
Преподобный Иустин (Попович) Челийский (20 век) сравнивает с пауком смерть, говоря: «Зачем же дается жизнь человеку, если он со всех сторон смертью окружен? Силки смерти расставлены повсюду; на стезях человеческих лежит мрак. Как огромный-огромный склизкий паук, смерть сплела густые сети вокруг копотью покрытой звезды нашей и в них ловит людей, как беспомощных мух. Со всех сторон людоедские ужасы оплетают человека, и ему некуда деваться, так как смерть угрожает отовсюду».
Священномученик Григорий Лебедев (20 век), объясняя слова Господа из Евангелия «видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне», пишет: «видишь ли, все это паутинное нагромождение внешней культуры, опутавшее всю землю? В одно мгновение, как свивается паутина, долго и искусно тканая пауком, в одно мгновение все изничтожится так, что от кичливой постройки земли не останется камня на камне!».
Итак, рассмотрев эту интересную тему, мы видим, как глубоко Библия и Святые Отцы проникают в суть вещей, используя даже образ паука для передачи нам важных духовных истин. Священное Писание и Отцы Церкви используют образ паука для описания различных аспектов человеческой жизни, как позитивных, так и негативных.
Библия и святые отцы Церкви нам показывают, тщетность дел неправедных, которые сравниваются с паутиной - хрупкой, легко разрушаемой и бесполезной.
Образ дома паука подчеркивает хрупкость и ненадёжность надежды, основанной на чем-то неверном, как паутина. Также говорит о быстротечности и хрупкости человеческой жизни, которая подобна паутине, легко рвущейся.
Паук, цепляющийся лапками и ползущий в царские чертоги это - символ стойкости и настойчивости в достижении цели. Христианин, цепляющийся за Христа, как паук за свою паутину, может войти в Царствие Божие.
Здесь мы видим и разбойника, соединившегося с крестным распятием Христа, и осознаем, как даже грешник, подобно пауку, может найти спасение в Христе.
Также ми видим как отцы Церкви обличают фальшивую любовь, сравнивая её с ядовитым поцелуем паука, который, под видом дружелюбия, может принести вред. Как они осуждают тщеславие и преходящую радость мирской жизни, сравнивая её с паутиной, которая легко разрушается. Как сравнивают человеческую жизнь с паутиной, подчеркивая её быстротечность и тщетность, но при этом говорят и о том, что Бог любит каждого человека, независимо от его положения.
Также мы видим, что образ паука, ткущего паутину на языческих статуях, используется для того, чтобы показать, что животные не считают этих идолов их богами.
Также пустые слова еретиков сравниваются с паутиной, которая, хотя и выглядит как ткань, на самом деле не имеет никакой ценности.
Еще мы узнаем о хрупкости человеческой природы, сравниваемой её с паутиной, видя быстротечность и хрупкость человеческого существования.
Также мы видим, сравнивает злоумышления Иудеев против Христа тоже сравниваются с паутиной, которая не может защитить от Божьего правосудия. Паутина — это еще и тщетные дела, которые не приносят духовной пользы. Образ паука используется для того, чтобы показать, как важно бороться с грехами и не поддаваться им. Пауки нас научаю трудолюбию и мастерству. Также с пауком сравниваются лицемер и корыстолюбец, которые, хотя и трудятся, но создают бесполезные вещи.
Кроме того, это научает нас истине Божьем промысле, который заботится даже о слабых и ничтожных существах, таких как пауки. Паук остерегает нас от гордости, ведь гордый человек подобен пауку, который сидит в центре паутины и считает себя центром всего. Также и рассудок человека схож с пауком, который пытается уловить истину в сети своих суждений.
Сравнивается с паутиной и грех, который постепенно опутывает человека и порабощает его. Также мы уразумели и то, что диавола подобен пауку, который расставляет сети, чтобы поймать людей.
Мы узнали, что даже проповедь о Христе может стать соблазном для тех, кто не верит, ибо она может стать для человека ядом. Мы узнали еще и то, что сравниваются с пауками и еретики, которые ищут в Писании яд, а не пользу, что научает нас еще и тому, что важно извлекать из обстоятельств добро, а не зло.
Смерть тоже схожа с пауком, который расставляет сети, чтобы поймать людей. И, наконец, мирская культура тоже сравнивается с паутиной, которая в одно мгновение может разрушится.
Итак, образ паука и паутины в Священном Писании и у Святых Отцов очень многогранен. Он может символизировать как тщетность и хрупкость, так и настойчивость и стойкость. В конечном счете, этот образ напоминает нам о том, что нужно искать истинную ценность, а не преходящие земные блага, и что только в Боге мы можем найти истинное спасение и прочную опору.
#пауки #паутина